Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Лесосибирский филиал
Д.Н. Девятловский
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ
в качестве курса лекций для студентов направления подготовки
39.03.02 (040400.62) «Социальная работа» профиля подготовки
«Социальная работа в системе социальных служб»
очной и заочной форм обучения
Красноярск 2015
Стр.2
УДК 378
Девятловский Д.Н. Социальная педагогика: курс лекций для студентов
направления подготовки
39.03.02 (040400.62) «Социальная работа»
профиля подготовки «Социальная работа в системе социальных служб»
очной и заочной форм обучения / Д.Н. Девятловский. – Красноярск:
СибГТУ, 2015. – 178 с.
Рецензенты:
канд. пед. наук, доцент С.А. Осяк (Лесосибирский
педагогический институт, филиал СФУ);
канд. филос. наук, доцент Е.С. Медведева (научнометодический
совет СибГТУ).
Курс лекций содержит разделы: социальная педагогика как отрасль
знания; основные категории социальной педагогики; социализация как
социально-педагогическое явление; мегафакторы, макрофакторы и
мезафакторы социализации; человек в процессе социализации; социальнопедагогическая
виктимология; воспитание как институт социализации;
социальное воспитание; особенности социального воспитания в различных
воспитательных организациях.
© Д.Н. Девятловский, 2015
© ФГБОУ ВО «Сибирский государственный
технологический университет»,
Лесосибирский филиал, 2015
Стр.3
3
Содержание
Введение………………………………………………………………...
Модуль I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ…………………………………………………………...
Лекция 1 Социальная педагогика как отрасль знания…..…………...
Лекция 2 Основные категории социальной педагогики..……..……..
4
7
7
19
Лекция 3 Социализация как социально-педагогическое
явление………………………..………………………………………… 31
Лекция 4 Мегафакторы и основные макрофакторы
социализации…………………………………………..………………..
43
Лекция 5 Основные составляющие влияния мезофакторов на
социализацию человека………………...……………………...……… 59
Лекция 6 Человек в процессе социализации..………………………..
73
Лекция 7 Социально-педагогическая виктимология…………...…… 83
Модуль II ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ…………… 94
Лекция 8 Воспитание как институт социализации…………………...
94
Лекция 9 Воспитание в контексте микрофакторов социализации…. 105
Лекция 10 Социальное воспитание…………………………………… 124
Лекция 11 Создание условий для развития и духовно-ценностной
ориентации человека в воспитательных организациях……………... 142
Лекция 12 Особенности социального воспитания в различных
воспитательных организациях………………………………………... 158
Заключение……………………………………………………………... 174
Библиографический список…………………………………………… 176
Приложение А (справочное) Перечень ключевых слов…………… 177
Стр.4
Учебное издание
ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ДЕВЯТЛОВСКИЙ
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Курс лекций
Отв. редактор
Редактор РИЦ
Е.В. Соколова
Т.А. Полуэктова
Усл.печ.л.
Подписано в печать
Формат 60х84 1/16. Изд.№ 10/3.
Заказ №
Тираж
экз.
Редакционно-издательский центр СибГТУ
660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82
Факс (391) 211-97-25
Телефон (391) 227-69-90
Стр.5
4
Введение
Учитывая, что будущее будет определяться крупными научными
изменениями в мире, новой конкуренцией, мобильностью знаний и
скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки
личности, ориентированной на научный поиск, приобретает решающее
значение.
Общеизвестным является то, что образование имеет достаточный
потенциал для развития личности, обладающей способностями к
различным видам научного творчества. Основная цель образования
заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему,
к меняющимся условиям жизни, ко всему тому, что предоставляет им
жизнь. С нашей точки зрения, результатом такой образовательной
деятельности может являться наличие профессиональной педагогической
компетенции у студентов технологических вузов направления подготовки
«Социальная работа».
Целью данного курса лекций является усвоение студентами основных
закономерностей развития социальной педагогики, осознание ими
образования как важного фактора развития личности и общества,
формирования у студентов знаний, умений, навыков в области социальной
педагогики.
Основными задачами являются:
•
формирование теоретических представлений о социальной
педагогике как отрасли гуманитарного знания, ее объекте и предмете
исследования и основных категориях;
•
социальной педагогики;
выработка представлений о методологических основах
Стр.6
5
•
осознание социокультурных функций образования, понимание
его решающей роли в социальном созидании;
•
педагогических явлений;
•
развитие
целостного
закономерностях социализации ребенка;
•
формирование системного подхода к изучению социальнопредставления
о
факторах
и
формирование знаний и умений в области социальнопедагогических
исследований.
Для решения поставленных задач в содержании лекционного курса
вынесены следующие темы: социальная педагогика как отрасль знания;
основные категории социальной педагогики; социализация как социальнопедагогическое
явление; мегафакторы, макрофакторы и мезафакторы
социализации;
человек в процессе
социализации;
социальнопедагогическая
виктимология; воспитание как институт социализации;
социальное воспитание; особенности социального воспитания в различных
воспитательных организациях.
Курс «Социальная педагогика» по направлению 39.03.02 (040400.62)
«Социальная работа» профилю подготовки «Социальная работа в системе
социальных служб» очной формы обучения общим объемом 144 часа
изучается в течение 4 семестра. Общий объем лекционного курса 36 часов.
Практические (семинарские) занятия планируются в объеме 36 часов.
Нормативный объем самостоятельной работы установлен в объеме 36
часов. Курс завершается экзаменом в 4 семестре.
Курс «Социальная педагогика» по направлению 39.03.02 (040400.62)
«Социальная работа» профилю подготовки «Социальная работа в системе
социальных служб» заочной формы обучения общим объемом 144 часа
изучается в течение 5 семестра. Общий объем лекционного курса 8 часов.
Практические (семинарские) занятия планируются в объеме 8 часов.
Стр.7
6
Нормативный объем самостоятельной работы установлен в объеме 92
часов. Курс завершается экзаменом в 5 семестре.
В результате изучения курса лекций по дисциплине «Социальная
педагогика» у студентов формируются следующие общекультурные (ОК) и
профессиональные компетенции (ПК):
- быть готовым к эффективному применению психологопедагогических
знаний для решения задач общественного и личностного
развития, проблем социального благополучия (ОК-20);
- быть готовым к разработке и реализации социальных технологий,
учитывающих особенности современного сочетания глобального,
национального и регионального, специфику социокультурного развития
общества (ПК-1);
- быть способным к инновационной деятельности в социальной
сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и
общественной жизни (ПК-6).
Стр.8
7
Модуль I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ (20 часов)
Лекция 1.СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ
ЗНАНИЯ (2 часа)
План
1 Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной
педагогики в России
2 Объект и предмет социальной педагогики
3 Структура социальной педагогики
4 Функции и прикладные задачи социальной педагогики
1
Культурно-исторические
предпосылки
возникновения
социальной педагогики в России
Сложившаяся социально-политическая ситуация на рубеже XX–
XXI вв. выдвинула социальную педагогику в самостоятельную отрасль
человекознания, ценность и значимость которой определяются в
современных
условиях
потребностью гуманизации
изменившейся личности и динамично меняющегося
отношений
общества;
значимостью социально-педагогических знаний в научном обеспечении
развития всех сфер социальной практики (деятельности социальных
учреждений, системы социальных учреждений, системы социальных
служб); повышением роли социальной службы.
Идеи и традиции социальной педагогики зародились еще в Древнем
мире. Так, идеи добра и зла рассматриваются в трудах Пифагора,
Сократа. Цицерон в «Философских трактатах» утверждал, что делать
добро – признак высшего совершенства. У древнекитайского философа
Конфуция любовь к ближнему, сострадание и гуманность обосновываются
как самые важные качества человека. В V в. до н.э. Демокрит говорил о
Стр.9
8
зависимости воспитания от общественных условий. Платон, Аристотель
(V–IV вв. до н.э.) считали воспитание условием развития человека,
связывали судьбу общества с развитием всех его граждан.
Существовавшие в античное время спартанская и афинская системы
воспитания имели четкую социальную направленность, в которой
отражались характер государства, особенности его социальноэкономической
и политической жизни.
Корни социальной педагогики уходят в глубь веков, свое начало она
берет в IV–V вв., когда при церквях были созданы первые воспитательные
дома для брошенных детей.
