I1cTOPM}I KaTeXW3aIIMU. qacTb BTOprur. qYil:OM COXpaHMBIIllieC}I <ppecKM . 23 XPIICTlIAHCKOE BOCIIIITAHIIE CO¢bJI KYlloM3uHa; qTO M KaK rrperrOil:aBaTh B BocKpecHoR IlIKOJIe . 50 BOrOCJIYiKEHIIE II TAlIHCTBA BUlCmop Komm. <...> CB}lIIIeHHbIR C060p llpaBOCJIaBHOR POCCMRCKOR IJ;epKBu 1917 -18 IT. 0 rrePKoBHo-60rocJI}')Ke6HOM }l3hIKe: rrpeil:bICTOPM}I, il:0KYMeHTbI U KOMMeHTapUM . 75 U;EPKOBHMI )K1I3Hb C.3. llOKMHMe. <...> Cep2llfl HO npoUlJloe, HOCm05l.Ujee U, 2JlOeHOe, Ha mo BpeM5I. (J ucmopuu HOUleu cmpOHbl U lI,epK(JU, Komopoe aM He20 6blJlO 6yayUjUM, 0 aJl51. <...> Pa.nOCTb 6e3 ne'IaJIH - TOJIbKO JIHllIb npH3paK pa.nOCTH: paCCeeTC5I - H HH'IerO, KpOMe rOpe'IH, He OCTaHeTC5I. <...> A pa.nOCTb, KOTOpa51 npoxo nponoBegb 5 lU1T 'Iepe3 rre'IaTIb, - OHa CBeTJIa5l, OHa OrrJIo.n;OTBOp5IeT HallIY .n;YllIY, OHa YKperrJI5IeT Hac Ha rrYTlI KO crraceHHIO. <...> Te, KTO XO'IeT rro.n;eJIHTb HX Ha 'IaCTH, 3TH JIIO.n;H HaM 'I~bI. 3TO He TO, 'ITO .n;JI5I .n;YllIH HallieH H~HO, a TO, 'ITO TOJIbKO OT5IrOI.I.J;aeT Hac. <...> E.n;HHeHHe Y Hac C HHMH B TOM, 'ITO MbI 06I.I.J;HMH CHJIaMH C03H)J;aeM crrpaBeMHBYIO )!(H3Hb. <...> MbI He.n;eJIHMbI, H 'IeM Tpy.n;Hee HaM, 'IeM CJIO)!(Hee )!(H3Hb, TeM Kperr'Ie MbI CTOHM Ha HallieH He.n;eJIHMOCTH. <...> MHe 6bIJIO Tpy.n;HO 3TO CKa3aTb, rrOTOMY 'ITO BbI HHKor.n;a 3Toro, MO)!(eT 6bITb, He CJIblllIaTIH H He YCJIblllIHTe, HO 51 BaM rOBOpHJI H cero.n;H5I BaM rrOBTOpIO 3TO. <...> IIpOllIe.n;llIHe .n;eC5ITHJIeTH5I 'IaCTO 6bIJIH O'IeHb T5I)!(eJIbIMH. nbIJIa 60Pb6a, 6bIJIO 06I.I.J;ee cMYI. <...> MHoro JIIO.n;eH 6bIJIO rrory6JIeHO <...>
Православная_община_№46_1998_(1).pdf
ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА
ЖУРНАЛ СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКОЙ МОСКОВСКОЙ
ВЫСШЕЙ ПРАВО СЛАВНО-ХРИСТИАНСКОЙ
ШКОЛЫ
В ы х о Д u т с а в z у с т а 1990 z.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОПОВЕДЬ
Архимандрит Сергий (Савельев). Слово о любви
и об ответственности христиан ................................................................... 4
Свящ. Георгий Кочетков. Из проповедей после вечерней молитвы.
Слово в день памяти святых отцов семи Вселенских соборов ............... 10
СВИДЕТЕЛЬСТВА
Мой пугь к Богу и в Церковь ............................................................. ....... 17
МИССИОНЕРСТВО И КАТЕХИЗАЦИЯ
Павел Гаврuлюк. История катехизации.
Часть вторая. Чудом сохранившиеся фрески ............................................ 23
ХРИСТИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Софья Куломзина; Что и как преподавать в воскресной школе ............. 50
БОГОСЛУЖЕНИЕ И ТАИНСТВА
Виктор Котт. священныIй Собор Православной Российской Церкви
1917 -18 гг. о церковно-богослужебном языке:
предыстория, документы и комментарии ................................................. 75
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
с.з. Покаяние. К первой публикации в России работы
nрот. Александра Шмемана "Авторитет и свобода в Церкви" .............. 108
Прот. Александр Шмеман. Авторитет и свобода в Церкви .................... 110
Известия из Екатеринбургской, Томской и Рижской епархий ............ 123
Стр.1
ISSN 0130 - 9471
Редакция благодарит издательстВо «Ортдрук» (Польша)
за участие В Выпуске журнала «ПраВослаВная община»
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Сергей Аверинцев,
Дмитрий Гасак,
ИЛЬЯ Гриц,
Семен Зайденберг (и. о. главного редактора),
Александр Копировский,
Виктор Котт,
священник Георгий Кочетков (зам. главного редактора),
Елена Макеева
Адрес редакции: 125475, Москва, а/я 255,
«Православная оБЩИНа»
E-mail: stрhilагеt@glаsпеt.гu
httр:j/www.glаsпеt.гu/-stрhilагеt
Журнал зарегистрирован Министерством печати
и массовой информации рф за N2 525 от 26. 12. 1990 г.
Индекс В каталоге агентстВа «Роспечаты) 72065
На первой странице обложки: Преображение Господне, 1497 г.
Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
© «Православная община», N2 46 (4, 1998)
Перепечатка материалов журнала
только с разрешения редакции.
Мнение редакции может
не совпадать с суждениями авторов
Стр.2
ПРОПОВЕДЬ
БОГОСЛОВИЕ ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ
в современной западной культуре теперь нередко употребляется такое
nонятие: "Катастрофа" или ''Холокост ". Этим словом обычно называют
уничтожение нацистами нескольких миллионов евреев во время
Второй мировой войны. В проповеди же архим. Сергия (Савельева),
предлагаемой вниманию читателя, так БЬUlG названа российская революция
1917 г. Конечно, это не сознательная ориентация, но это
и не случайное совпадение. Не столь важно, что именно называют
этим словом, важно, что двадцатый век, наряду с другими характеристиками,
так или иначе можно назвать веком Катастрофы. То,
что происходило с нами в этот век - братоубийственные и мировые
войны, революции, концентрационные лагеря, истребление целых народов
и культур - это прежде всего, как считает о. Сергий, Страшный
суд Божий над исторической церковью, а точнее - над так
называемым константиновским периодом ее истории.
На Западе ныне бытует и такое nонятие: "богословие после
Освенцима". Оно говорит о том, что церковь и богословие теперь не
могут, не имеют права оставаться такими, какими были до Катастрофы.
Не
будем сейчас входить в рассмотрение достоинств и недостатков
этого течения в западном богословии. Несомненно только,
что nравославие, и в особенности наше русское nравославие, нуждается
в собственном ответе на страшные вопросы, поставленные
двадцатым веком. Как относиться к своей истории? Как относиться
к жертвам и как относиться к палачам? Что такое единство -
страны, народа, церкви? Как относиться к современной церковной
иерархии и ее действиям? Какова мера ответственности всей церкви,
каждого прихода, каждой церковной общины и каждого христианина
за происходившее и происходящее в церкви? Как служить Богу
в условиях внутреннего гонения на Церковь? Как молиться, с кем, где,
по какому уставу? И на какой при этом ориентироваться стиль -
обязательно ли только на традиционно византийский и древнерусский,
или иной имперский, или какой?
Представляется, что происходящее сейчас в нашей стране и в
нашей церкви свидетельствует об отсутствии ясного ответа на эти
Стр.3
4
Православная община. N2 46
вопросы. Вернее, ответы предлагаются, но по большей части противоречивые
и упрощенные, не достигающие ни высоты, ни глубины, ни
полноты имеющегося у:же опыта, не вмещающие трагизма того, что
с нами произошло. С nоразительной легкостью в два-три года восстанавливаются
храмы и монастыри, строившиеся десятилетиями и
столетиями, с той же легкостью восстанавливаются внешние нормы
благочестия, характерные для дореволюционного времени, и не хватает
только канонизации последнего царя, чтобы Катастрофа из
Божьего суда над грехами Его церкви превратилась лишь в трагическое
недоразумение на пути нашей славной истории. Вот только, может
быть, еще надо будет достроить золотые гробницы новым nророкам,
мученикам и исповедникам .. .
Между тем, ответ на все эти вопросы - ответ, стремящийся
приблизиться к мере Божьего суда и Божьего милосердия, - церковь,
со времен Декиева гонения и доныне может и должна искать, прежде
всего, у самих мучеников и исповедников. Публикуемая нами проповедь
о. Сергия (Савельева), короткая, но глубокая и емкая по своему
содержанию - один из примеров такого дерзновенного поиска.
Она была nроизнесена уже довольно давно - в 1975 г., в совсем
другой общественно-политической и внешне-церковной ситуации, и
можно только поражаться трезвенности взгляда о. Сергuя на прошлое,
настоящее и, главное, на то время в истории нашей страны и
церкви, которое для него было будущим, а для нас уже наступило.
О настоящем же времени впрямую на ту же тему и в том же
ключе, что тоже, надеемся, не простая случайность, говорит в своей
проповеди свящ. Георгий Кочетков .
•
Архим. Сергий (Савельев)
СЛОВО О ЛЮБВИ
И ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ХРИСТИАН
Когда душа в печали, что с ней делать? Не вырвешь ее и не
поставишь на ее место другую душу, веселую и беззаботную. Какая
есть, такая и есть. И от печали души печаль и исходит.
Но в печали и радость заключена, и нет радости без печали.
Радость без печали - только лишь призрак радости: рассеется -
и ничего, кроме горечи, не останется. А радость, которая прохо
Стр.4