№ 4 А.М. Дулина ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА КУЛЬТА БОЖЕСТВА ХАТИМАН В ЯПОНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Данная статья посвящена анализу проблемы генезиса божества Хатиман и эволюции его функций. <...> This article is devoted to analysis of genesis problem of the deity Hachiman and evolution of deity’s functions. <...> Hachiman cult is one of the most popular cults in Japan, however, it is little known about the origin and formation of this cult. <...> In contrast to the traditional deities of mythological pantheon, Hachiman was fi rst time mentioned only in the VIII century. <...> In Russian and Western historiography, there are no general works on the cult of Hachiman, so the author examines the history of studying the genesis problem of the cult in the works of Japanese researchers. <...> Культы японских божеств ками первоначально имели анимистический аморфный облик, но со временем под влиянием иноземных верований и традиций, эти культы приобрели сложный синкретический характер. <...> Прежде чем стать универсальным божеством-хранителем и одним из самых популярных божеств Японии, Хатиман был известен как покровитель кузнечного дела, оракул1, бог войны, защитник буддизма 1 Оракул Хатиман — это предсказания, волеизъявления или откровения божества Хатиман, которые передавались через его посредников — жриц-шаманок, позже жрецов-священнослужителей. <...> Имя имеет «китайское» чтение «хатиман», которое пришло вместе с иероглифами из Китая примерно в V в. и исконное «японское» — «яхата». <...> До возникновения иероглифической письменности слово «яхата» могло иметь разное наполнение, например, «выжженное поле», что позволяет соотнести Хатиман (Яхата) с божеством земледелия. <...> Задача данной статьи — рассмотреть проблему происхождения культа Хатиман, а также эволюцию его функций, которая охватывает период с VIII в., когда Хатиман впервые упоминается в официальной хронике2 «Продолжение анналов Японии», «Сёку нихонги» (797), по XIV в., на который приходится пик популярности божества, и культ распространяется <...>