Министерство культуры Челябинской области
Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского
ИСКУССТВОЗНАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
Научно-практический журнал
№ 3 (13)
Сентябрь 2015
Челябинск
2015
Стр.1
ИСКУССТВОЗНАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
№ 3 (13)
Сентябрь 2015
Научно-практический журнал. Издается с 2011 года
Выходит четыре раза в год. ISSN 2227-2577
Индекс в каталогах Роспечати 04157
Главный редактор
И.В. Безгинова – доцент кафедры социально-гуманитарных и психолого-педагогических
дисциплин Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат культурологии,
доцент (РФ, г. Челябинск).
Заместители главного редактора
И.В. Маричева – доцент кафедры истории, теории музыки и композиции
Южно-Уральского государственного института искусств
им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения (РФ, г. Челябинск).
В.Л.
Бабюк – заведующая кафедрой фортепиано Южно-Уральского
государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат
искусствоведения, доцент (РФ, г. Челябинск).
Я.Т. Жакупова – заведующая отделом организации научной работы
и международного сотрудничества ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского,
кандидат психологических наук, доцент (РФ, г. Челябинск).
Г.Ю. Квятковский – доцент кафедры философии Южно-Уральского
государственного университета, кандидат социологических наук
(РФ, г. Челябинск).
Ответственный редактор – С.В. Самойлова
Переводчик, редактор английского текста – Н.А. Сафронова
Ответственный за выпуск – Я.Т. Жакупова
УЧРЕДИТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского»
ИЗДАТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского».
Адрес издателя: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Адрес редакции: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Тел./факс (351) 263-34-61. E-mail: art-skill@yandex.ru
Cайт: www.uyrgii.ru
Отпечатано в типографии: «Центр научного сотрудничества»,
ООО «СервисКом» 454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 50-Б.
Тел. (351) 215-12-23. E-mail: cns74@mail.ru
Журнал зарегистрирован в Управлении Федеральной службы по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций по Челябинской области. Свидетельство о регистрации
ПИ № ТУ 74-00808 от 11 сентября 2012 г.
Журнал зарегистрирован в International Centre ISSN, Paris – France
Верстка М.А. Сидоров
Дизайн обложки Т.Г. Гумарова
Подписано в печать 22.09.2015
Дата выхода в свет 29.09.2015
Формат 60×84/8
Заказ № 2808–775
Тираж 100 экз. Уч.-изд. л. 7,5. Усл. печ. л. 12,3
Цена свободная
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе
Южно-Уральского государственного института искусств имени
П.И. Чайковского
Ответственность за содержание статей, а также за
аутентичность использованных цитат, имен, названий несут
авторы публикуемых материалов.
© Редакция журнала «Искусствознание: теория, история, практика»
А.В. Бетехтин – председатель редакционного совета,
Министр культуры Челябинской области (РФ, г. Челябинск).
П.И.
Костенок – заместитель председателя редакционного
совета, доктор педагогических наук, профессор
(РФ, г. Челябинск).
С.О. Ткаченко – заместитель председателя редакционного
совета, директор Челябинского областного
музея искусств (РФ, г. Челябинск).
О.И. Ардимасов – проректор УМО по образованию
в области изобразительного искусства, профессор
Московского государственного академического художественного
института им. В.И. Сурикова, народный
художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ
(РФ, г. Москва).
Н.С. Бажанов – заведующий кафедрой фортепиано
Новосибирской государственной консерватории
(академии) им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Новосибирск).
Вилли Брайнин – президент Российской общенациональной
секции Международного общества музыкального
образования при ЮНЕСКО, руководитель
лаборатории новых технологий в музыкальном и музыкально-педагогическом
образовании Московского
педагогического государственного университета
(Федеративная республика Германия, г. Ганновер).
Ю.Е. Гальперин – профессор консерватории Ivry
sur Seine (Париж), президент ассоциации «Tradition
musicale russe» (Французская Республика, г. Париж).
Габриэль Гульен – профессор консерватории
им. Й. Гайдна, лауреат международных конкурсов
(Австрийская республика, г. Айзенштадт).
Ч.Г. Гусейнов – писатель, профессор кафедры гуманитарных
наук Академии переподготовки работников
искусства, культуры и туризма, доктор филологических
наук, профессор (РФ, г. Москва).
Ю.И. Ивлев – директор Костанайского областного
театра русской драмы и кукол (Казахстан, г. Костанай).
Г.А.
Майоров – член попечительского совета балета
«Москва», заслуженный деятель искусства России,
заслуженный деятель искусства Бурятии, лауреат государственной
премии СССР (РФ, г. Москва).
А.А. Мордасов – доцент, заведующий кафедрой театрализованных
представлений и праздников Челябинской
государственной академии культуры и искусств,
заведующий секцией массовых праздников Челябинского
отделения Союза театральных деятелей, заслуженный
работник культуры РФ (РФ, г. Челябинск).
Н.П. Наумов – декан факультета театра кукол СанктПетербургской
государственной академии театрального
искусства, профессор, заслуженный работник
культуры России (РФ, г. Санкт-Петербург).
А.А. Покровский – ректор Красноярского государственного
художественного института, профессор,
заслуженный художник России, член-корреспондент
Российской Академии художеств (РФ, г. Красноярск).
А.М. Рубцов – заместитель генерального директора
по научно-просветительской работе Государственного
центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина,
заслуженный артист России (РФ, г. Москва).
Е.Р. Сизова – и.о. ректора Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. ЧайковРЕДАКЦИОННЫЙ
СОВЕТ
Стр.2
ского, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент
РАЕН (РФ, г. Челябинск).
Е.Н. Федорович – заведующая кафедрой теории
исполнительства и музыкальной педагогики Уральской
государственной консерватории (академии)
им. М.П. Мусоргского, доктор педагогических наук,
профессор (РФ, г. Екатеринбург).
Б.П. Хавторин – ректор, профессор кафедры
истории и теории музыки Оренбургского государственного
института искусств им. Л. и М. Ростроповичей,
доктор искусствоведения, заслуженный
деятель искусств РФ, член Союза композиторов
России, член Союза журналистов России (РФ,
г. Оренбург)
Д.Н. Часовитин – заведующий кафедрой методики
фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного
общего курса фортепиано СанктПетербургской
государственной консерватории
им. Н.А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения,
доцент, заслуженный артист РФ, заместитель
сопредседателя Совета УМО по образованию в
области музыкального искусства (РФ, г. Санкт-Петербург).
В.И.
Щанкин – профессор кафедры балетмейстерского
творчества Кемеровского государственного университета
культуры и искусств, профессор, заслуженный
работник культуры России, член-корреспондент Петровской
академии наук и искусств (РФ, г. Кемерово).
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
И.В. Арановская – заведующая кафедрой теории,
истории музыки и музыкальных инструментов Волгоградского
государственного педагогического университета,
доктор педагогических наук, профессор (РФ,
г. Волгоград).
Ю.Г. Бобров – проректор по научной работе СанктПетербургского
государственного академического
института живописи, скульптуры и архитектуры им.
И.Е. Репина, доктор искусствоведения, профессор,
член-корреспондент Российской академии художеств
(РФ, г. Санкт-Петербург).
Н.И. Дегтяникова – заместитель директора по научно-методической
работе Челябинского художественного
училища, кандидат искусствоведения (РФ,
г. Челябинск).
О.А. Жукова – профессор кафедры культурологии
Московского педагогического государственного университета,
доктор философских наук (РФ, г. Москва).
С.С. Загребин – член секции театральных критиков
Челябинской организации Союза театральных деятелей
России, доктор исторических наук, профессор
(РФ, г. Челябинск).
М.И. Имханицкий – профессор кафедры баяна
и аккордеона Российской академии музыки
им. Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор,
заслуженный деятель искусств РФ (РФ,
г. Москва).
