Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Первобытное общество (190,00 руб.)

0   0
АвторыБеликов А. П.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц147
ID622863
АннотацияПособие представляет курс лекций по истории первобытного общества и включает приложение, в котором содержатся краткий словарь терминов и понятий, аннотированный указатель художественной литературы для чтения по истории первобытного общества, и статью Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»
Кому рекомендованоИздание может быть использовано в учебном процессе преподавателями вузов и средних специальных учебных заведений, учителями школ и рекомендовано студентам очной и заочной форм обучения гуманитарных факультетов
УДК94(5)
ББК63.3
Первобытное общество : учебное пособие. Направление подготовки 46.03.01– История. Профиль подготовки «История». Квалификация – бакалавр / А. П. Беликов .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2017 .— 147 с. — URL: https://rucont.ru/efd/622863 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 46.03.01– История Профиль подготовки «История» Квалификация – бакалавр Ставрополь 2017 УДК 94(5) (075.8) ББК 63.3 (0) 63 я73 П 68 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Составитель д-р ист. наук, профессор А. П. Беликов П 68 Первобытное общество: учебное пособие / сост. <...> «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». <...> А некоторые проблемы, изучаемые в ходе освоения дисциплины «Первобытное общество» – остаются важными и актуальными и для наших дней: этноцентризм, нетерпимость к «чужим» обычаям, незнание и непонимание происхождения обычаев, норм обычного права. <...> Без обращения к этим смежным, а порой и весьма отдалённым наукам – невозможно в полном объёме понять специфику первобытной истории и получить полную картину фактической её стороны. <...> Уделить особое внимание процессу антропогенеза, как наиболее сложному и дискуссионному разделу дисциплины. <...> До сих пор часто встречаются постулаты о непрерывной цепи эволюции, приведшей к становлению человека, и отсутствует констатация того факта, что переходное звено от предшественников человека разумного к нему самому до сих пор так и не найдено. <...> «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». <...> 7 ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ТЕМА 1 Предмет и значение истории первобытного общества План лекции 1. <...> Предметом изучения истории первобытного общества являются проблемы антропогенеза – место, время и обстоятельства появления человека. <...> Территориальные рамки – весь земной шар, поскольку любой народ в мире обязательно в своём развитии проходил этап первобытно-общинного строя. <...> Само по себе изучение первобытной истории имеет три важных значения. <...> Получая <...>
Первобытное_общество.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.146
Первобытное_общество.pdf
УДК 94(5) (075.8) ББК 63.3 (0) 63 я73 П 68 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Составитель д-р ист. наук, профессор А. П. Беликов П 68 Первобытное общество: учебное пособие / сост. А.П. Беликов. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 147 с. Пособие представляет курс лекций по истории первобытного общества и включает приложение, в котором содержатся краткий словарь терминов и понятий, аннотированный указатель художественной литературы для чтения по истории первобытного общества, и статью Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Издание может быть использовано в учебном процессе преподавателями вузов и средних специальных учебных заведений, учителями школ и рекомендовано студентам очной и заочной форм обучения гуманитарных факультетов. УДК 94(5) (075.8) ББК 63.3 (0) 63 я73 Рецензенты: канд. ист. наук, доцент Е. Ю. Оборский, д-р ист. наук, профессор кафедры истории археологии и истории Древнего мира С. С. Казаров (ИИМО ЮФУ) © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2017 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ История первобытного общества изучается в первом семестре первого курса. Актуальность и значимость курса заключаются в том, что это одна из самых первых исторических дисциплин, с освоения которой начинают своё знакомство с ходом всемирного исторического процесса будущие специалисты-историки. А некоторые проблемы, изучаемые в ходе освоения дисциплины «Первобытное общество» – остаются важными и актуальными и для наших дней: этноцентризм, нетерпимость к «чужим» обычаям, незнание