Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социальная педагогика: курс лекций (220,00 руб.)

0   0
АвторыДевятловский Дмитрий Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц179
ID336368
АннотацияКурс лекций содержит разделы: социальная педагогика как отрасль знания; основные категории социальной педагогики; социализация как социально-педагогическое явление; мегафакторы, макрофакторы и мезафакторы социализации; человек в процессе социализации; социально-педагогическая виктимология; воспитание как институт социализации; социальное воспитание; особенности социального воспитания в различных воспитательных организациях.
Социальная педагогика: курс лекций / Д.Н. Девятловский .— : [Б.и.], 2015 .— 179 с. — URL: https://rucont.ru/efd/336368 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Лесосибирский филиал Д.Н. Девятловский СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве курса лекций для студентов направления подготовки 39.03.02 (040400.62) «Социальная работа» профиля подготовки «Социальная работа в системе социальных служб» очной и заочной форм обучения Красноярск 2015 УДК 378 Девятловский Д.Н. <...> Социальная педагогика: курс лекций для студентов направления подготовки 39.03.02 (040400.62) «Социальная работа» профиля подготовки «Социальная работа в системе социальных служб» очной и заочной форм обучения / Д.Н. Девятловский. <...> Курс лекций содержит разделы: социальная педагогика как отрасль знания; основные категории социальной педагогики; социализация как социально-педагогическое явление; мегафакторы, макрофакторы и мезафакторы социализации; человек в процессе социализации; социальнопедагогическая виктимология; воспитание как институт социализации; социальное воспитание; особенности социального воспитания в различных воспитательных организациях. <...> ………………. 43 Лекция 5 Основные составляющие влияния мезофакторов на социализацию человека………………. <...> 142 Лекция 12 Особенности социального воспитания в различных воспитательных организациях………………………………………. <...> Для решения поставленных задач в содержании лекционного курса вынесены следующие темы: социальная педагогика как отрасль знания; основные категории социальной педагогики; социализация как социальнопедагогическое явление; мегафакторы, макрофакторы и мезафакторы социализации; человек в процессе социализации; социальнопедагогическая виктимология; воспитание как институт социализации; социальное воспитание; особенности социального воспитания в различных воспитательных организациях. <...> Его социальная педагогика основывалась на том, что человека нельзя понять, если не <...>
Социальная_педагогика_курс_лекций.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Социальная_педагогика_курс_лекций.pdf
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Лесосибирский филиал Д.Н. Девятловский СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве курса лекций для студентов направления подготовки 39.03.02 (040400.62) «Социальная работа» профиля подготовки «Социальная работа в системе социальных служб» очной и заочной форм обучения Красноярск 2015
Стр.2
УДК 378 Девятловский Д.Н. Социальная педагогика: курс лекций для студентов направления подготовки 39.03.02 (040400.62) «Социальная работа» профиля подготовки «Социальная работа в системе социальных служб» очной и заочной форм обучения / Д.Н. Девятловский. – Красноярск: СибГТУ, 2015. – 178 с. Рецензенты: канд. пед. наук, доцент С.А. Осяк (Лесосибирский педагогический институт, филиал СФУ); канд. филос. наук, доцент Е.С. Медведева (научнометодический совет СибГТУ). Курс лекций содержит разделы: социальная педагогика как отрасль знания; основные категории социальной педагогики; социализация как социально-педагогическое явление; мегафакторы, макрофакторы и мезафакторы социализации; человек в процессе социализации; социальнопедагогическая виктимология; воспитание как институт социализации; социальное воспитание; особенности социального воспитания в различных воспитательных организациях. © Д.Н. Девятловский, 2015 © ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет», Лесосибирский филиал, 2015
Стр.3
