– 131 с. микробиологической лаборатории, В рабочей тетради приводятся материалы по структуре и оборудованию современным методам микроскопии, культивированию и выделению чистых культур бактерий, микрогрибов и вирусов, методам идентификации микробов, подготовки клинического материала, биопрепаратам, классическим и современным методам иммунодиагностики, биопробе и определению факторов патогенности микробов. <...> В задачи преподавания дисциплины «Микробиология и вирусология» входит: – изучение принципов таксономии, морфологии, физиологии, генетики и экологии микробов, их роли в круговороте биогенных веществ в природе, влияние факторов внешней среды на развитие микробов и воздействие микробов на окружающую природу (в разделе «Общая микробиология и вирусология»); – анализ свойств различных видов микроорганизмов (в разделе «Частная микробиология и вирусология»). <...> Цель написания рабочей тетради – обеспечение студентов на лабораторных занятиях методикой работы и фиксирования результатов работы с культурами бактерий и микрогрибов, вирусов для изучения их морфологических и физиологических свойств, методами идентификации микробов по культуральным, биохимическим, серологическим и генетическим свойствам. <...> Микробиологическая лаборатория, методы световой микроскопии Цель проведения занятия. <...> Изучить назначение, расположение, оборудование и материалы, правила работы в микробиологической лаборатории; изучить методы световой иммерсионной, тёмнопольной и фазово-контрастной микроскопии; оформить протокол проведения лабораторного занятия. <...> Назначение, устройство, принцип работы фазовоконтрастного устройства, микроскопическая картина (позитивный и негативный контраст). <...> Изучить назначение, оборудование и материалы, методы подготовки препаратов и работы с люминесцентным микроскопом; проанализировать методы подготовки препаратов и методику работы с электронным микроскопом; оформить протокол <...>
Микробиология_и_вирусология._Рабочая_тетрадь.pdf
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Эпизоотология, патология
и фармакология»
Микробиология и вирусология
Рабочая тетрадь
Фамилия Имя Отчество студента______________________
Курс, группа, подгруппа_____________________________
Шифр_____________________________________________
Кинель
РИЦ СГСХА
2014
Стр.1
УДК 619 : 579 (075)
М-59
М-59 Микробиология и вирусология : рабочая тетрадь / сост. В. В. Ермаков. –
Кинель : РИЦ СГСХА, 2014. – 131 с.
микробиологической лаборатории,
В рабочей тетради приводятся материалы по структуре и оборудованию
современным методам
микроскопии,
культивированию и выделению чистых культур бактерий, микрогрибов и вирусов,
методам идентификации микробов,
подготовки клинического материала,
биопрепаратам, классическим и современным методам иммунодиагностики, биопробе
и определению факторов патогенности микробов. Аудиторное время лабораторного
занятия составляет 2 часа.
Учебное издание предназначено для студентов сельскохозяйственных
и биологических вузов, обучающихся по направлению подготовки 020400.62
«Биология».
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014
© Ермаков В. В., составление, 2014
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Микробиология и вирусология»
– фундаментальная биологическая
дисциплина, формирующая научное мировоззрение специалиста, занимающегося
вопросами исследования природы и её закономерностей, общей и частной биологии,
генетики, селекции и биотехнологии, использования биологических систем
в медицине и ветеринарии, сельском хозяйстве, помогающая анализировать сложные
биологические процессы в природе, сельскохозяйственном производстве, организме
животных и человека.
Цель преподавания микробиологии и вирусологии – формирование системы
профессиональных компетенций:
– демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических
объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы;
– использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации,
культивирования биологических объектов;
– демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации
биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет
основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем.
В задачи преподавания дисциплины «Микробиология и вирусология» входит:
– изучение принципов таксономии, морфологии, физиологии, генетики
и экологии микробов, их роли в круговороте биогенных веществ в природе, влияние
факторов внешней среды на развитие микробов и воздействие микробов на
окружающую природу (в разделе «Общая микробиология и вирусология»);
– анализ свойств различных видов микроорганизмов (в разделе «Частная
микробиология и вирусология»).
Цель написания рабочей тетради – обеспечение студентов на лабораторных
занятиях методикой работы и фиксирования результатов работы с культурами
бактерий и микрогрибов, вирусов
для изучения их морфологических
и физиологических свойств, методами идентификации микробов по культуральным,
биохимическим, серологическим и генетическим свойствам.
3
Стр.3
Тема 1. Микробиологическая лаборатория, методы световой
микроскопии
Цель проведения занятия. Изучить назначение, расположение, оборудование
и материалы, правила работы в микробиологической лаборатории; изучить методы
световой иммерсионной, тёмнопольной и фазово-контрастной микроскопии;
оформить протокол проведения лабораторного занятия.
План проведения занятия
1.1. Микробиологическая лаборатория.
1.2. Методы световой микроскопии.
1.1. Микробиологическая лаборатория
Описать цель и задачи работы микробиологической лаборатории ____________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4
Стр.4
Отделы в районных, областных и зональных микробиологических
лабораториях______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Основная цель и задачи работы научно-исследовательской лаборатории
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Основная
цель
и
задачи
работы производственной
лаборатории_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5
Стр.5
Цель и задачи работы студентов в специализированных аудиториях
(лабораториях) в учебных учреждениях _______________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Структура микробиологических лабораторий, материал для исследований
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Назначение и основное оборудование микробиологических лабораторий
__________________________________________________________________________
6
Стр.6
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
1.2. Методы световой микроскопии
Световая микроскопия. Назначение и виды световых микроскопов
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7
Стр.7
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Описать механическую часть светового микроскопа _______________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Обозначить оптическую часть светового микроскопа ______________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Обозначить стрелками и цифрами механическую и оптическую часть светового
студенческого и рабочего микроскопа (рис. 1).
Рис. 1. Световой студенческий и рабочий микроскоп:
1 – окуляр; 2 – тубус; 3 – головка для крепления тубуса и револьвера; 4 – револьвер; 5 – объективы;
6 – предметный столик; 7 – тубусодержатель; 8 – микрометрический винт; 9 – макрометрический
винт; 10 – конденсор; 11 – основание; 12 – осветитель
8
Стр.8
Объективы (роль, собственное увеличение, апертура, тип) __________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Обозначить стрелками и цифрами механическую и оптическую часть
лабораторного и исследовательского фотомикроскопа (рис. 2 и 3).
Рис. 2. Лабораторный и исследовательский фотомикроскоп:
1 – бинокуляр; 2 – тубус; 3 – головка для крепления тубуса и револьвера; 4 – револьвер;
5 – объективы; 6 – предметный столик; 7 – тубусодержатель; 8 – микрометрический винт;
9 – макрометрический винт; 10 – конденсор; 11 – основание; 12 – осветитель; 13 – дисплей;
14 – блок управления
9
Стр.9
Увеличение микроскопа _______________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Разрешающая способность микроскопа __________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Предел разрешения микроскопа ________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Угловая апертура _____________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Полезное и бесполезное увеличение _____________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рис. 3. Схема осветительной системы микроскопа
10
Стр.10