Жуков ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В РОССИИ в XVIII — начале ХX в. <...> 1 Статья посвящена литературным представлениям об Османской империи в России. <...> Автор прослеживает формирование культурных и этнических стереотипов в имперский период российской истории. <...> Конечно, когда мы говорим об этнических и культурных стереотипах, свойственных русскому обществу имперского периода, то в первую очередь подразумеваем образованную элиту и российскую читающую публику в целом. <...> Однако для нас основным источником для реконструкции этнических образов и культурных представлений является печатное слово, не только отражавшее, но и активно формировавшее эти стереотипы. <...> Оговоримся, что на данном этапе мы также оставляем за скобками те различия в массовом восприятии, которые были характерны для отдельных этнических групп населения Российской империи. <...> БестужевМарлинский самостоятельно изучил на Кавказе персидский, азербайджанский и кумыкский языки. <...> Так, в 1835–1836 гг. им были опубликованы «Очерки Константинополя» и «Босфор и новые очерки Константинополя» К.М. Базили — настоящая энциклопедия повседневной жизни османской столицы. <...> Не будет преувеличением сказать, что эти сочинения Базили на долгие годы вперед стали настольными книгами для всех российских дипломатов, работающих в странах Леванта, а для русского читателя сформировали образ Константинополя — Стамбула. <...> В этом же ряду можно упомянуть имя обладателя множества литературных псевдонимов, известного тюрколога В.В. Григорьева, который с 1854 по 1862 г. состоял управляющим областью Оренбургских киргизов (казахов), а с 1874 по 1880 г. занимал пост начальника Главного управления по делам печати (т.е. главного цензора империи). <...> Ряд известных русских писателей попросту унаследовали от своих предков турецкую кровь: среди них — сын полоненной турчанки В.А. Жуковский, а также И.С. Аксаков, бабка 2 Базили К.М. <...> Своего разрешения Восточный вопрос не получил <...>