3 Содержание Введение………………………………………………………………... Модуль I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ…………………………………………………………... Лекция 1 Социальная педагогика как отрасль знания…..…………... Лекция 2 Основные категории социальной педагогики..……..…….. 4 7 7 19 Лекция 3 Социализация как социально-педагогическое явление………………………..………………………………………… 31 Лекция 4 Мегафакторы и основные макрофакторы социализации…………………………………………..……………….. 43 Лекция 5 Основные составляющие влияния мезофакторов на социализацию человека………………...……………………...……… 59 Лекция 6 Человек в процессе социализации..……………………….. 73 Лекция 7 Социально-педагогическая виктимология…………...…… 83 Модуль II ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ…………… 94 Лекция 8 Воспитание как институт социализации…………………... 94 Лекция 9 Воспитание в контексте микрофакторов социализации…. 105 Лекция 10 Социальное воспитание…………………………………… 124 Лекция 11 Создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека в воспитательных организациях……………... 142 Лекция 12 Особенности социального воспитания в различных воспитательных организациях………………………………………... 158 Заключение……………………………………………………………... 174 Библиографический список…………………………………………… 176 Приложение А (справочное) Перечень ключевых слов…………… 177
Стр.4
Учебное издание ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ДЕВЯТЛОВСКИЙ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Курс лекций Отв. редактор Редактор РИЦ Е.В. Соколова Т.А. Полуэктова Усл.печ.л. Подписано в печать Формат 60х84 1/16. Изд.№ 10/3. Заказ № Тираж экз. Редакционно-издательский центр СибГТУ 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82 Факс (391) 211-97-25 Телефон (391) 227-69-90
Стр.5
4 Введение Учитывая, что будущее будет определяться крупными научными изменениями в мире, новой конкуренцией, мобильностью знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, ориентированной на научный поиск, приобретает решающее значение. Общеизвестным является то, что образование имеет достаточный потенциал для развития личности, обладающей способностями к различным видам научного творчества. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к меняющимся условиям жизни, ко всему тому, что предоставляет им жизнь. С нашей точки зрения, результатом такой образовательной деятельности может являться наличие профессиональной педагогической компетенции у студентов технологических вузов направления подготовки «Социальная работа». Целью данного курса лекций является усвоение студентами основных закономерностей развития социальной педагогики, осознание ими образования как важного фактора развития личности и общества, формирования у студентов знаний, умений, навыков в области социальной педагогики. Основными задачами являются: • формирование теоретических представлений о социальной педагогике как отрасли гуманитарного знания, ее объекте и предмете исследования и основных категориях; • социальной педагогики; выработка представлений о методологических основах
Стр.6
5 • осознание социокультурных функций образования, понимание его решающей роли в социальном созидании; • педагогических явлений; • развитие целостного закономерностях социализации ребенка; • формирование системного подхода к изучению социальнопредставления о факторах и формирование знаний и умений в области социальнопедагогических исследований. Для решения поставленных задач в содержании лекционного курса вынесены следующие темы: социальная педагогика как отрасль знания; основные категории социальной педагогики; социализация как социальнопедагогическое явление; мегафакторы, макрофакторы и мезафакторы социализации; человек в процессе социализации; социальнопедагогическая виктимология; воспитание как институт социализации; социальное воспитание; особенности социального воспитания в различных воспитательных организациях. Курс «Социальная педагогика» по направлению 39.03.02 (040400.62) «Социальная работа» профилю подготовки «Социальная работа в системе социальных служб» очной формы обучения общим объемом 144 часа изучается в течение 4 семестра. Общий объем лекционного курса 36 часов. Практические (семинарские) занятия планируются в объеме 36 часов. Нормативный объем самостоятельной работы установлен в объеме 36 часов. Курс завершается экзаменом в 4 семестре. Курс «Социальная педагогика» по направлению 39.03.02 (040400.62) «Социальная работа» профилю подготовки «Социальная работа в системе социальных служб» заочной формы обучения общим объемом 144 часа изучается в течение 5 семестра. Общий объем лекционного курса 8 часов. Практические (семинарские) занятия планируются в объеме 8 часов.
Стр.7
6 Нормативный объем самостоятельной работы установлен в объеме 92 часов. Курс завершается экзаменом в 5 семестре. В результате изучения курса лекций по дисциплине «Социальная педагогика» у студентов формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): - быть готовым к эффективному применению психологопедагогических знаний для решения задач общественного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20); - быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1); - быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6).
