На титульном листе подзаголовок: «Рассказ бывшего кандидата богословия», — затем что-то вроде предисловия. <...> В тоне бульварной рекламы издатели сообщают, что «автор этой книги Евграф Дулуман прежде был глубоко религиозным человеком. <...> Перемена убеждений — это сравнительно вовсе не такое у ж редкое явление: нам приходилось видеть очень много людей, которые теряли веру и, наоборот, людей, которые приходили от атеизма к религии, и никто из них об этом не кричал на всех перекрестках, не печатал брошюр с претенциозными заголовками и уж, во всяком случае, не делал из перемены убеждений профессию. <...> Между тем именно так поступил автор: уж е на первой странице он сообщает читателю о Работа «Анализ антирелигиозности» получена из России. <...> 158 ГРАН И № 65 том, что работает антирелигиозным лектором и даж е очень гордится этим. <...> Лишь совершенно случайно {благодаря знакомству со священником) он осенью 1945 года поступил в Одесскую духовную семинарию. <...> «.Семнадцати лет от роду, тайком от друзей и знакомых, я поступил в Одесскую духовную семинарию. <...> Помогли мне при этом не соответствующие действительности справки священника о моей «глубокой религиозности» (кавычки автора — А. <...> Тут возможно только одно объяснение: Дулуман при поступлении в семинарию совершил еще один подлог, введя в заблуждение семинарское начальство. <...> Духовная семинария является закрытым учебным заведением со строгим, почти монастырским режимом. <...> Нам вспоминается, как в 1946 году к одному семинаристу (ныне довольно крупному церковному деятелю) подошел в церкви его товарищ по курсу и сказал: «От имени всех нас делаю вам замечание: вы прошли мимо царских врат не перекрестившись». <...> Правда, автор через год стал, по его словам, искренне религиозным человеком. <...> Люди очень часто (особенно в юности) меняют свои убеждения, однако, главной предпосылкой для выработки любого мировоззрения является 160 ГРАН И № 65 искренность. <...> Но постараемся все ж е поверить автору: допустим <...>