В Новое время в общественном сознании утверждается мысль о том,
что обучение и воспитание являются преобразующим фактором развития
общества.
Словосочетание «социальная педагогика» было предложено в XIX в.
немецким педагогом Адольфом Дистервегом (1790–1866). Немецкий
философ Пауль Наторп (1854–1924) в начале ХХ в. выступил за
всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных
союзов, способствующих реализации данной идеи. В книге «Социальная
педагогика» (1911 г.) П. Наторп провозгласил идею о том, что человек
становится человеком только благодаря человеческой общности.
О социальном становлении личности писал Сергей Иосифович
Гессен (1887-1950). Он рассматривал школьное самоуправление как основу
социализации личности, выступал против классового подхода и принципа
партийности в системе образования.
Одним из основателей социальной педагогики в России был Василий
Васильевич Зеньковский (1881–1962). Его социальная педагогика
основывалась на том, что человека нельзя понять, если не изучать
окружающую его среду (главный фактор социализации).
Стр.10
9
Станислав Теофилович Шацкий (1887-1934) считал, что развитие
ребенка следует рассматривать не в его генетических задатках, а в той
социальной и экономической среде, в которой происходит его воспитание
и формирование. Главным в формировании личности является
«социальная наследственность», под которой он подразумевал нормы,
традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение. С.Т. Шацкий
разрабатывает идею двустороннего влияния: с одной стороны – влияние
окружающей среды на формирование личности ребенка, а с другой –
влияние ребенка на окружающую среду.
С именем Петра Федоровича Каптерева (1849-1922) связана
постановка проблемы соединения семейного и общественного воспитания.
Он выступал за организацию яслей, детских садов, семейных школ и
приютов для детей рабочих и крестьян.
Константин Николаевич Вентцель (1857-1947) в 1905 г. поднимает
вопрос о создании в России Великой хартии для защиты детей, выступает
за создание Интернационала учащихся и разрабатывает Декларацию прав
ребенка.
К началу XX в. в России сложилась система социальных служб.
Действовало множество благотворительных организаций и попечительских
советов.
После 1917 г. отношение к благотворительности в России меняется.
Большевики осудили ее как буржуазный пережиток. Советская педагогика
определяет социальную сущность воспитания и образования. Ученые этого
периода Мария Васильевна Крупенина (1882-1950) и Василий Николаевич
Шульгин (1894-1965) выдвинули задачу объединения воспитательной
функции школы и социальной среды, привлечения социальной среды к
воспитанию детей, так как без контакта с окружающей средой школа не в
состоянии разрешить задачу воспитания. Взгляды этих ученых разделял
Стр.11
10
Павел Петрович Блонский (1884-1941), который писал, что нельзя успешно
обучать и воспитывать ребенка без знания норм и ценностей его
социального окружения.
Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой
помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально
обездоленных, число которых в результате острейших социальных
катаклизмов резко возросло. В связи с этим появляются социальные
службы охраны детей, начинается подготовка первых специалистов для
работы с детьми. Происходит бурное развитие науки педологии. Но
в 1936 г. было решено
покончить
со
всеми
проявлениями
благотворительности окончательно. Многие ученые подверглись
репрессиям, а понятия «социальное воспитание» и «среда» были забыты
надолго. Социальные исследования не проводились. Если у ребенка или
взрослого были какие-либо психические или физические отклонения, то он
должен был находиться в обществе себе подобных. Государственная
помощь таким людям оказывалась на очень низком уровне.
Война изменила отношение общества и государства к обездоленным
людям. Создаются школы-интернаты для эвакуированных детей,
расширяется сеть детских домов для детей воинов и партизан. Наряду
с этим начинает возрождаться благотворительность (хотя это слово и не
употребляется). Начиная с 1950-х гг. возрастает интерес к социальной
педагогике, но этот термин не произносят. Проводятся первые исследования
по проблеме комплексного воспитания ребенка.
