№ 3 Е.М. Терентьева (аспирантка кафедры этнологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ИСЛАМСКИЕ МОТИВЫ И БЫТОВЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ФОЛЬКЛОРЕ КРЫМСКИХ ТАТАР В статье на основе фольклорных источников рассматривается религиозная картина мира крымских татар. <...> Выявлены основные сюжеты, связанные с представлениями о служителях культа, с религиозной обрядностью и неисламскими воззрениями. <...> * * * Одним из определяющих факторов в процессе формирования самосознания и этнической идентичности крымскотатарского народа стал ислам. <...> До нашего времени дошло крайне мало нарративных источников, относящихся к периоду существования Крымского ханства (XV–XVIII вв.) <...> Фольклорные источники привлекали мало внимания историков вплоть до середины XIX в., когда активно стали развиваться этнология и собственно фольклористика, потому сохранилось довольно мало образцов устного народного творчества, записанных в более ранний период. <...> Вероятно, наиболее ранние из сохранившихся преданий содержатся в «Книге путешествий» Эвлии Челеби3, турецкого путешественника XVII в., который побывал на полуострове в 1641–1642 и 1666–1667 гг. <...> «Книга» посвящена в первую очередь описанию городов, крепостей и географических объектов, однако в ней нашлось место для ряда пословиц и мифологических сюжетов: Челеби рассказывает читателям истории о богатыре-великане Салсале, о снежном черве на вершине Чатырдага, о кебабе (мясное кушанье), приготовленном на колесе арбы; однако иногда он настолько увлекается построением отвлеченного ассоциативного ряда по тому или другому поводу, что вычленить собственно крымскотатарские сюжеты становится сложно. <...> 4, быт и культура крымских татар становятся известны русскому образованному обществу. <...> Примерами творческого переосмысления крымскотатарских легенд в классической литературе стали поэма «Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина, драма «Айша и Мохаммед» Леси Украинки, «Песнь о Соколе» М. Горького <...> В 1925 <...>