МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет агробизнеса и экологии Кафедра земледелия «ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ» Учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов для бакалавров по направлению подготовки «Агрохимия и агропочвоведение» Орел—2015 УДК 911.52 Бобкова, Ю.А. Ландшафтоведение: учебно-методическое пособие / Ю.А. Бобкова, Н.И. Абакумов. <...> Агроэкологическая характеристика и использование ландшафтов лесостепной зоны…………………………. <...> …55 3 Введение Ландшафтоведение – физико-географическая наука, предметом исследования которой выступают сложные природные территориальные и антропогенные комплексы – ландшафты. <...> В историческом плане эта идея развивалась в двух направлениях и привела к представлениям о географической оболочке и природном территориальном комплексе (ПТК). <...> В понятии о географической оболочке получили воплощение мысли о целостном географическом комплексе глобального масштаба, в понятии о ПТК – представление о комплексах локальной или региональной размерности. <...> Системный подход позволил выработать стройное представление об уровнях организации ПТК (планетарном, региональном, локальном), их структуре, взаимосвязях. <...> Цель дисциплины – формирование современных знаний и навыков о ландшафтах (геосистемах), об их строении, свойствах, динамике, геоэкологических и геохимических принципах проектирования и использования природно-антропогенных ландшафтов. <...> Задачи дисциплины: - ландшафтный анализ территории и установление связи между компонентами ландшафта; - выделение и описание структур ландшафта; - овладение методами и способами оценки экологического состояния природно-антропогенных ландшафтов и его рационального использования. <...> Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения <...>
Ландшафтоведение_Учебно-методическое_пособие.pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет агробизнеса и экологии
Кафедра земледелия
«ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ»
Учебно-методическое пособие
для лабораторно-практических занятий и
самостоятельной работы студентов
для бакалавров по направлению подготовки
«Агрохимия и агропочвоведение»
Орел—2015
Стр.1
УДК 911.52
Бобкова, Ю.А. Ландшафтоведение: учебно-методическое пособие /
Ю.А. Бобкова, Н.И. Абакумов. — Орел: издательство ОрелГАУ,
2015. — 56 с.
Пособие разработано доцентами кафедры земледелия, кандидатами
сельскохозяйственных наук Бобковой Ю. А. и Абакумовым Н.И.
Рецензенты:
Наполова Г.В. – доцент кафедры «Туризм, рекреация и спорт»
ФГБОУ ВПО ГУ-УНПК, к. б. н.
Гурин А.Г.— заведующий кафедрой агроэкологии и охраны окружающей
среды, д. с.-х. н., профессор
Учебное пособие одобрено и рекомендовано к изданию методической
комиссией факультета агробизнеса и экологии по направлению
подготовки агрохимия и агропочвоведение» (протокол № _6_
от____30.03.______ 2015г.) и методическим советом ФГБОУ ВПО
«Орел ГАУ» (протокол № _6_ от __15.04.________2015 г.)
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….…4
Раздел 1 …………………………………………………………………….7
Раздел 2……………………………………………………………………..8
Практическая работа №1. Карты. Их классификации. Топографические
знаки………………………………………………………………………...8
Практическая работа №2. Формы и элементы рельефа………………...21
Практическая работа №3. Ландшафтный и агроландшафтный анализ
планово-картографического материала………………………………....28
Практическая работа №4. Классификация склонов и характеристика
субгоризонтальных поверхностей……………………………………….30
Практическая работа №5. Морфологическая структура
агроландшафтов……………………………………………………….......35
Практическая работа №6-7. Элементарные геохимические агроландшафты……………………………………………………………………...38
Практическая
работа № 8. Агроэкологическая характеристика и использование
ландшафтов лесостепной зоны…………………………....48
Занятие – учебная игра: Физико-географическое районирование России
…………………………………………………………………….………..51
Словарь употребляемых терминов и понятий…………………………..53
Литература……………………………………………………………...…55
3
Стр.3
Введение
Ландшафтоведение – физико-географическая наука, предметом
исследования которой выступают сложные природные территориальные
и антропогенные комплексы – ландшафты. Важнейшей научной
предпосылкой формирования ландшафтоведения явилась идея взаимной
связи и взаимной обусловленности компонентов природы. В историческом
плане эта идея развивалась в двух направлениях и привела к
представлениям о географической оболочке и природном территориальном
комплексе (ПТК). В понятии о географической оболочке получили
воплощение мысли о целостном географическом комплексе глобального
масштаба, в понятии о ПТК – представление о комплексах
локальной или региональной размерности.
Осознание системной организации географической оболочки привело
к внедрению и признанию системного подхода, как общенаучного
междисциплинарного фундаментального принципа физической географии
и ландшафтоведения. Системный подход позволил выработать
стройное представление об уровнях организации ПТК (планетарном,
региональном, локальном), их структуре, взаимосвязях. Сформировалась
четкая схема исследования ландшафтов с учетом их, иерархичности
и взаимосвязей. Кроме того, системный подход способствовал более
быстрому проникновению в ландшафтоведение представлений,
терминов и методов из математики, физики, биологии, экологии. Благодаря
этому в ландшафтной науке появились такие понятия, как целостность,
упорядоченность, организация, устойчивость, саморегуляция,
функционирование. В свою очередь, это дало толчок к изучению природных
процессов и выяснению их роли в формировании тех или иных
свойств ландшафтов. Наконец, благодаря системному подходу ускорилось
понимание того, что антропогенное воздействие приводит к формированию
нового типа геосистем – природно-антропогенных и техногенных
(геотехнических).
Сравнительно новым подходом является экологический, базирующийся
на экосистемной концепции. Экосистема (экологическая система)
представляет собой биоцентрическое образование, состоящее из
ядра и среды. В качестве ядра выступают отдельные живые организмы
или их сообщества (биоценозы), в качестве среды – совокупность факторов
их обитания. На первый взгляд понятие «экосистема» родственно
понятиям «ландшафт» и «геосистема». На самом деле между ними существуют
принципиальные различия: 1) экосистема не ограничена пространственными
рамками, в то время как географические объекты все4
Стр.4