Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №3 2014

Этическое измерение музыкального звука в античной философии (60,00 руб.)

0   0
Первый авторБогомолов
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
ID335444
АннотацияВ статье рассмотрены подходы к трактовке этической природы музыкальных ладов в античной философии, в частности в философских системах Платона и Аристотеля.
УДК1(100)(091)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 3 ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ А.Г. Богомолов* ЭТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Этическая природа музыкальных ладов является одной из центральных тем античной науки о музыке. <...> Музыка как аудиальная данность для древнего грека выступает как нераздельная цельность звука и текста, характера и смысла. <...> Качество «этического» как имманентное свойство в этом единстве закреплено именно за музыкой. <...> Такое осмысление музыкального звука предпринимается еще в рамках пифагорейской школы, но наиболее полно раскрывается у Платона и Аристотеля. <...> начинает свой трактат «Compendium Musicae» с утверждения: «…цель музыки заключается в том, чтобы услаждать и пробуждать в нас различные аффекты» [Descartes, 1908, p. <...> Французского философа в первую очередь интересует тема человеческих страстей, а также производящих и упорядочивающих их механизмов. <...> Даже после эстетической революции, осуществленной деятельностью представителей так называемой нововенской композиторской школы3, сформулированная Декартом позиция не потеряла своего значения. <...> Французский философ и историк Ипполит Тэн (1828–1893) в работе «Философия искусства» пишет: «Помимо своих математических свойств звук подобен ведь крику, и вследствие этого он прямо выражает с неподражаемой точностью, нежностью и силой страдание, радость, гнев, негодование — все движения, все волнения живого чувствующего существа» [И. <...> Вторая цитата принадлежит отечественному искусствоведу Б.Р. Випперу: «Скульптура изображает в мраморе или бронзе человеческую фигуру, живопись на плоскости — пространство с наполняющими его предметами, музыка особым распределением тонов — динамические эмоции жизни» [Б.Р. Виппер, 2008, с. <...> Первый гласит, что в основании музыкального лежит принцип подражания, второй — что музыка не просто пассивно подражает эмоциональной палитре души, проявляет ее в звучании, но имеет с ней особую связь, заставляя человека реагировать на слышимое так, как того <...>