Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Молодая семья (110,00 руб.)

0   0
Первый авторШаин Ефим Григорьевич
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц56
ID335633
АннотацияУчебное пособие «Молодая семья» адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодёжью
Кому рекомендованостудентам, обучающимся по направлению 39.03.03
ISBN978-5-88422-578-7
Шаин, Е.Г. Молодая семья / Е.Г. Шаин .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2015 .— 56 с. — ISBN 978-5-88422-578-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/335633 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого» Светлой памяти моих родителей посвящается Е. Г. Шаин МОЛОДАЯ СЕМЬЯ Учебное пособие Тула Тульский полиграфист 2015 ББК 60.5я73 Ш17 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор И. Л. Федотенко (Тульский государственный педагогический университет им. <...> Л. Н. Толстого); кандидат педагогических наук, доцент В. В. Соломатова (Тульский государственный педагогический университет им. <...> Издание осуществлено при информационной поддержке Тульского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» ISBN 978-5-88422-578-7 2 © Е. Г. Шаин, 2015 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебное пособие «Молодая семья» адресовано студентам, изучающим дисциплину «Молодая семья – объект молодёжной политики». <...> В соответствии с учебным планом дисциплина «Молодая семья – объект молодёжной политики» реализуется посредством лекций, семинарских и практических занятий; её изучение предусматривает самостоятельную работу студентов. <...> Региональный компонент представлен на основе материалов исследований учёных Тульской области. <...> 3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «МОЛОДАЯ СЕМЬЯОБЪЕКТ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ» Количество часов по видам занятий № п/п Название темы 1 Молодая семья как объект молодёжной политики и предмет изучения 2 Сущность брака и семьи, функции семьи 2.1 Происхождение семьи и брака 2.2 Социологическое исследование молодой семьи 3 Особенности современной семьи, её структура, динамика 3.1 Современная семья в России, регионе и её проблемы 4 Семейные отношения 5 Дети в семье 5.1 Ребёнок из неблагополучной семьи 6 Деятельность специалиста по работе с молодёжью по сотрудничеству с различными категориями семей, детей, людей разных поколений 6.1 Профессиональное общение специалиста по работе <...>
Молодая_семья.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Молодая_семья.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого» Светлой памяти моих родителей посвящается Е. Г. Шаин МОЛОДАЯ СЕМЬЯ Учебное пособие Тула Тульский полиграфист 2015
Стр.1
ББК 60.5я73 Ш17 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор И. Л. Федотенко (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого); кандидат педагогических наук, доцент В. В. Соломатова (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого) Ш17 Шаин, Е. Г. Молодая семья: Учеб. пособие / Е. Г. Шаин. – Тула: Тульский полиграфист, 2015. – 55 с. ISBN 978-5-88422-578-7 Учебное пособие «Молодая семья» адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодёжью. ББК 60.5я73 Рекомендовано к изданию кафедрой социальных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого 15 сентября 2015 г., протокол № 2. Издание осуществлено при информационной поддержке Тульского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» ISBN 978-5-88422-578-7 2 © Е. Г. Шаин, 2015
Стр.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебное пособие «Молодая семья» адресовано студентам, изучающим дисциплину «Молодая семья – объект молодёжной политики». Данный курс является частью профессиональной подготовки бакалавра по работе с молодёжью. Он развивает и углубляет представления студентов о семье как одном из важнейших социальных институтов современного российского общества, направлениях и механизмах её социальной защиты, социальной работе с молодой семьёй. В мировой теории и практике социальной работы, социальной защиты человека семья, семейный социум рассматриваются как приоритетная сфера всей социальной политики. Это нашло отражение и в утверждённых Правительством Российской Федерации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года. Отсюда значимость и место дисциплины в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по работе с молодёжью. Цель курса – ввести студентов в лаборатории наук, изучающих семью, молодую семью, в современный институт брака и семьи, в практику социальной работы с данным институтом. Задачи курса – углубить и систематизировать представления студентов о семье, в том числе молодой семье, семейных отношениях, социализации детей в семье, сотрудничестве специалиста по работе с молодёжью с различными категориями семей, детей, людей разных поколений. В соответствии с учебным планом дисциплина «Молодая семья – объект молодёжной политики» реализуется посредством лекций, семинарских и практических занятий; её изучение предусматривает самостоятельную работу студентов. Данный курс имеет практическую направленность. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодёжью. Региональный компонент представлен на основе материалов исследований учёных Тульской области. Продолжительность изучения дисциплины – один учебный семестр. По итогам её изучения проводится зачёт. 3
Стр.3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «МОЛОДАЯ СЕМЬЯ – ОБЪЕКТ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ» Количество часов по видам занятий № п/п Название темы 1 Молодая семья как объект молодёжной политики и предмет изучения 2 Сущность брака и семьи, функции семьи 2.1 Происхождение семьи и брака 2.2 Социологическое исследование молодой семьи 3 Особенности современной семьи, её структура, динамика 3.1 Современная семья в России, регионе и её проблемы 4 Семейные отношения 5 Дети в семье 5.1 Ребёнок из неблагополучной семьи 6 Деятельность специалиста по работе с молодёжью по сотрудничеству с различными категориями семей, детей, людей разных поколений 6.1 Профессиональное общение специалиста по работе с молодёжью с семьёй 6.2 Организация досуговых семейных мероприятий во взаимодействии с профильными общественными объединениями Итого: 12 2 4 10 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 4 6 2 2 2 2 2 2 2 6 36 4 лекции лабораторные занятия семинарские занятия самостоятельная работа
