1 Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» Н.В.Литвиненко, Г.С. Кацнельсон История общей и дошкольной педагогики Учебное пособие для студентов педагогических вузов Оренбург 2014 2 УДК ББК Рецензенты: Русакова Т.Г., доктор педагогических наук, профессор Егорова Ю.Н., доктор педагогических наук, доцент В учебном пособии представлены различные виды учебных заданий для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История общей и дошкольной педагогики»: тематика семинарских занятий и методические рекомендации по их подготовке, тестовые задания для самоконтроля, материал для самостоятельного изучения. <...> Великие цивилизации (Дальневосточная, Южно-Азиатская, Ближневосточная, Западная), их значение в развитии традиций и новаций в педагогике. <...> Семейное воспитание и ученичество – основные формы ближневосточной педагогической практики в древности. <...> Семейное воспитание и школьное обучение в Римской республике. развитие Цицероном идеала риторического образования гражданским содержанием. <...> Демократизм педагогической концепции Я.А.Коменского (идея единой школы, всеобщего обязательного обучения в школе родного языка). <...> Значение идей Я.А.Коменского для развития мировой воспитательно-образовательной практики. <...> Общепедагогические взгляды И.Г.Песталоцци: цель и задачи воспитания, принцип природосообразности. <...> Идея развивающего и воспитывающего обучения - "великое открытие И.Г.Песталоцци" (К.Д.Ушинский). <...> Вклад И.Г.Песталоцци в развитие методики первоначального обучения. <...> Общая характеристика реформаторской педагогики конца XIX - начала XX в.в. <...> Значение идей реформаторской педагогики для развития воспитательно-образовательной практики. <...> Педагогические взгляды Симеона Полоцкого и Епифания Славеницкого. <...> Содержание и методы умственного, нравственного и физического воспитания. <...> К.Д.Ушинский о педагогической науке <...>
История_общей_и_дошкольной_педагогики.pdf
2
УДК
ББК
Рецензенты:
Русакова Т.Г., доктор педагогических наук, профессор
Егорова Ю.Н., доктор педагогических наук, доцент
В учебном пособии представлены различные виды учебных заданий
для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине
«История общей и дошкольной педагогики»: тематика семинарских занятий
и методические рекомендации по их подготовке, тестовые задания для
самоконтроля, материал для самостоятельного изучения. Учебное пособие
предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки –
Педагогическое образование, профилю – Дошкольное образование.
Стр.2
3
Введение
«История общей и дошкольной педагогики» - теоретическая
дисциплина, которая наряду с «Общей педагогикой», «Методикой обучения
и воспитания в области дошкольного образования», «Сравнительной
педагогикой», «Дошкольной педагогикой», «Семейной педагогикой»
является важной составной частью предметов профессионального цикла.
Основное назначение дисциплины – способствовать формированию у
студентов педагогического мышления и личностной самостоятельной оценки
историко-педагогического процесса.
Дисциплина «История общей и дошкольной педагогики» формирует у
студентов целостное представление о развитии педагогической науки, дает
возможность проследить логику возникновения и развития различных
педагогических учений и увидеть возможность их применения в своей
педагогической деятельности. Изучая данную дисциплину, студент не только
усвоит историко-педагогические знания, но и овладеет умениями оценивать
историко-педагогический факт с позиций современных теоретических
положений, выявлять внутренние связи, причинную обусловленность
событий педагогической действительности.
Дисциплина «История общей и дошкольной педагогики» имеет
большое значение для подготовки будущего педагога, для формирования его
аналитического мышления, взглядов и убеждений. Изучая эту учебную
дисциплину, студенты овладеют знаниями и умениями необходимыми для их
самоопределения в многообразии образовательных теорий и практического
опыта, для выбора собственного педагогического пути и использования
опыта прошлого в профессиональной деятельности. Дисциплина «История
общей и дошкольной педагогики» расширяет общий кругозор, способствует
формированию научного мировоззрения у студентов, пробуждению у них
интереса к историко-педагогическому наследию и потребности в его
изучении.
"История общей и дошкольной педагогики" оказывает существенное
влияние на формирование педагогической культуры. Педагогическая
культура связана
с постоянным обращением к классическому
педагогическому наследию, его сопоставлению с современной
педагогической теорией и практикой. Без овладения опытом
предшествующих эпох невозможно понять не только современную
образовательную систему и ее исторические перспективы, но и саму
сущность воспитания, образования и социализации личности.
Большое значение для формирования педагогической культуры
современного педагога имеет изучение зарубежного опыта образования.
Изучение этого опыта приобщает к прогрессивным педагогическим теориям
и системам ведущих стран мира, помогает осмыслить общечеловеческие
приоритеты в области воспитания и обучения. Обращение к такому опыту
дает возможность определить наиболее эффективные пути развития
современной школы и педагогики в целом и тем самым способствовать
Стр.3