\
"-'
ч ~ (( .. ,
I
ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА
(N!! 4, 1999)
52
ПРОПОВЕДЬ
Свящ. Георгий Кочетков. Из проповедей после веLJеРllей молитвы.
Новый народ святых. Слово в день Всех святых (5.06.99) .. .... ... ...... ...... .. 3
"Нам НУ'А<НО лоститься И каяться и J1 этот день"
Слово в день Всех Российских святых (/2. 06. 99) .... .... .......... .. ............ .... 12
СВИДЕТFЛЬСТВА
Мой путь к Богу и в Церковь
А. Б. "Я увидел смерть своеи луши ... и я пришел" ... .. .... ......... .. .. ... .... ... .. 17
МИССИОНЕРСТВО И КАТЕХИЗАЦИЯ
Александр Сандырев. Современное оглашение в Русской
Православной Церкви и критерии его ка'Jественности ......... ..... ... ...... 20
БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ
Нuк.ос Нuссuоmuс. ХаризмаТI1ЧССКИЙ аспект сшuдснства епископа ... .. .. .. 34
ОБЩИНА И СОБОРНОСТЬ
Виктор Зайцев. О. Сергий Мечен и ето
" покаяльно-богослужебная сем!.>я '· ..... .. ....... ...... .. .. .... .......... .... .... ..... ... . 63
Свящ. Сергllll Мечев. " ПОУЧЮ"IС}I У Госгюда и СШIТЫХ
отношению к духовной семье " . lIисьма к общине 113 ССЫЛКII ......... .. .. .. .. 78
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Дмитрий Горин. Почему лоныне церковь молчит.
К дву.хлеll1ию событий в jlJOсковСКОjИ храл/е УСllеНIIЯ в Пецатниках .. ... ... 95
ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА
Свящ. Георгllii Кочетков . •. Всемирная ОТЗЬШ'Ш130С1Ъ" ил и изоляш1ОНН3М'!
К вопросу о русской са.мобытности и о включении России
в JOcmOlIHblLl контекст мировой истории ...... ... ........ ,. '" ........ ........ ..... .... 104
Горечь и надежда. Интервью с Сергеем ЮРСКUJlI .. .. .... . . ...... . . ... . ... ...... . ... ... . I1I
ЖУРНАЛ СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКОЙ МОСКОВСКОЙ
ВЫСШЕЙ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКОЙ
ШКОЛЫ
Выходит с
а в z у с т а 1990 z.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.1
ISSN 0130 - 9471
Редакция благодарит типографию «Ортдрук» (Польша)
за участие В Выпуске журнала «ПраВослаВная община»
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Сергей Аверинцев,
Дмитрий Гасак,
ИЛЬЯ Гриц,
Семен Зайденберг (зам. главного редактора),
Александр Копировский,
Виктор Коп,
священник Георгий Кочетков (главный редактор)
Адрес редакции: 125475, Москва, а/я 255,
«Православная оБЩИНа».
Тел. (095) 923-03-80
E-mail: stphilaret@glasnet.ru
http://www.chat.ru/-favor
Журнал зарегистрирован Министерством печати
и массовой информации рф за N2 525 от 26. 12. 1990 г.
Индекс В каталоге агентстВа «Роспечать» 72065
На первой .странице обложки: Преображение Господне, 1497 г.
Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
© «Православная община», N2 52 (4, 1999)
Перепечатка материалов журнала
только с разрешения редакции.
Мнение редакции может
не совпадать с суждениями авторов
Подписано в печать 29.08.1999 г. ,
тираж 3 000 экз.
Стр.2
ПРОПОВЕДЬ
Свящ. Георгий Кочетков
НОВЫЙ НАРОД СВЯТЫХ
Из проповедей после вечерней молитвы
Слово в день Всех святых (5.06.99)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
С праздником, дорогие братья и сестры!
Всех вас поздравляю с именинами, поскольку сегодня с вечера
и завтра мы празднуем память всех святых и, значит, каждого
святого, имя которого вы носите. Это, действительно, праздник
всех, всей Церкви. Он не случайно установлен на следующую неделю
после праздника Святой Троицы, праздника рождения Церкви,
потому ЧТО главный плод земной истории Церкви - это рождение
НоВоГо народа святых, и главное свидетельство истинности
Церкви - святость, святость каждого ее члена.