Стр.4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Молодая семья как объект молодёжной политики и предмет изучения План 1. Молодая семья в государственной молодёжной политике. 2. Основные направления государственной семейной политики в России. 3. Системное, междисциплинарное исследование семьи в России. Семьеведение (фамилистика) как отрасль знания. 4. Место семьеведения в содержании профессиональной подготовки бакалавра по работе с молодёжью; дисциплина «Молодая семья – объект молодёжной политики» как предмет изучения. Рекомендуемая литература 1. Григорьев, С. И. Социальная работа с молодёжью: Учеб. для студентов вузов / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова. – М.: Гардарики, 2008. 2. Дивицына, Н. Ф. Семьеведение: Учеб. пособие / Н. Ф. Дивицына. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 3. Зритнева, Е. И. Семьеведение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа» / Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина. – М.: ВЛАДОС, 2006. 4. Илларионова, Л. П. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи: Учеб. пособие / Л. П. Илларионова. – М.: Изд-во РГСУ, 2013. 5. Климантова, Г. И. Молодая семья – демографический ресурс России / Г. И. Климантова, Т. К. Ростовская. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. 6. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи (утверждена приказом министра образования и науки РФ 8 мая 2007 г.). 7. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р. 8. Коряковцева, О. А. Комплексная поддержка молодой семьи: Учеб.метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодёжью» / О. А. Коряковцева, М. И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2008. 9. Основные направления государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-1. 10. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. 5
Стр.5
11. Семья в России // Научный общественно-политический журнал. 12. Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А. А. Реана. – М.: АСТ, 2010. 13. Социальная работа с молодёжью: Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2007. 14. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС, 2004. 15. Шаин, Е. Г. Психология семьи и семейного воспитания: Учеб. пособие / Е. Г. Шаин. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013. Молодые семьи занимают особое место в обществе. С одной стороны, они во многом определяют его будущее. С другой стороны, молодые семьи зачастую находятся в относительно более трудном положении. В связи с этим необходимо совершенствование политики в отношении молодой семьи, которое должно идти, с одной стороны, в направлении поддержки этих семей, а, с другой, в направлении стимулирования желательного, с точки зрения развития общества, типа поведения, прежде всего при выполнении молодой семьёй основных своих социальных функций – рождения и воспитания детей. Чтобы быть действительно эффективной, эта политика должна основываться на результатах глубоких комплексных исследований жизнедеятельности молодых семей. Молодая семья представлена и в государственной молодёжной политике, и в государственной семейной политике, и в демографической политике, реализуемых в Российской Федерации. 8 мая 2007 г. приказом министра образования и науки РФ была утверждена концепция государственной политики в отношении молодой семьи – обстоятельный документ, определявший систему взглядов, исходных положений, принципов, приоритетных направлений, основных понятий и мер в сфере регулирования отношений государства и молодой семьи. В концепции указано, что молодая семья является объектом государственной семейной политики; при этом подчёркнуто, что этот статус не означает пассивной роли молодой семьи в решении разнообразных проблем: она должна постепенно становиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер государственной семейной политики. Определённое отражение проблемы молодой семьи получили в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Основные направления государственной молодёжной политики в Российской Федерации», в утверждённых распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Важнейшим документом по рассматриваемой проблеме является утверждённая распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р 6
Стр.6
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. В России, как и во всём современном мире, идёт интенсивный процесс осмысления нынешнего состояния и тенденций развития института семьи, самой сути этого понятия. Учёные, представляющие различные области человекознания, анализируют те реальные изменения, которые претерпевает семья, пытаются прогнозировать динамику её функций в ближайшей и отдаленной перспективе. 2008 г. был объявлен Годом семьи в России. Исследования российских, тульских учёных, проведённые в рамках его программы, подтвердили тот факт, что семья занимает первое место в системе ценностей населения. Семья является сложнейшей подсистемой общества, поэтому исследование её проблем требует интеграции знаний и методов многих научных отраслей на основе междисциплинарного подхода и системного анализа. Семья выступает объектом изучения психологии, социологии, демографии, истории, этнографии, правоведения, философии, экономики, педагогики и других наук. Отечественные учёные А. Г. Харчев и М. С. Мацковский ещё в 1978 г. назвали «всю совокупность «составляющих» формирующейся науки о семье» фамилистикой. Однако и сегодня учёные продолжают спорить о том, является ли фамилистика наукой, каковы её предмет исследования, методология, взаимоотношения с другими областями знаний. Эта отрасль науки должна выполнять интегрирующую функцию и призвана синтезировать предметные аспекты различных наук с целью создания единой системы знаний о