В 1990 г. Верховным Советом СССР была ратифицирована
Конвенция ООН о правах ребенка. В начале 1990-х гг. были приняты и начали
реализовываться три большие социальные программы: «Социальнопсихологическая
поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями
развития», «Творческое развитие личности», «Социальные службы
Стр.12
11
помощи детям и молодежи». Были разработаны и действует в настоящее
время государственные социальные программы «Дети России», «Дети
Чернобыля», «Дети Чечни», «Одаренные дети» и др.
Если первоначально сфера деятельности социальной педагогики
распространялась преимущественно на «обиженных» детей (подкидышей,
сирот, подвергшихся насилию, калек и т. д.), то впоследствии в нее попадают
не только все дети, но и все группы населения. Социальная педагогика
выходит из рамок общественной благотворительности и милосердия и обращается
к заботе о личности ребенка и его правах.
2 Объект и предмет социальной педагогики
Социальная педагогика как область науки и сфера педагогической
деятельности нацелена на преобразование окружающей среды,
формирование гуманных, воспитывающих межличностных отношений в
различных видах социума.
Чтобы понять особенности социальной педагогики как науки,
необходимо определить объект (определенная область существующего
мира, реальной действительности, т.е. фрагмент объективной реальности)
и предмет (стороны, а также закономерности развития и функционирования
изучаемого объекта исследования или результат
осмысления
объективной реальности).
Социальная педагогика – это наука, исследующая влияние
социальных факторов на социализацию подрастающего поколения,
разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по
оптимизации воспитания.
Термин «социальная педагогика» был предложен «учителем всех
немецких учителей» Адольфом Дистервегом в середине XIX в. и означал
работу учителя среди населения. Термин «социальная педагогика» состоит
Стр.13
12
из двух слов – «педагогика» и «социальная», как бы объединяя их
значения. Такое объединение двух понятий связано с процессами
дифференциации и интеграции в науке. Тот факт, что социальная
педагогика выделилась из педагогики, означает, что в поле ее зрения
находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но
рассматриваются они в определенном аспекте. Очевидно, что специфика
этой новой области педагогических знаний отражена в слове
«социальная».
Понятие «социальный» (от лат. socialis – общий, общественный)
объединяет все то, что связано с совместной жизнью людей, с различными
формами их общения и взаимодействия. В таком случае, если педагогика –
это наука о воспитании и образовании подрастающего поколения, то
социальная педагогика особо выделяет в процессах воспитания и образования
те аспекты и явления, которые связаны с включением ребенка в совместную
жизнь в обществе. Процесс «вхождения» ребенка в общество,
приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний,
ценностей, правил поведения, установок) называется социализацией.
Объектом социальной педагогики является целостная система
социальных взаимодействий, межличностных отношений человека в
сфере его ближайшего окружения.
Некоторые авторы считают, что объектом социальной педагогики
является ребенок, а предметом исследования становятся закономерности
его социализации; человек на всем протяжении его жизни, оказание ему
помощи в процессе социализации.
Взгляды на определение предмета социальной педагогики также
различны: процесс воспитания всех возрастных групп и социальных
категорий людей, осуществляемый как в специальных воспитательных
учреждениях, так и вне их; воспитательное влияние социальной среды.
Стр.14
13
В.Г. Бочарова предметом социальной педагогики называет процесс
педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в
течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его
микросреды.
Таким
образом,
социальная
педагогика
является
междисциплинарной областью научных исследований, тесно связанной
с другими гуманитарными науками. Она рождается из педагогики,
использует
ее богатейшее
историческое
наследие, применяет
педагогические методы и средства. С другой стороны, поскольку явление
социализации как часть общественных отношений изучается социологией,
социальная педагогика опирается на некоторые социологические теории,
использует методы и средства, применяемые в социологии. Но при этом
социальная педагогика вырабатывает и свои собственные теории, методы,
средства и технологии.
Социальная педагогика – это отрасль педагогики, исследующая
социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для
этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является
основной функцией.
Социальная педагогика представляет собой достаточно сложную
систему, включающую социально-педагогические системы разного уровня
и форм.
Субъектами социальной педагогики являются люди и организации,
которые ведут социальную работу и управляют ею.
Различают уровни социальной педагогики в зависимости от
социетальный,
масштабов
деятельности:
индивидуальный (таблица 1).
социально-средовый
и
Стр.15