О.А. Кондратенко – доцент кафедры психологии
Челябинского государственного педагогического
университета, кандидат педагогических наук, доцент
(РФ, Челябинск).
Ю.А. Лукин – заведующий кафедрой гуманитарных
наук Академии переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, доктор философских наук,
профессор (РФ, г. Москва).
Н.И. Мельникова – профессор кафедры специального
фортепиано Магнитогорской государственной
С.А. Гавриляченко – профессор Московского государственного
академического института им. В.И. Сурикова,
секретарь Союза художников России, народный
художник России, профессор, лауреат премии
Ленинского комсомола (РФ, г. Москва).
Б.Ф. Смирнов – профессор кафедры оркестрового
дирижирования Челябинской государственной акаконсерватории
им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Магнитогорск).
Е.А. Минаев – заведующий кафедрой театрального
искусства Академии переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Москва).
И.Э. Рахимбаева – декан факультета искусств и художественного
образования Саратовского государственного
университета, доктор педагогических наук,
профессор (РФ, г. Саратов).
Г.Г. Тенюкова – заведующая кафедрой теории
и методики музыки Чувашского государственного
педагогического университета им. И.Я. Яковлева,
доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Чебоксары).
А.М.
Цукер – заведующий кафедрой истории музыки
Ростовской государственной консерватории (академии)
им. С.В. Рахманинова, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Ростов-на-Дону).
Р.Р. Шайхутдинов – заведующий кафедрой специального
фортепиано Уфимской государственной академии
искусств им. З. Исмагилова, кандидат искусствоведения,
профессор (РФ, г. Уфа).
О.Е. Шелудякова – профессор кафедры теории музыки
Уральской государственной консерватории
(академии) им. М.П. Мусоргского, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Екатеринбург).
О.М. Шушкова – проректор по научной и учебной
работе Дальневосточной государственной академии
искусств, доктор искусствоведения, профессор (РФ,
г. Владивосток).
Е.Ф. Ященко – профессор кафедры социальной
психологии Санкт-Петербургского гуманитарного
университета профсоюзов, доктор психологических
наук, доцент, действительный член Международной
академии психологических наук (МАПН), членкорреспондент
РАЕ (РФ, г. Санкт-Петербург).
ВЕДУЩИЕ ЭКСПЕРТЫ
демии культуры и искусств, доктор искусствоведения,
профессор, заслуженный работник высшей школы
РФ (РФ, г. Челябинск).
Н.Г. Тагильцева – заведующая кафедрой музыкального
образования Уральского государственного педагогического
университета, доктор педагогических
наук, профессор (РФ, г. Екатеринбург).
Стр.3
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА
Ю.А. Шабанова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ УНИВЕРСУМ
ПАВЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА ФЛОРЕНСКОГО..................................................................................8
О.Э. Никитина
«БОЛЬШЕ ГЕРОЕВ НЕТ»,
ИЛИ ПРЕДЧУВСТВИЕ ВРЕМЕНИ БЕЗ ГЕРОЯ В РУССКОМ РОКЕ...............................19
В.В. Громченко
СОЛО КАК ЖАНРОВЫЙ ФЕНОМЕН ЕВРОПЕЙСКОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РУБЕЖА ХХ–ХХI СТОЛЕТИЙ...................................26
РАЗДЕЛ 2. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Н.А. Качанова
ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ
ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ..............................................35
М.А. Тихонова
МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БИБОПА
В ТВОРЧЕСТВЕ ЧАРЛИ ПАРКЕРА И «ДИЗЗИ» ГИЛЛЕСПИ...............................................41
О.А. Платонова
САЛЬСА И ДЖАЗ: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.............................................................................44
РАЗДЕЛ 3. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА
В.В. Сабирова
ФОРТЕПИАННАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ Ф. ЛИСТА БАЛЛАДЫ СЕНТЫ
ИЗ ОПЕРЫ Р. ВАГНЕРА «ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ»:
ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ.......................................................................49
А. Просветов
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ НА БАЛАЛАЙКЕ
В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД..................................................................................................................59
Ю.В. Фурдуй
БАГАТЕЛЬ В ТВОРЧЕСТВЕ В. СИЛЬВЕСТРОВА..........................................................................64
РАЗДЕЛ 4. ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Э.В. Гафиятова
ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
(НА МАТЕРИАЛЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ)........................................................................................................................69
4
Стр.4
Содержание
РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Н.Ю. Тарасова
МИФ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
В КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНА.................................................................................................................73
Н.В. Александрова
РОК-АЛЬБОМ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ТЕКСТ
КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ......................................................................................81
Г.Ю. Квятковский
АМЕРИКАНСКАЯ РОК-КУЛЬТУРА НАЧАЛА 1960-х ГОДОВ
(ПО МАТЕРИАЛАМ БИОГРАФИЧЕСКОГО ПРОЕКТА М. ДУГО)............................................85
В.И. Манякин
СКРЫТЫЕ И ЯВНЫЕ СМЫСЛЫ СТАТЬИ А.М. ГОРЬКОГО
«О МУЗЫКЕ ТОЛСТЫХ».................................................................................................................................91
5
Стр.5
Содержание
CONTENTS
SECTION 1. ISSUES OF METHODOLOGY AND THEORY OF ART
Y.A. Shabanova
PAVEL A. FLORENSKY’S MUSICAL UNIVERSUM............................................................................8
O.E. Nikitina
“THERE ARE NO MORE HEROES”, OR THE PREMONITION
OF TIMES WITHOUT A HERO IN RUSSIAN ROCK MUSIC......................................................19
V.V. Gromchenko
SOLO GENRE AS THE PHENOMENON
OF EUROPEAN ART CULTURE BORDER XX–XXI CENTURY...............................................26
SECTION 2. HUMANITARIAN KNOWLEDGE AND HISTORY OF ART
N.A. Kachanova
JAZZ IMPROVISATION IN THE CONTEXT
OF POSTMODERN ART PRACTICE.........................................................................................................35
M.A. Tikhonova
MUSICAL AND STYLYSTIC PECULIARITIES OF BEBOP
IN THE CREATIVE WORK OF CHARLIE PARKER
AND ‘DIZZY’ GILLESPIE.................................................................................................................................41
O.A. Platonova
SALSA AND JAZZ: THE WAYS OF INTERACTION.........................................................................44
SECTION 3. PERFORMING ARTS PROBLEMS
V.V. Sabirova
F. LISZT PIANO TRANSCRIPTION OF SENTA’S BALLAD
FROM R. WAGNER OPERA «THE FLYING DUTCHMAN»:
QUESTIONS OF PERFORMING AND INTERPRETATION...........................................................49
A. Prosvetov
ON BALALAIKA PERFORMING IN THE POST-WAR PERIOD................................................59
Y.V. Furduy
BAGATELLE IN THE WORKS OF SILVESTROV.............................................................................64
SECTION 4. PEDAGOGY OF ART AND ART EDUCATION
E.V. Gafiyatova
FORMING OF THE SECONDARY LANGUAGE PERSONALITY
(ON THE FOREIGN LANGUAGE STUDYING
MATERIAL FOR STUDENTS).......................................................................................................................69
6
Стр.6
Содержание
SECTION 5. THEORY, PHILOSOPHY AND HISTORY OF CULTURE
N.Y. Tarasova
MYTH AND NATIONAL IDENTITY IN A POST-MODERN CULTURE.................................73
N.V. Aleksandrova
ROCK-ALBUM AS CULTURAL TEXT OF COMMUNICATIVE DIRECTION.....................81
G.Y. Kwiatkowski
AMERICAN ROCK-CULTURE OF THE BEGINNING OF 1960th
(ON THE MATERIALS OF AUTOBIOGRAPHICAL PROJECT BY M. DUGO)..................85
V.I. Manyakin
LATENT AND EVIDENT MEANING OF A.M. GORKY ARTICLE
«ON THE FAT PEOPLE’S MUSIC»............................................................................................................91
7
Стр.7