Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 497873)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Вариативность разноуровневого образования: стратегии реализации (180,00 руб.)

0   0
Первый авторЖданко Татьяна Александровна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц171
ID325185
АннотацияКоллективная монография посвящена проблеме реализации принципа вариативности в разноуровневом образовании. Коллективом преподавателей Иркутского государственного лингвистического университета обобщен и теоретически осмыслен опыт работы в русле методологии вариативного образования, представлены стратегии реализации принципа вариативности в разноуровневом образовании. Коллективная монография ориентирована на преподавателей, исследователей, аспирантов и магистрантов высших учебных заведений, а также на специалистов дошкольного, общего среднего и среднего профессионального образования.
ISBN978-5-88267-392-4
УДК378.680
ББК74.48
Жданко, Т.А. Вариативность разноуровневого образования: стратегии реализации / Т.А. Жданко .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2014 .— 171 с. — ISBN 978-5-88267-392-4

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» ВАРИАТИВНОСТЬ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ Коллективная монография Иркутск 2014 УДК 378.680 ББК 74.48 В18 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Материалы подготовлены к печати в соответствии с планом работы экспериментальной площадки Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме: «Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании» (свидетельство №328 от 29.11.2011) Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель Российской Федерации, проректор по инновационной деятельности ИПКРО А.К. <...> Костин; доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ВосточноСибирской государственной академии образования О.Л. Подлиняев Авторский коллектив: Живокоренцева Т. В. (введение, заключение, гл. <...> 2.3) В18 Вариативность разноуровневого образования: стратегии реализации [Текст]: коллективная монография / Т. В. Живокоренцева, Л. А. Выговский, С. Ю. Богданова [и др.]; под науч. ред. <...> Коллективом преподавателей Иркутского государственного лингвистического университета обобщен и теоретически осмыслен опыт работы в русле методологии вариативного образования, представлены стратегии реализации принципа вариативности в разноуровневом образовании. <...> УДК 378.680 ББК 74.48 ISBN 978-5-88267-392-4 © Авторский коллектив, 2014 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2014 2 ВВЕДЕНИЕ Вариативность современного образования обусловлена комплексом факторов. <...> Решающую роль в процессе воспроизводства стратегий жизнедеятельности (моделей поведения) созидающей направленности, по мнению ученых, должны сыграть <...>
Вариативность_разноуровневого_образования_стратегии_реализации.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» ВАРИАТИВНОСТЬ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ Коллективная монография Иркутск 2014
Стр.1
УДК 378.680 ББК 74.48 В18 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Материалы подготовлены к печати в соответствии с планом работы экспериментальной площадки Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме: «Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании» (свидетельство №328 от 29.11.2011) Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель Российской Федерации, проректор по инновационной деятельности ИПКРО А.К. Костин; доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ВосточноСибирской государственной академии образования О.Л. Подлиняев Авторский коллектив: Живокоренцева Т. В. (введение, заключение, гл. 1.1, 2.1, 2.7, 2.9), Выговский Л. А. (гл. 2.9), Богданова С. Ю. (гл. 2.8), Глазков А. В. (гл. 1.3), Жданко Т. А. (гл. 2.4), Казыдуб Н. Н. (гл. 1.4, 2.2), Магальник Л. А. (гл. 1.2), Ушева Т. Ф. (2.5), Чупрова О. Ф. (гл. 2.1, 2.6, 2.7), Шумовская А. Г. (гл. 2.3) В18 Вариативность разноуровневого образования: стратегии реализации [Текст]: коллективная монография / Т. В. Живокоренцева, Л. А. Выговский, С. Ю. Богданова [и др.]; под науч. ред. Т.В. Живокоренцевой. – Иркутск : ИГЛУ, 2014. – 171 с. Коллективная монография посвящена проблеме реализации принципа вариативности в разноуровневом образовании. Коллективом преподавателей Иркутского государственного лингвистического университета обобщен и теоретически осмыслен опыт работы в русле методологии вариативного образования, представлены стратегии реализации принципа вариативности в разноуровневом образовании. Коллективная монография ориентирована на преподавателей, исследователей, аспирантов и магистрантов высших учебных заведений, а также на специалистов дошкольного, общего среднего и среднего профессионального образования. УДК 378.680 ББК 74.48 ISBN 978-5-88267-392-4 © Авторский коллектив, 2014 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2014 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Вариативность современного образования обусловлена комплексом факторов. Одним из ведущих является нестабильность, динамика изменений, разнообразие векторов развития современного общества. «Постоянно изменяющийся мир» – сущностная характеристика современной социокультурной ситуации, в которой практически отсутствуют такие доминанты жизнедеятельности человека, как стабильность и устойчивость. В условиях неустойчивости и неопределенности жизненных миров возрастает сложность и непредсказуемость поведения человека, которое определяется его социальной зрелостью и личностным потенциалом. В одном случае человек выбирает адаптационную модель поведения («плывет по течению»). В другом случае, «приподнявшись» над обстоятельствами, самостоятельно делает выбор на основе собственных целей, ценностей и смыслов, мобильно реагируя на возникающие ситуации и условия жизнедеятельности. В этом случае речь идет о персонифицированной модели поведения, о самодетерминации человеческого поведения, т.