Конечно, Церковь может похвалиться не только святостью. Ведь
святость была известна еще в Ветхом Завете. Если бы мы говорили
Только о святости, забыв о том, как родилась Церковь, какие огненные
языки Духа привели ее как новый народ Божий к жизни, если
бы мы забьmи об этом, мы бы сами остались лишь в рамках Ветхого
Завета. Иногда такая опасность у нас с вами существует, дорогие
братья и сестры, иногда мы, действительно, как бы оказываемся в
стихии ветхозаветной жизни, когда, почитая святых, задачу освящения
осознаем как главную и едва ли не единственную в Церкви,
как едва ли не единственное дело Божье. Но дело Божье - больше,
и Церковь новозаветная - ЭТО новый народ святых, народ царей и
священников, людей, которые могут приносить Богу жертвы, через
которые не только освящаются сами, но и способны освящать мир,
способны готовить его к преображению, к наполнению Духом и
Светом, что, конечно, бьmо недоступно Церкви ветхозаветной, пусть
и знавшей дары Духа, знавшей святость Божью и святость Церкви,
хотя еще и ветхозаветной.
Почитание святых в нашей церкви родилось не сразу, дорогие
братья и сестры. Вообще, каждому христианину, наверное, было
бы интересно ответить самому себе на вопрос: а откуда оно взялось?
Мы же ничего не находим в Священном писании Нового
Завета о почитании святых! Когда Священное писание Нового Завета
Стр.3
4
Православная община. N252
говорит о том, что надо воздавать честь тем, кому подобает честь,
то скорее всего, там имеется в виду несколько другое. Вы помните,
в какой контекст поставлены эти слова апостола Павла? Скорее
всего, там имеются в виду какие-то околоцерковные или прямо
нецерковные власти и силы, которые требуют себе почитания, и
апостол, вполне в еще ветхозаветной традиции, говорит, что власть
как таковую надо чтить.
Священное писание еще говорит нам, что мы должны подражать
вере своих наставников: "Взирая на кончину жизни их, подражайте
вере их". Взирая на кончину жизни их! .. Это значит, что
подражание вере святых наставников важно, очень важно,
- покуда
они подражают Христу. "Подражайте мне, как я Христу" , -
говорит тот же апостол Павел и не боится этого сказать, потому что
он уверен в своей совести, что он всю жизнь свою отдал на служение
Христу. Он говорит: "Я всю жизнь свою служил Богу в доброй
совести". Потрясающие слова, дорогие братья и сестры! Кто из нас
может такое повторить: "Всю жизнь свою я служил Богу в доброй
совести", - будучи еще живым, еще не кончив этой жизни?
Здесь есть некая тайна. Ведь апостол Павел прекрасно знал,
что "все мы много согрешаем", о чем свидетельствовал и апостол
Иаков, и апостол Петр, говоривший: "Если праведник едва спасается,
то грешник где явится?"
Откуда же в церкви почитание святых? Да, мы знаем, что воспеваем
нашего Бога как "Бога отцов", но это - традиция еще
Ветхого Завета. В Ветхом Завете, мы с вами об этом говорили не
однажды, очень важно было почитание Бога отцов и праотцов.
"Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших!" - это слова из
Священного писания Ветхого Завета. Некая преемственность веры,
некая устремленность вперед к точке "омега" является естественным
выводом из такого почитания. К точке "омега", значит, к
эсхатону, к тому концу, который открывается Богом, который открывается
в Царстве Небесном, пришедшем в силе.
Древние христиане, христиане первых веков, как вы знаете, верили,
что вся Церковь Нового Завета свята. Напоминаю вам об
этом еще и еще раз и хочу это снова истолковать для вас, ибо без
этого понять ничего не удастся. Церковь Христова вся свята, и мы
можем сказать о Церкви, что мы - народ святой. Каждый из нас не
смеет этого сказать о себе индивидуально, лично. Я не могу сказать:
"Я - человек святой", или что я - "святой отец" (смех) . Мне тоже
очень смешно, когда меня так называют (слава Богу, редко).
Но народ Божий - свят, и народ этот - вы. Никто не может
свидетельствовать о себе, иначе станет лжесвидетелем и рискует
Стр.4