семье. Проблемы семьи касаются каждого человека, поскольку именно семейная жизнедеятельность поддерживает повседневный порядок существования, обеспечивает появление и развитие будущих поколений. Эти проблемы затрагивают самые различные социальные группы и слои – трудовые коллективы и соседские общины, взрослых, молодежь, детей, пожилых и т. д. Самочувствие семьи и процессы, которые влияют на её функционирование, не могут не волновать также общество и государство, так как устойчивость данного социального института напрямую связана с социальной безопасностью и перспективами национального развития. Семья – многослойное социальное образование, сочетающее в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института, малой группы и входящее в предмет изучения ряда гуманитарных наук. Только проблемный подход к такому сложному объекту как семья способен навести «мостики» между дисциплинами, только подчинение усилий всех решению одной задачи позволяет пренебречь «перегородками», определяющими предметные области отдельных гуманитарных наук. Отечественная наука в современной России имеет определённый потенциал в области изучения проблем семьи. Так, в рамках первой государст7
Стр.7
венной научно-технической исследовательской программы «Народы России: возрождение и развитие», реализованной в 1992–1995 гг., была сформирована комплексная подпрограмма «Семья». Основной итог подпрограммы – выход на междисциплинарный уровень исследований развития семьи, формирование новой отрасли знаний – фамилистики. В рамках подпрограммы начали издавать научный общественно-политический журнал «Семья в России». Научные результаты деятельности более 40 коллективов учёных были представлены в органы власти и управления, обсуждены на научно-практических конференциях, семинарах, опубликованы в научных изданиях. В последующие годы подпрограмма «Семья» была ориентирована на дальнейшее развитие фамилистики (семьеведения) как самостоятельной отрасли науки, разработку научно обоснованных направлений и мер семейной политики, интеграцию имеющихся научных знаний о семье, координацию исследований ведущих научных центров России. Формирование и реализация как федеральной, так и региональной молодёжной политики, семейной политики, демографической политики предполагают наличие кадров, имеющих профессиональную семьеведческую подготовку. Специальные исследования и массовая практика свидетельствуют, что взаимодействие специалистов по работе с молодёжью с семьями зачастую вызывает затруднения у большинства из них. С другой стороны, без подобного взаимодействия невозможно, например, успешно решать задачи создания условий полноценного развития детей, защиты их прав, на что сориентирована Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761. Для России, Тульской области, где, как показывают опросы учёных, семейные ценности не утрачены, поддержка традиционной полной молодой семьи государством и обществом – безусловно перспективная стратегия. Семьеведческая подготовка, что также важно, обладает определённым потенциалом развития позитивных установок самих студентов на вступление в брак, создание своей полноценной семьи, рождение и воспитание собственных детей. Содержание «Молодой семьи – объекта молодёжной политики» как учебной дисциплины имеет своей задачей охарактеризовать будущим бакалаврам по работе с молодёжью институт семьи и брака, ввести студентов в лаборатории наук, изучающих семью, семейную политику, семейные отношения, социализацию и воспитание детей, теорию и практику работы с семьей. Семья при этом выступает в разных «ликах» в зависимости от «масштаба» рассмотрения. С одной стороны, семья рассматривается и как малая социальная группа, и как социальный институт и структурная единица современного общества. С другой, различим образ конкретной, реальной семьи, состоящей из разных, «живых» людей с их иллюзиями, надеждами, особенностями характера. 8
Стр.8
Решение вышеназванной задачи предполагает достижение с тудентами ряда целей в процессе изучения дисциплины «Молодая семья – объект молодёжной политики»: овладение компетенциями, теоретическими знаниями в объёме, необходимом и достаточном для реализации профессиональной деятельности в сфере молодёжной политики; развитие умения видеть и решать проблемы, возникающие в семейной сфере; формирование гуманист ических социальных установок по отношению к субъектам и процессу раб оты с семьями. ПЛАН семинарского занятия № 1 по теме: «Молодая семья как объект молодёжной политики и предмет изучения» (2 ч) 1. Молодая семья в государственной молодёжной политике. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи. 2. Как отражены проблемы молодой семьи в Основных направлениях государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года? Нужно ли выделять молодые семьи из всей совокупности семей в России и почему? 3. Системное, междисциплинарное исследование семьи в России. Семь еведение (фамилистика) как отрасль знания. 4. Охарактеризуйте место дисциплины «Молодая семья – объект молодёжной политики» в содержании профессиональной подготовки бакалавра по работе с молодёжью. Литература 1. Григорьев, С. И. Социальная работа с молодёжью: Учеб. для студентов вузов / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова. – М.: Гардарики, 2008. 2. Дивицына, Н. Ф. Семьеведение: Учеб. пособие / Н. Ф. Дивицына. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – С. 185–200. 3. Зритнева, Е. И. Семьеведение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа» / Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина. – М.: ВЛАДОС, 2006. – С. 215–217. 4. Илларионова, Л. П. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи: Учеб. пособие / Л. П. Илларионова. – М.: Изд-во РГСУ, 2013. 5. Климантова, Г. И. Молодая семья – демографический ресурс России / Г. И. Климантова, Т. К. Ростовская. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. 6. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи (утверждена приказом министра образования и науки РФ 8 мая 2007 г.). 7. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р. 9
Стр.9