е. об относительной свободе от заданных условий деятельности – внешних (социальных) и внутренних (физиологических предпосылках, потребностях, характере и других психологических структур) [Есаулова, 2010, с. 3]. При этом значимой становится методологическая установка на осознание каждого человека без исключения, как носителя общественного начала и, как реального творца и созидателя себя и общественного мира [Барулин, 2007, с. 133]. Персонифицированная (самодетермированная) модель поведения в контексте концепции социально-философской антропологии и современной социологии признается перспективной и рассматривается как наиболее желательный вектор развития и реализации позитивной жизненной стратегии созидающей направленности в процессе выхода социума из того неустойчивого равновесного состояния, в котором он сегодня пребывает [Кармадонов, 2009, с. 161162]. Решающую роль в процессе воспроизводства стратегий жизнедеятельности (моделей поведения) созидающей направленности, по мнению ученых, должны сыграть институты социализации, или смыслообразующие и смыслоподдерживающие социальные структуры, а именно – разноуровневые образовательные системы. Для образования это означает смену образовательной стратегии, где вариа3
Стр.3
тивность становится доминирующей характеристикой современной образовательной среды, которая порождает соответствующие социокультурные и педагогические эффекты. Вариативность образования – одно из ключевых понятий, раскрывающих смыслы, цели и ценности современного образования. Научная рефлексия над понятием «вариативность образования» позволила выявить его общие, аксиоматические, инвариантные признаки. Среди них: соотнесение вариативного образования с гуманистической направленностью современного образования, ориентацией на создание условий для индивидуального развития личности. Наряду с этим исследователи обозначают ряд значимых проблем, которые замедляют процесс операционализации идеи вариативности в разноуровневом образовании. Речь идет о стратегиях реализации принципа вариативности в условиях разноуровневого образования. Базовым показателем вариативности образования является вариативность содержания образования, которое по отношению к обучающемуся может выступать в качестве «внешнего» («обезличенного») и «внутреннего» (ценностно-смыслового), личностного (персонифицированного) содержания образования. Готовы ли педагоги к отбору и конструированию вариативного компонента содержания образования личностной направленности? В чем специфика конструирования вариативного содержания образования в разноуровневых образовательных системах? Каким образом выстроить мониторинг и оценить качество вариативного образования? Каковы механизмы и технологии достижения качества вариативного образования? Поиск ответов на эти вопросы побудил авторов к коллективной мыследеятельности в поле обозначенной проблемы. Современное общество, сталкиваясь с возрастающим числом нерешенных проблем, прямо или косвенно побуждает свои институты искать способы их решения через раскрытие резервов творческого человеческого потенциала. В этих условиях востребованы образовательные модели, ориентированные не столько на ретрансляцию прошлого, сколько на конструирование прогрессивного будущего, на природно- и культуросообразное развитие всех сфер человеческой деятельности. Такая модель, по убеждению А.В. Хуторского, предполагает смену доктрины «образование как преподавание» на доктрину «образование как созидание», что определяет вектор изменений в методологии современного образования. 4
Стр.4
Цели современного образования ориентированы на человека как самоценность, что побуждает к пониманию вариативности в образовании как предоставления разнообразных путей развития каждому обучающемуся – эти пути будут всегда многовариантны и уникальны как сам человек; кроме того, актуализируется проблема интеграции как органичная целостность образовательного пространства как «пространства разнообразия» (А. Асмолов). В этом контексте одной из значимых становится идея самосозидания (созидания), которая ориентирует обучающихся на конструирование собственного (индивидуального, персонифицированного) образовательного маршрута. Поэтому система образования может и должна стать одним из факторов, который позволит обеспечить реализацию этой идеи не только в процессе формального образования на разных его ступенях и уровнях, но и обеспечит готовность человека выстраивать собственный образовательный маршрут в условиях дополнительного и информального образования, образования на протяжении всей жизни. Таким образом, методология вариативного образования расширяет горизонты понимания образования как «замкнутой» на оценке качества системы и выводит на его понимание как ценности для жизнедеятельности человека, как стратегии обеспечения своевременной и адекватной подготовки людей к будущему, к жизни в условиях постоянно меняющихся социокультурных реалий. 5
Стр.5
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ ЕГЭ – Единый государственный экзамен. ИОМ – индивидуальный образовательный маршрут. ИОП – индивидуальная образовательная программа. ИОТ – индивидуальная образовательная траектория. ИУП – индивидуальный учебный план. ОМ – образовательный маршрут. ЭАД – экспертно-аналитическая деятельность. 169
Стр.169

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически