Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 468839)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности

0   0
Первый авторПалецкий С. В.
ИздательствоОмский госуниверситет
Страниц36
ID335
АннотацияРассматривается технология учебного исследования. Описываются последовательность этапов: подготовки, тестирования, выдвижения гипотез, их свойства, проведения и наблюдения эксперимента. Даются практические рекомендации по оформлению результатов исследования, использованию литературы, подготовке тезисов и докладов. Для учителей и учащихся старших классов, занимающихся исследовательской работой в школе.
ISBN--5-7779-0460-2
УДК371
ББК74.20я7
Палецкий, С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности / С.В. Палецкий .— Омск : Омский госуниверситет, 2004 .— 36 с. — ISBN --5-7779-0460-2

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УДК 371 ББК 74.20я7 П24 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ 21 мая 2004 г. Рецензент – доктор пед. наук, профессор Ю.П. Дубенский П24 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ISBN 5-7779-0460-2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В пособии рассматривается технология учебного исследования. <...> Описывается последовательность этапов: подготовки, тестирования, выдвижения гипотез, их свойства, проведения и наблюдения эксперимента. <...> Для учителей и учащихся старших классов, занимающихся исследовательской работой в школе. <...> УДК 371 ББК 74.20я7 Учебно-методическое пособие Омск 2004 Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие / Сост. <...> Технология организации и проведения учебного исследования ..............5 <...> Исследовательская деятельность тесно связана с методикой проблемного обучения, поэтому она может стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса, а также в системе дополнительного образования. <...> Пособие не претендует на глубину освещения данного вопроса, однако содержит основные требования к этапам проведения исследовательской работы, выбору проблемы, темы, выдвижению гипотез, методике проведения наблюдения, организации эксперимента, оформлению результатов. <...> Разнообразие этих работ велико, начиная от короткого доклада реферативного характера и заканчивая разработками, имеющими прикладное и научное значение; последнее выполняется учащимися, работающими в составе исследовательских коллективов при высших учебных заведениях или научных лабораториях. <...> Интерес педагогики к сравнительному анализу обучения и научного познания вполне понятен и закономерен, одна из основных задач обучения – сделать достоянием подрастающего поколения результаты <...>
Педагогическая_технология_освоения_учащимися_исследовательской_деятельности.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УДК 371 ББК 74.20я7 П24 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ 21 мая 2004 г. Рецензент – доктор пед. наук, профессор Ю.П. Дубенский ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методическое пособие П24 Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие / Сост. С.В. Палецкий. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 72 с. ISBN 5-7779-0460-2 В пособии рассматривается технология учебного исследования. Описывается последовательность этапов: подготовки, тестирования, выдвижения гипотез, их свойства, проведения и наблюдения эксперимента. Даются практические рекомендации по оформлению результатов исследования, использованию литературы, подготовке тезисов и докладов. Для учителей и учащихся старших классов, занимающихся исследовательской работой в школе. УДК 371 ББК 74.20я7 Омск 2004 ISBN 5-7779-0460-2 2 © Омский госуниверситет, 2004
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ..................................................................................................4 1. Технология организации и проведения учебного исследования ..............5 2. Планирование учебного исследования ....................................................10 3. Постановка исследовательской задачи ...................................................15 4. Выдвижение, подтверждение и опровержение гипотезы ......................19 5. Гипотеза исследования ............................................................................22 5.1. Эмпирические гипотезы как средство исследования .....................22 5.2. Подтверждение и опровержение гипотез .....................................27 5.3. Свойства гипотезы .........................................................................30 5.4. Эмпирические гипотезы и закономерности ...................................33 5.5. Обнаружение закономерностей и выдвижение гипотез ...............35 6. Наблюдение как метод исследования .....................................................40 7. Подготовка и проведение эксперимента .................................................46 8. Работа с литературой ...............................................................................51 8.1. Как следует читать книгу ..............................................................53 8.2. Как работать с научным журналом, сборником научных статей, тезисами и т.д. ..................................................................54 8.3. Как работать с книгой ...................................................................54 9. Правила оформления результатов исследовательских работ .................56 9.1. Структура исследовательской работы .........................................56 9.1.1. Оглавление .................................................................................57 9.1.2. Введение ....................................................................................57 9.1.3. Основная часть (методика и объект исследования) ...............59 9.1.4. Заключение ................................................................................60 9.1.5. Литература ..............................................................................63 10. Подготовка тезисов ................................................................................65 11. Подготовка доклада ...............................................................................66 Список используемой литературы ..............................................................70 ПРЕДИСЛОВИЕ Исследовательская деятельность – одна из эффективных форм по изучению природы родного края, экологических проблем конкретной местности, развития самостоятельности учащихся в процессе обучения. Она позволяет значительно расширить знания, полученные при теоретическом изучении гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Исследовательский характер деятельности вырабатывает у школьников умения и навыки в постановке эксперимента, анализа полученных результатов, их грамотного оформления, углубляет знания по изучаемым проблемам. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы. Исследовательская деятельность тесно связана с методикой проблемного обучения, поэтому она может стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса, а также в системе дополнительного образования. Учебно-методическое пособие направлено на оказание помощи учителям и педагогам дополнительного образования, занимающимся обучением школьников исследовательской деятельности. Пособие не претендует на глубину освещения данного вопроса, однако содержит основные требования к этапам проведения исследовательской работы, выбору проблемы, темы, выдвижению гипотез, методике проведения наблюдения, организации эксперимента, оформлению результатов. Эти вопросы, как правило, вызывают затруднения у многих учителей и учащихся на начальных этапах такой деятельности. Автор надеется, что данное пособие будет востребовано и поможет учителям и учащимся в организации и проведении исследований. 3 4
Стр.2
12. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУВШЭ: Инфра-М.: 2001 – 203 с. 13. Решанова В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике. – М.: Просвещение, 1985. – 94 с. 14. Приходько Т. П. Пути в науку. – М.: Знание, 1973. – 136 с. 15. Старовиков М.И. Методология ученического экспериментального исследования // Наука и школа. – 2003. – № 2. – С. 47. 16. Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся /Сост.: А.С. Енохович, О.Ф. Кабардин, Ю.А. Коварский и др. / Под ред. Б.И. Спасского. – М.: Просвещение, 1982. 17. Философский Энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА, 2003. – 576 с. 18. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. – М.: Педагогика, 1981. – 208 с. 19. Шолпо В.Н. Земля раскрывает свои тайны. – М.: Недра, 1988. – 144 с. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методическое пособие Учебное издание Технический редактор М.В. Быкова Редактор Л.Ф. Платоненко Подписано в печать 18.05.04. Формат бумаги 60х84 1/16. Печ. л. 4,5. Усл.-печ. л. 4,2. Уч.-изд. л. 4,0. Тираж 100 экз. Заказ 274. Издательско-полиграфический отдел ОмГУ 644077, Омск, пр. Мира, 55а, госуниверситет 71 72
Стр.36

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически