Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История России (XVII-XVIII вв.) (220,00 руб.)

0   0
АвторыШульга Евгений Павлович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц63
ID327078
АннотацияПособие представляет собой комплекс учебно-методических материалов (планы семинарских занятий, рекомендации по подготовке к ним, алгоритмы выполнения действий по преобразованию информации и т.д.). Использование студентами предлагаемых методических указаний позволит с успехом организовать самостоятельную работу. Методические указания предназначены для студентов направления подготовки 050100.62 - Педагогическое образование, профиль "Историческое образование".
История России (XVII-XVIII вв.) / Е. П. Шульга .— Сургут : РИО СурГПУ, 2013 .— 63 с. — URL: https://rucont.ru/efd/327078 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра социально-гуманитарных дисциплин МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Историческое образование Сургут 2 0 1 3 ББК 63.3(2)р30 УДК 94(47)(076) И 90 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Методические указания утверждены на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин 24 января 2013 года, протокол № 8 Рецензент: Глушкова Т.Н., доктор исторических наук, доцент Сургутского государственного педагогического университета И 90 История России (XVII-XVIII вв.) : методические указания к семинарским занятиям для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Историческое образование / сост. <...> Пособие представляет собой комплекс учебно-методических материалов (планы семинарских занятий, рекомендации по подготовке к ним, алгоритмы выполнения действий по преобразованию информации и т.д.) <...> Методические указания предназначены для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Историческое образование. <...> Выявление основных тенденций исторического развития в период Смутного времени и правления первых Романовых (XVII в.) <...> «Соборное уложение» как источник по социальной структуре общества XVII века . <...> Законодательство Петра I, как исторический источник по государственному управлению России . <...> 55 Методические рекомендации для преподавателей по подготовке и проведению семинарских занятий . <...> 59 3 Предисловие Курс «История России (XVII-XVIII вв.)» для бакалавров исторического образования по профилю «Историческое образование». <...> Курс «История России (XVII-XVIII вв.)» для бакалавров исторического образования является продолжением курса «История <...>
История_России_(XVII-XVIII_вв.).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
История_России_(XVII-XVIII_вв.).pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра социально-гуманитарных дисциплин МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Историческое образование Сургут 2 0 1 3
Стр.1
ББК 63.3(2)р30 УДК 94(47)(076) И 90 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Методические указания утверждены на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин 24 января 2013 года, протокол № 8 Рецензент: Глушкова Т.Н., доктор исторических наук, доцент Сургутского государственного педагогического университета И 90 История России (XVII-XVIII вв.) : методические указания к семинарским занятиям для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Историческое образование / сост. Е.П. Шульга. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 62 с. Пособие представляет собой комплекс учебно-методических материалов (планы семинарских занятий, рекомендации по подготовке к ним, алгоритмы выполнения действий по преобразованию информации и т.д.). Использование студентами предлагаемых методических указаний позволит с успехом организовать самостоятельную работу. Методические указания предназначены для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Историческое образование. ББК 63.3(2)р30 УДК 94(47)(076) © Сургутский государственный педагогический университет, 2013 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ..................................................................................................... 4 Структура курса ................................................................................................ 8 Содержание самостоятельной работы по курсу «История России (XVII-XVIII вв.)» Часть 1. Выявление основных тенденций исторического развития в период Смутного времени и правления первых Романовых (XVII в.) ... 10 Семинар 1. Смутное время в России: причины, содержание, результат ................................................................ 11 Семинар 2. Первые Романовы .......................................................................... 13 Семинар 3. Церковь и государство в XVII веке ................................................ 17 Семинар 4. «Соборное уложение» как источник по социальной структуре общества XVII века ........................................... 20 Семинар 5. Крестьянская война Степана Разина .............................................. 22 Часть 2. Выявление основных тенденций исторического развития России в XVIII веке .............................................. 26 Семинар 6. Оценка деятельности и личности Петра I в историографии .......... 27 Семинар 7. Формирование абсолютизма в России ........................................... 30 Семинар 8. Военные преобразования Петра Великого .................................... 32 Семинар 9. Социально-экономические преобразования Петра Великого ........ 34 Семинар 10. Законодательство Петра I, как исторический источник по государственному управлению России .................................................. 37 Семинар 11. Внешняя политика России в первой четверти XVIII века ........... 40 Семинар 12. Эпоха дворцовых переворотов: причины, содержание эпохи ..... 43 Семинар 13. Дочь Петра Великого, Семилетняя война .................................... 46 Семинар 14. Внутренняя политика Екатерины II ............................................. 49 Семинар 15. Развитие общественной мысли в России XVIII в. ....................... (И. Посошков, М.М. Щербатов, Екатерина II, А.И. Радищев, Н.И. Новиков) ..................................................................... 52 Текущий контроль по курсу ............................................................................. 55 Методические рекомендации для преподавателей по подготовке и проведению семинарских занятий ......................................... 57 Заключение ....................................................................................................... 58 Литература и источники ................................................................................... 59 3
Стр.3
