МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный лингвистический университет»
Институт образовательных технологий
Системно-деятельностный подход:
показатели метапредметных результатов
профессионально-педагогического образования
Материалы
организационно-деятельностной игры – 2
(ОДИ - 2)
28 февраля 2013 г.
Иркутск
2013
Стр.1
УДК 37.1
ББК 74.00
Печатается по решению кафедры управления и развития образования ИОТ
Иркутского государственного лингвистического университета
Протокол №7 от 14.03.2013г.
Материалы подготовлены к печати
в соответствии с планом работы экспериментальной площадки Федерального государственного
автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по
теме «Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании»
Авторысоставители:
Л.А.
Выговский, директор Института образовательных технологий,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры
управления и развития образования, Заслуженный учитель
РФ;
Т.В. Живокоренцева, кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления и развития образования, Заслуженный
учитель РФ;
О.Ф. Чупрова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики;
Т.Ф. Ушева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности;
Т.А.
Жданко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
управления и развития образования
Члены редакционной
коллегии:
С83
Системно-деятельностный подход: показатели метапредметных результатов
профессионально-педагогического образования: материалы организационнодеятельностной
игры (ОДИ -2), г. Иркутск, 28 февраля 2013 г. / авт.-сост.
Л. А. Выговский, Т. В. Живокоренцева, О. Ф. Чупрова, Т. Ф. Ушева, Т. А. Жданко. – Иркутск:
ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», 2013. – 34 с.
В сборнике представлены материалы ОДИ-2 преподавателей Института образовательных
технологий ФГБОУ ВПО ИГЛУ, отражающие анализ показателей метапредметных
результатов профессионально-педагогического образования.
УДК 37.1
ББК 74.00
© ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», 2013
© Институт образовательных
технологий, 2013
ISBN 978-5-88267-372-6
2
К.С. Лущикова, И.Н. Почерней, магистранты кафедры
управления и развития образования по направлению подготовки
«Педагогическое образование», профиль «Управление
образовательными системами»
Стр.2
Предисловие
Глобальные изменения, произошедшие в мире и в стране, существенно
отразились на системе высшего образования в России, в том числе профессионально-педагогического.
Современная школа рассматривается сегодня
как сложная социокультурная организация, которая не только выполняет
традиционные образовательные функции, но и задает векторы социокультурных
изменений. Это требует прихода в общеобразовательные учреждения
учителя с социокультурной направленностью профессионального
мышления. Подготовка такого учителя – одна из значимых задач высшей
школы.
С учетом этого нами осуществляется работа по внесению изменений в
стратегию и содержание профессионального образования будущих педагогов
в части формирования у студентов метапредметных компетенций. Нам
представляется значимым в этом контексте такой показатель качества образовательных
результатов, как способность будущих специалистов воспринимать
и осваивать предлагаемые в вузе знания в деятельностном режиме,
готовность использовать их для решения конкретных профессиональных
задач и ситуаций жизнедеятельности.
Для решения обозначенных проблем мы обратились к технологиям коллективной
мыследеятельности: практике проведения
организационнодеятельностных
игр (ОДИ) и интегрированных занятий. ОДИ – это особая форма
организации взаимодействия многих людей, позволяющая за счет коллективной
мыследеятельности решать актуальные проблемы реальной действительности,
реальной жизнедеятельности этих людей1. Интегрированные занятия – достаточно
распространенная форма организации учебной деятельности, в том
числе групповой, в ходе которой предполагается в качестве главного эффекта –
развитие у участников занятия опыта интеграции знаний и практических действий
в условиях совместной деятельности. Мы изучили опыт организации и
проведения организационно-деятельностных игр (И.Г. Литвинской, В.Б. Лебединцева,
М.А. Мкртчяна2, Г.П. Щедровицкого3 и др.), интегрированных занятий
(И.Алексашина, Т.В.Живокоренцева4 и др.) и использовали его в практической
деятельности.
Для решения обозначенных проблем мы обратились к практике проведения
организационно-деятельностных игр (ОДИ). ОДИ – это особая форма
1 Анисимов О. С. Развивающие игры. Игротехника. Методология: в 2 т. М., 2006. Т. 2. Рефлексия опыта. –
250 с.
2 Мкртчян М. А. Технологические основы перехода на деятельностное содержание образования // Практика
образования: научно-методические материалы / под общ. ред. Г. А. Гуртовенко, И. Г. Литвинской. Красноярск,
2004. С. 37-43.
3 Щедровицкий Г. П. Очерки по философии образования. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993.
154 с.; Щедровицкий Г. П. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления: хрестоматия.
М. : Дело, 2002. 39 с.
4 Живокоренцева Т.В. Педагогическая концепция интегрированного занятия: психология, педагогика,
частные методики и практическое обучение: метод. рекомендации. Иркутск: ИГЛУ, 2012. 20 с.
3
Стр.3
организации взаимодействия многих людей, позволяющая за счет коллективной
мыследеятельности решать актуальные проблемы реальной действительности,
реальной жизнедеятельности этих людей. Мы изучили
опыт организации и проведения организационно-деятельностных игр (И.Г.
Литвинской, В.Б. Лебединцева, М.А. Мкртчяна, Г.П. Щедровицкого и др.) и
использовали его в практической деятельности.
Тревожность по вопросу принятия новой формы работы преподавателей
ИОТ ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет»
и «командной включенности» в процессы анализа и разработки
нового содержания педагогического образования сохранялась продолжительное
время.
Рефлексивное осмысление содержания данного сборника по итогам ОДИ
-2 позволило снять все страхи и опасения и зафиксировать готовность
профессорско-преподавательского коллектива совместно переосмысливать
приоритеты в педагогическом образовании и искать новые пути совершенствования
системы подготовки будущих педагогов на основе системнодеятельностного
подхода.
Оргпроект ОДИ-2
Тема: «Системно-деятельностный подход: показатели метапредметных
результатов профессионально-педагогического образования».
Дата проведения: 28 февраля 2013 года.
Место проведения: г. Иркутск, Иркутский государственный лингвистический
университет, аудитория 224 «В».
Руководители игры: Живокоренцева Т.В., Жданко Т.А., Ушева Т.Ф.,
Чупрова О.Ф.
Орггруппа: Лущикова К.С., Почерней И.Н.
Предназначение игры:
провести ревизию опыта по работе с метапредметными результатами
профессионально-педагогического образования;
определить показатели критериев метапредметных результатов профессионально-педагогического
образования с позиции системнодеятельностного
подхода.
Тематические этапы игры:
1. Представление основных процессов в формировании метапредметных
результатов профессионально-педагогического образования.
2. Определение показателей критериев метапредметных результатов образования.
3.
Презентация показателей критериев метапредметных результатов образования.
Рабочие
группы в игре:
1. «Процессы коммуникации».
2. «Процессы информатизации».
4
Стр.4
3. «Процессы развития мышления».
4. «Процессы становления личности (личностные характеристики)».
5. Свободная группа.
6. Группа оформления материалов итогов игры.
Программа работы участников игры
время
13.10 – 13.30
ход ОДИ -2
13.00 – 13.05 Вступительное слово
13.05 – 13.10 Оргсовещание «О программе работы
участников игры»
Установочный доклад
13.30 – 13.40 Индивидуальное самоопределение.
Формирование рабочих групп
13.40 – 14.20 Работа в группах: 1) классификация
критериев по процессам формирования
метапредметных результатов;
2)
определение показателей критериев
метапредметных результатов
профессионально-педагогического
образования.
14.20–14.45
Общее заседание (доклады групп,
обсуждение докладов): «Презентация
показателей критериев метапредметных
образовательных результатов».
14.45–14.55
Письменная
оргрефлексия участников
игры
ответственные
Живокоренцева Т.В.
Ушева Т.Ф.
Живокоренцева Т.В.,
Чупрова О.Ф.
Участники ОДИ -2
Руководители групп
Живокоренцева Т.В.
Ушева Т.Ф.
Необходимые средства и оборудование для проведения ОДИ -2
Для проведения ОДИ -2 необходимо следующее:
просторная аудитория для размещения участников игры и организации
работы в группах;
восемь ноутбуков (по два на каждую рабочую группу);
компьютер и мультимедийный проектор для сопровождения игры и демонстрации
результатов совместной коллективной мыследеятельности;
таблички с названием рабочих групп для самоопределения участников
игры;
раздаточный материал: Таблица критериев и показателей метапредметных
компетенций (Приложение 1), Глоссарий (Приложение 2), «Уровневые
характеристики компетенций (Приложение 3) и материалы ОДИ -1
«Системно-деятельностный подход: критерии метапредметных результатов
профессионально-педагогического образования» (г. Иркутск, 20
5
Стр.5
Содержание
Предисловие .............................................................................................................................................. 3
Оргпроект ОДИ-2 .................................................................................................................................. 4
Вступительное слово ................................................................................................................ 6
О программе работы участников игры .......................................................................... 6
Установочные доклады ........................................................................................................... 7
Доклады групп ........................................................................................................................... 11
Организационная рефлексия игры ................................................................................ 19
Информация об участниках игры .................................................................................. 21
Приложение ........................................................................................................................................... 23
Стр.34