№ 77 ГРАН И 203 сложившегося в России к X X веку политического и общественного строя, очень скоро стала силой консервативной, озабоченной только защитой своих завоеваний. <...> Обе высмеяны в замечательной сатире Замятина «Мы». <...> В несколько ином аспекте та же тема поставлена в «Островитянах» («Завет принудительного спасения» — с такой организацией общества, что от счастливого гражданина требуется только одно: безусловное повиновение правилам распорядка, установленным для него заботливой, дальновидной властью). <...> Мир этой утопии — не четырехмерный и даже не трехмерный, а скорее выродившийся в двухмерное полубытие бессмертного мифа Платона о пещере и тенях. <...> В этом смысле Замятин, безусловно, враг советской действительности, лишенный не только энтузиазма, но и простого патриотизма, отбившийся от стада и беззастенчиво хохочущий в глаза чванной пошлости — заведенному порядку, установленной морали, общепринятой вере, спасительному чувству безопасности в мире распланированном и организованном. <...> Валерий Перелешин «ЦЕРКОВЬ И РОССИЯ» Сборник карманного формата. <...> Ключевского на собрании Московской духовной академии преподобного в 1892 году — «Значение Сергия для русского народа и государства» — уже была издана за рубежом Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле. <...> Публичная лекция «Добрые люди древней Руси», которую В. О. Ключевский в том же 1892 году прочел в пользу пострадавших от неурожая, перепечатывается, по-видимому, впервые, так же, как и речь «Содействие Церкви успехам русского гражданского права и порядка», которую автор произнес на публичном акте Московской духовной академии 1 октября 1888 года. <...> Эта последняя речь содержит особенно много нового для современного читателя, в значительной степени потерявшего живую связь с прошлым своего народа, а тем самым — и с его культурой. <...> 204 ГРАН И № 77 По словам В. О. Ключевского, Церковь, «воспитывая верующего для грядущего града,. постепенно обновляет и перестроивает <...>