и непонимание происхождения обычаев, норм обычного права. Особая значимость курса в процессе подготовки профессионального историка очевидна: этот учебный предмет даёт первое знакомство с общеисторическими терминами, понятиями, совершенно необходимыми каждому профессионалу. Кроме того, сам по себе учебный материал даёт яркое представление об основных исторических процессах, закономерностях и тенденциях, которые очень заметно повлияли на всю последующую историю человечества. В структуре учебного процесса изучение первобытного общества является самым начальным этапом знакомства с историей человечества. Главная цель учебной дисциплины «Первобытное общество»: не просто дать студентам определённую сумму знаний, а научить их оперировать этими знаниями. Выработать навыки самостоятельного творческого мышления, научного понимания исторических явлений и процессов. Отсюда задачи при усвоении материала курса: - студенты обязаны твёрдо усвоить важнейшие даты, основные термины и понятия курса - знать последовательность развития этапов человеческой истории, её периодизацию - понимать суть и уметь объяснить особенности социальноэкономических и культурных процессов, которые происходили в изучаемый период - уметь показать и объяснить причинно-следственные связи событий и явлений 3
Стр.3
– владеть пониманием целей, итогов, последствий и значений важнейших событий первобытной - усвоить место, роль и значение первобытности в курсе мировой истории. При изучении курса «Первобытное общество» огромную помощь оказывают междисциплинарные связи – ибо эта учебная дисциплина напрямую связана с такими предметами, как археология, этнология, палеоантропология, историческая психология, генетика, биохимия. Без обращения к этим смежным, а порой и весьма отдалённым наукам – невозможно в полном объёме понять специфику первобытной истории и получить полную картину фактической её стороны. Особенности авторского подхода к изложению учебного материала можно сформулировать следующим образом: Он будет строиться на следующих основных принципах – 1. Обязательное привлечение новейших достижений современной науки и критика устаревших представлений. 2. Дать студентам хотя бы краткое, но не упрощённое, а понятное и доступное, интересное для них, изложение основных проблем истории первобытного общества. 3. Не злоупотреблять излишними терминами, понятиями, определениями, но подробно останавливаться на самых важных и совершенно необходимых понятийных категориях исторической науки. 4. Уделить особое внимание процессу антропогенеза, как наиболее сложному и дискуссионному разделу дисциплины. 5. Местами в текст будут включены выдержки из научной литературы, написанной известными специалистами, которые ясно и чётко освещают некоторые сложные вопросы, в том числе – проблемы датировки археологических находок, историография, специфические черты развития человечества в период неолита, некоторые особенности искусства первобытного общества. 6. В отдельных случаях в тексте лекций будет встречаться указание на домашнее задание студентам, предполагающее, что с некоторыми вопросами они должны будут ознакомиться самостоятельно и ответить на них на семинарском занятии. Роль самостоятельной работы студентов в данном случае особенно важна, поскольку некоторые вопросы им придётся про4
Стр.4
рабатывать самостоятельно, с последующим обсуждением этих вопросов на семинарских занятиях. Поэтому от добросовестности студентов зависит степень усвоения некоторых важных проблем истории первобытного общества. Реализуемые компетенции в ходе изучения дисциплины: Общекультурные компетенции - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбора путей ее достижения (ОК-8). Профессиональные компетенции - способность понимать специфические особенности первобытного общества, опираясь на полученные фактические знания, уметь оперировать ими в самостоятельных научных исследованиях (ПК-1); - способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); - способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - ЗНАТЬ основные этапы становления общества и государства; - УМЕТЬ объяснить причины появления социума, права, государства; - ВЛАДЕТЬ терминами и понятиями, методикой работы с археологическими и этнологическими источниками. *** Всё, что нам известно о прошлом, мы узнаём именно и только благодаря историческим источникам. Вместе с тем, состояние исторических источников таково, что многие важнейшие вопросы истории первобытного общества остаются недостаточно изученными или дискуссионными. В этом заключается сложность изучения древнейшего прошлого человечества. Но в этом же заложена и другая важнейшая и полезная особенность курса – он заставляет думать, анализировать, сравни5
Стр.5
вать, оценивать убедительность тех или иных концепций, тем самым развивая мышление. Другая сложность в изучение дисциплины заключается в том, что многие учебники по истории первобытного общества, написанные даже всего 20 лет назад – уже безнадёжно устарели. Они содержат утверждения о том, что человек как биологический вид появился сорок тысяч лет назад, является прямым потомком неандертальца, а выработанная более семидесяти лет назад теория трёх стадий и двух скачков в процессе антропогенеза является единственно верной. До сих пор часто встречаются постулаты о непрерывной цепи эволюции, приведшей к становлению человека, и отсутствует констатация того факта, что переходное звено от предшественников человека разумного к нему самому до сих пор так и не найдено. Все эти утверждения являются ошибочными, и вносят неразбериху и сумятицу в головы студентов. Последние десятилетия ознаменовались стремительным развитием целого ряда наук, таких как генетика, биохимия, палеоантропология, историческая психология, позволивших получить новые факты о процессе антропогенеза, которые кардинальным образом изменили наши представления о времени, месте и обстоятельствах появления наших предков. Окончательного и бесспорного ответа на эти вопросы современная наука пока дать не может, но она предлагает новые факты, осмысление которых позволяет выработать самостоятельную позицию по всему спектру этих, действительно, сложнейших вопросов. Что, опять-таки, способствует развитию аналитики и мышления. Ещё одна серьёзная проблема состоит в том, что практически все учебники, монографии и научные статьи по истории первобытности написаны слишком сложным и «тяжёлым» языком, перенасыщены терминами и понятиями, которые с трудом усваиваются студентами первого курса. Поэтому вместо того, чтобы возбудить интерес ко всем очень непростым проблемам становления и развития первобытного общества, могут создать впечатление чрезмерной сложности для восприятия и запоминания учебного материала. А ведь всё это можно подать в увлекательной манере изложения. Всё вышесказанное привело к осознанию необходимости дать студентам хотя бы краткий курс лекций по истории первобытного 6
Стр.6
общества, который не призван заменить сам учебник, но может стать полезным дополнением к нему. Последняя серьёзная проблема, о которой необходимо упомянуть – современные студенты мало читают, как научную, так и художественную литературу. Поэтому в Приложении к курсу лекций даётся аннотированный список художественной литературы по истории первобытного общества. Можно с полной уверенностью утверждать, что без знакомства с этой литературой студенты никогда по-настоящему не поймут, а главное – не прочувствуют, что такое первобытность, в каких условиях жил наш отдалённый предок. Ещё одна несомненная польза от её прочтения состоит в том, что, даже получив самые базовые знания предмета, любой студент легко заметит фактические ошибки и неточности во многих повестях о «прошлой жизни». А это приучает к умению критического прочтения любого текста, как художественного, так и научного. В Приложении также приводится статья Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Её прочтение и конспектирование является обязательным. Она очень полно и обстоятельно раскрывает такие важнейшие проблемы, как социогенез, борьба социального и биологического в праобщине, роль мясной пищи в становлении биологического вида «человек разумный». 7
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………… 1.Предмет и значение истории первобытного общества .. 2.Источники и историография …………………………… 3.Проблемы антропогенеза ………………………………. 4. Праобщина ……………………………………………… 5. Возникновение общинно-родового строя …………… 6. Переход от родовой организации к государству …….. 7. Культура первобытного общества ……………………. Заключение ………………………………………………… Литература ………………………………………………… Приложение Краткий словарь основных терминов и понятий ……….. Художественная литература по истории первобытного общества. Аннотированный указатель литературы, рекомендованной для чтения ………………………………… Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека ………………………………………….. 103 106 130 3 8 22 36 58 66 85 88 96 98 146
Стр.146

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