Предисловие Курс «История России (XVII-XVIII вв.)» для бакалавров исторического образования по профилю «Историческое образование». Цель всего курса: научиться выявлять причинно-следственные связи в пространственно-временных границах России нового времени. Задачи: 1. Знать основные тенденции, события, явления и процессы в отечественной истории нового времени; 2. Уметь провести хронологический и сравнительный анализ тенденций, явлений, процессов в отечественной и зарубежной истории; 3. Уметь проводить учебное мини-исследование по выявлению места России среди евразийских государств в новое время и влияния процессов этого периода на последующее развитие России; 4. Использовать теоретические знания и умения для организации учебного процесса по истории в школе. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «История России (XVII-XVIII вв.)» относится к вариативной части профессионального цикла (В.3.7). Курс «История России (XVII-XVIII вв.)» для бакалавров исторического образования является продолжением курса «История России с древнейших времён до конца XVI в.», поэтому курс опирается на полученные знания и умения, навыки студентов, сформированные в ходе изучения дисциплин «История России с древнейших времён до конца XVI в.», «История средних веков Западной Европы» и «Источниковедение». Освоение данного курса является основой для формирования исторического мышления, специальных компетенций. Результаты освоения данного курса являются содержательной основой для следующих дисциплин: «История России XIX в.», «История Сибири до XIX в.», «Новая история стран Европы и Америки», курсов по выбору. Исходя из логики курса, его освоение делится на 2 части. Первая часть посвящена выявлению основных тенденций и причинно-следственных связей исторического развития в период Смутного времени и правления первых Романовых. Знакомит студентов с событийной составляющей русской истории XVII века, а также с историческими процессами и явлениями, которые описаны в учебной и специальной литературе. Цель первой части – научить студентов выявлять причинноследственные связи исторического процесса развития России в указанный период. Рубежный контроль по 1-й части – мини-зачёт. 4
Стр.4
Вторая часть посвящена выявлению основных тенденций исторического развития в XVIII веке. Рассчитана на работу студентов с историческими источниками и специализированной литературой, знакомство с критикой источников и со способами извлечения исторической информации из источников по указанному периоду. Также вторая часть посвящена преобразованию информации, имеющейся в источниках и литературе. Цель второй части – выявление причинно-следственных связей истории России XVII в. с историей России XVIII в. Рубежный контроль по 2-й части – круглый стол на тему: «Закономерности развития России в XVIII веке и роль монархов в историческом процессе». Образовательный процесс базируется на уже имеющихся навыках студентов-бакалавров: способности к обобщению и анализу исторической информации, способности к постановки цели и выбору пути её достижения. Также образовательный процесс базируется на знаниях студентов: фактов и событий отечественной истории XVI века, основных типов и видов исторических источников, их возможностей для реконструкции исторических событий, способов отбора и преобразования исторической информации. Именно знания и умения работы с текстами, полученные в ходе изучения предыдущего курса, позволяют развивать в дальнейшем специальные умения: анализировать источник и специализированную литературу, преобразовывать полученную информацию в текст урока, лекцию, карту, схему, доклад и т.д. Поскольку курс «История России (XVII-XVIII вв.)», построен как практико-ориентированный, то, прежде всего, он направлен на формирование практических навыков преобразования и организации исторической информации в логической, последовательной форме. В этих условиях самостоятельная работа студентов приобретает первоочередной смысл. Эта работа контролируется и корректируется преподавателем. Также студент обязан знать и конкретно-историческое содержание курса, факты, явления истории России XVI-XVIII вв. Но всё же на первом месте в ходе изучения курса стоит формирование компетенций, которые создадут базу для дальнейшего обучения и получения качественного профессионального образования. К каждому семинарскому заданию прилагается материал межпредметных связей. Как показывает практика, межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность 5
Стр.5
же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеучебной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании. Кроме того, межпредметные связи играют важную роль в понимании причинноследственных связей в историческом процессе, дают понятие студентам о ходе общего исторического процесса, месте и роли России в нём. Напоминают студентам о том, то Россия ни в коем случае не отставала от Европы, а в некоторых вопросах и опережала общеевропейское развитие. Цель, задачи, направленность, логика курса легли в основу написания методических рекомендаций. Требования к результатам освоения дисциплины:  готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14)  способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);  готов извлекать и интерпретировать историческую информацию из различных исторических источников (СК-2);  способность создавать собственную трактовку исторических процессов в учебной и исследовательской деятельности (СК-3);  готов использовать специальные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6). В результате изучения дисциплины студент должен знать:  историю изучения России XVII-XVIII веков;  содержание основных понятий периода России XVII-XVIII веков;  этапы развития российской государственности в XVII-XVIII веках;  достижения России на международной арене в XVII-XVIII веках;  особенности социально-экономического развития России в XVIIXVIII веках;  этапы развития взаимоотношений церкви и государства в XVIIXVIII веках;  особенности культуры России XVII-XVIII веках. 6
Стр.6
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:  выявлять причинно-следственные связи событий в истории России;  на основе сравнительного анализа взглядов историков определять степень изученности вопросов истории России XVII-XVIII вв.;  анализировать исторические проблемы, устанавливать причинноследственные связи;  выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;  использовать различные приёмы и методы критического анализа источников по истории России. В результате изучения дисциплины студент должен владеть:  технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории России;  современными методами анализа исторического материала и источников;  методами устного и письменного представления исторической информации в логически последовательной форме;  способами преобразования совокупности исторических фактов в различные системы представления исторической информации. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётные единицы. 40% это аудиторная нагрузка (лекции, семинары, практические занятия, контроль самостоятельной работы студентов), 60% составляет самостоятельная работа студентов. Итоговым контролем по курсу является тестирование. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