Стр.8
7 Модуль I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ (20 часов) Лекция 1.СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ (2 часа) План 1 Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России 2 Объект и предмет социальной педагогики 3 Структура социальной педагогики 4 Функции и прикладные задачи социальной педагогики 1 Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России Сложившаяся социально-политическая ситуация на рубеже XX– XXI вв. выдвинула социальную педагогику в самостоятельную отрасль человекознания, ценность и значимость которой определяются в современных условиях потребностью гуманизации изменившейся личности и динамично меняющегося отношений общества; значимостью социально-педагогических знаний в научном обеспечении развития всех сфер социальной практики (деятельности социальных учреждений, системы социальных учреждений, системы социальных служб); повышением роли социальной службы. Идеи и традиции социальной педагогики зародились еще в Древнем мире. Так, идеи добра и зла рассматриваются в трудах Пифагора, Сократа. Цицерон в «Философских трактатах» утверждал, что делать добро – признак высшего совершенства. У древнекитайского философа Конфуция любовь к ближнему, сострадание и гуманность обосновываются как самые важные качества человека. В V в. до н.э. Демокрит говорил о
Стр.9
8 зависимости воспитания от общественных условий. Платон, Аристотель (V–IV вв. до н.э.) считали воспитание условием развития человека, связывали судьбу общества с развитием всех его граждан. Существовавшие в античное время спартанская и афинская системы воспитания имели четкую социальную направленность, в которой отражались характер государства, особенности его социальноэкономической и политической жизни. Корни социальной педагогики уходят в глубь веков, свое начало она берет в IV–V вв., когда при церквях были созданы первые воспитательные дома для брошенных детей. В Новое время в общественном сознании утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются преобразующим фактором развития общества. Словосочетание «социальная педагогика» было предложено в XIX в. немецким педагогом Адольфом Дистервегом (1790–1866). Немецкий философ Пауль Наторп (1854–1924) в начале ХХ в. выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, способствующих реализации данной идеи. В книге «Социальная педагогика» (1911 г.) П. Наторп провозгласил идею о том, что человек становится человеком только благодаря человеческой общности. О социальном становлении личности писал Сергей Иосифович Гессен (1887-1950). Он рассматривал школьное самоуправление как основу социализации личности, выступал против классового подхода и принципа партийности в системе образования. Одним из основателей социальной педагогики в России был Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962). Его социальная педагогика основывалась на том, что человека нельзя понять, если не изучать окружающую его среду (главный фактор социализации).
Стр.10
9 Станислав Теофилович Шацкий (1887-1934) считал, что развитие ребенка следует рассматривать не в его генетических задатках, а в той социальной и экономической среде, в которой происходит его воспитание и формирование. Главным в формировании личности является «социальная наследственность», под которой он подразумевал нормы, традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение. С.Т. Шацкий разрабатывает идею двустороннего влияния: с одной стороны – влияние окружающей среды на формирование личности ребенка, а с другой – влияние ребенка на окружающую среду. С именем Петра Федоровича Каптерева (1849-1922) связана постановка проблемы соединения семейного и общественного воспитания. Он выступал за организацию яслей, детских садов, семейных школ и приютов для детей рабочих и крестьян. Константин Николаевич Вентцель (1857-1947) в 1905 г. поднимает вопрос о создании в России Великой хартии для защиты детей, выступает за создание Интернационала учащихся и разрабатывает Декларацию прав ребенка. К началу XX в. в России сложилась система социальных служб. Действовало множество благотворительных организаций и попечительских советов. После 1917 г. отношение к благотворительности в России меняется. Большевики осудили ее как буржуазный пережиток. Советская педагогика определяет социальную сущность воспитания и образования. Ученые этого периода Мария Васильевна Крупенина (1882-1950) и Василий Николаевич Шульгин (1894-1965) выдвинули задачу объединения воспитательной функции школы и социальной среды, привлечения социальной среды к воспитанию детей, так как без контакта с окружающей средой школа не в состоянии разрешить задачу воспитания. Взгляды этих ученых разделял
Стр.11
10 Павел Петрович Блонский (1884-1941), который писал, что нельзя успешно обучать и воспитывать ребенка без знания норм и ценностей его социального окружения. Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов резко возросло. В связи с этим появляются социальные службы охраны детей, начинается подготовка первых специалистов для работы с детьми. Происходит бурное развитие науки педологии. Но в 1936 г. было решено покончить со всеми проявлениями благотворительности окончательно. Многие ученые подверглись репрессиям, а понятия «социальное воспитание» и «среда» были забыты надолго. Социальные исследования не проводились. Если у ребенка или взрослого были какие-либо психические или физические отклонения, то он должен был находиться в обществе себе подобных. Государственная помощь таким людям оказывалась на очень низком уровне. Война изменила отношение общества и государства к обездоленным людям. Создаются школы-интернаты для эвакуированных детей, расширяется сеть детских домов для детей воинов и партизан. Наряду с этим начинает возрождаться благотворительность (хотя это слово и не употребляется). Начиная с 1950-х гг. возрастает интерес к социальной педагогике, но этот термин не произносят. Проводятся первые исследования по проблеме комплексного воспитания ребенка. В 1990 г. Верховным Советом СССР была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка. В начале 1990-х гг. были приняты и начали реализовываться три большие социальные программы: «Социальнопсихологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Творческое развитие личности», «Социальные службы
Стр.12
11 помощи детям и молодежи». Были разработаны и действует в настоящее время государственные социальные программы «Дети России», «Дети Чернобыля», «Дети Чечни», «Одаренные дети» и др. Если первоначально сфера деятельности социальной педагогики распространялась преимущественно на «обиженных» детей (подкидышей, сирот, подвергшихся насилию, калек и т. д.), то впоследствии в нее попадают не только все дети, но и все группы населения. Социальная педагогика выходит из рамок общественной благотворительности и милосердия и обращается к заботе о личности ребенка и его правах. 2 Объект и предмет социальной педагогики Социальная педагогика как область науки и сфера педагогической деятельности нацелена на преобразование окружающей среды, формирование гуманных, воспитывающих межличностных отношений в различных видах социума. Чтобы понять особенности социальной педагогики как науки, необходимо определить объект (определенная область существующего мира, реальной действительности, т.е. фрагмент объективной реальности) и предмет (стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта исследования или результат осмысления объективной реальности). Социальная педагогика – это наука, исследующая влияние социальных факторов на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания. Термин «социальная педагогика» был предложен «учителем всех немецких учителей» Адольфом Дистервегом в середине XIX в. и означал работу учителя среди населения. Термин «социальная педагогика» состоит
Стр.13
12 из двух слов – «педагогика» и «социальная», как бы объединяя их значения. Такое объединение двух понятий связано с процессами дифференциации и интеграции в науке. Тот факт, что социальная педагогика выделилась из педагогики, означает, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются они в определенном аспекте. Очевидно, что специфика этой новой области педагогических знаний отражена в слове «социальная». Понятие «социальный» (от лат. socialis – общий, общественный) объединяет все то, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения и взаимодействия. В таком случае, если педагогика – это наука о воспитании и образовании подрастающего поколения, то социальная педагогика особо выделяет в процессах воспитания и образования те аспекты и явления, которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе. Процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок) называется социализацией. Объектом социальной педагогики является целостная система социальных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его ближайшего окружения. Некоторые авторы считают, что объектом социальной педагогики является ребенок, а предметом исследования становятся закономерности его социализации; человек на всем протяжении его жизни, оказание ему помощи в процессе социализации. Взгляды на определение предмета социальной педагогики также различны: процесс воспитания всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемый как в специальных воспитательных учреждениях, так и вне их; воспитательное влияние социальной среды.
Стр.14
13 В.Г. Бочарова предметом социальной педагогики называет процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды. Таким образом, социальная педагогика является междисциплинарной областью научных исследований, тесно связанной с другими гуманитарными науками. Она рождается из педагогики, использует ее богатейшее историческое наследие, применяет педагогические методы и средства. С другой стороны, поскольку явление социализации как часть общественных отношений изучается социологией, социальная педагогика опирается на некоторые социологические теории, использует методы и средства, применяемые в социологии. Но при этом социальная педагогика вырабатывает и свои собственные теории, методы, средства и технологии. Социальная педагогика – это отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией. Социальная педагогика представляет собой достаточно сложную систему, включающую социально-педагогические системы разного уровня и форм. Субъектами социальной педагогики являются люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Различают уровни социальной педагогики в зависимости от социетальный, масштабов деятельности: индивидуальный (таблица 1). социально-средовый и
Стр.15

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