МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» К. М. Гайдар, И. В. Завгородняя, В. И. Тужикова СИСТЕМА ПРАКТИК В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГИЯ» (уровень магистратуры) Программы и методические рекомендации для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2014 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 19 июня 2014 г., протокол № 1400-06 Научный редактор д-р психол. наук, доц. <...> Н. И. Вьюнова Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению «Психология» предусмотрено три вида практики: производственная, педагогическая, научно-исследовательская. <...> Производственная практика знаменует собой важный этап практической подготовки магистрантов-психологов в университете. <...> Она играет большую роль в формировании у студентов опыта индивидуальной и групповой профессиональной деятельности, знакомстве с системой работы практического психолога и в целом психологической службы в различных организациях и учреждениях. <...> Основная цель производственной практики – формирование у студентов знаний, умений и навыков работы практического психолога в различных организациях и учреждениях в соответствии с получаемым в университете профилем образования (магистерской программой), приобретение и расширение профессионального опыта. <...> В ходе производственной практики они знакомятся с современным состоянием психологической службы различных сфер общественной практики, с содержанием, особенностями, основными направлениями деятельности практического психолога; приобретают опыт планирования и проведения различных психологических мероприятий <...>
Система_практик_в_подготовке_студентов_по_направлению_Психология_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
К. М. Гайдар,
И. В. Завгородняя,
В. И. Тужикова
СИСТЕМА ПРАКТИК
В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГИЯ»
(уровень магистратуры)
Программы и методические рекомендации для вузов
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2014
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ
Система практик является обязательным видом учебной деятельности
магистрантов, обучающихся по направлению «Психология». Она выступает
важнейшей составляющей образовательного процесса и направлена на подготовку
высококвалифицированных практических психологов, преподавателей
психологии, психологов-исследователей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом по направлению «Психология» предусмотрено три вида практики:
производственная, педагогическая, научно-исследовательская.
Производственная практика знаменует собой важный этап практической
подготовки магистрантов-психологов в университете. Она играет
большую роль в формировании у студентов опыта индивидуальной и групповой
профессиональной деятельности, знакомстве с системой работы
практического психолога и в целом психологической службы в различных
организациях и учреждениях. Основная цель производственной практики
– формирование у студентов знаний, умений и навыков работы практического
психолога в различных организациях и учреждениях в соответствии
с получаемым в университете профилем образования (магистерской программой),
приобретение и расширение профессионального опыта. Прохождение
этого этапа практической подготовки психологов дает студентам
возможность непосредственно включиться в целостную систему работы
психолога. В ходе производственной практики они знакомятся с современным
состоянием психологической службы различных сфер общественной
практики, с содержанием, особенностями, основными направлениями деятельности
практического психолога; приобретают опыт планирования и
проведения различных психологических мероприятий в конкретных организациях
и учреждениях.
Следующий вид практики – педагогическая. Основной ее целью
служит освоение студентами умений и навыков самостоятельно формулировать
цели и задачи индивидуальной и совместной педагогической деятельности,
формирование профессиональной позиции преподавателя психологии,
приобщение магистрантов к педагогической деятельности и развитие
у них профессионально-педагогической культуры. Студенты знакомятся
с современным состоянием учебно-воспитательной работы в вузе, с содержанием
и особенностями педагогической деятельности вузовских преподавателей
психологических дисциплин, с традициями и инновациями образовательной
системы высших учебных заведений. Магистранты осваивают
методику преподавания психологии, приобретают опыт проведения методической
и воспитательной работы, а также взаимодействия и общения со
студентами и коллегами-преподавателями.
3
Стр.3
– использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий
своей профессиональной деятельности (ОК-10);
– оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов
выполненной работы (ОК-11).
В то же время каждый вид практики имеет свои особенности.
В ходе производственной практики предполагается формирование
элементов общекультурных компетенций (ОК) – способности и готовности
к следующему:
– самостоятельному овладению новыми методами исследования, к
изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной
деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности
(ОК-2);
– использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских
и научно-практических работ, в управлении коллективом
(ОК-5).
Прохождение студентами научно-исследовательской практики
ориентировано на формирование у них элементов общекультурных компетенций
(ОК) – способности и готовности к следующему:
– самостоятельному овладению новыми методами исследования, к
изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной
деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности
(ОК-2);
– использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских
и научно-практических работ, в управлении коллективом
(ОК-5);
– выбору адекватного математического обеспечения научноисследовательской
работы (ОК-9).
Процесс прохождения студентами производственной, педагогической,
научно-исследовательской практик направлен также на формирование
элементов профессиональных компетенций (ПК) – способности и
готовности к следующему:
– овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального
психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной
регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического
состояния (ПК-11);
– комплексному профессиональному воздействию на уровень развития
и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы,
самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента,
функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при
психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования
человека (ПК-19);
6
Стр.6
– установлению творческих и профессиональных контактов с психологическими
и непсихологическими организациями и службами (ПК-38).
В ходе производственной и научно-исследовательской практик у
студентов дополнительно формируются элементы профессиональных компетенций
(ПК) – способности и готовности к следующему:
– определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских
и проектных работ (ПК-5);
– модификации и адаптации существующих технологий научноисследовательской
и практической деятельности в определенной области
психологии (ПК-6);
– профессионально профилированному обращению к антропометрическим,
анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности
человека в фило- и онтогенезе (ПК-9);
– выявлению специфики психического функционирования человека в
норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития,
факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной
и другим социальным группам (ПК-10);
– подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам
выполненных исследований (ПК-14);
– планированию, организации и психологическому сопровождению
внедрения результатов научных исследований (ПК-15);
– формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного
профиля на основе теоретических и прикладных исследований
(ПК-20);
– постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской
и практической деятельности (ПК-22).
Имеются также специфические профессиональные компетенции
(ПК), формируемые в ходе производственной практики магистрантов –
способности и готовности к следующему:
– планированию и проведению прикладного исследования в определенной
области применения психологии (ПК-7);
– анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и
индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия биопсихосоциальных
составляющих функционирования (ПК-8);
– постановке прикладных задач в определенной области применения
психологии (ПК-16);
– диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний,
характеристик психических процессов, различных видов деятельности
индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17);
– созданию эффективных программ, направленных на предупреждение
отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также
профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18);
7
Стр.7
– разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые
отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21);
– выбору и применению психологических технологий, позволяющих
осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной
практики (ПК-24);
– участию в проектировании и реализации обучающих программ и
инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки
психологических кадров (ПК-31);
– просветительской деятельности среди населения с целью повышения
уровня психологической культуры общества (ПК-32);
– супервизии по обучению и руководству бакалавром в процессе его
практической деятельности (ПК-33);
– мониторингу потребностей в основных видах психологических услуг
в профессионально-предметной области (ПК-34);
– организации работы психологической службы в определенной сфере
деятельности общества (ПК-35);
– решению управленческих задач в условиях реально действующих
производственных структур (ПК-37);
– подготовке служебных документов и ведению деловой переписки
(ПК-39);
– использованию организационно-правовых основ профессиональной
деятельности (ПК-40).
Процесс прохождения педагогической практики направлен на дополнительное
формирование элементов профессиональных компетенций
(ПК) – способности и готовности к следующему:
– участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных
курсов по психологическим дисциплинам (ПК-26);
– проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного
процесса и образовательной среды (ПК-27);
– подготовке и проведению различных форм организации учебной
деятельности с использованием современных методов активного обучения в
системе высшего и дополнительного образования (ПК-28);
– обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров
(ПК-29);
– руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30);
– участию в проектировании и реализации обучающих программ и
инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки
психологических кадров (ПК-31);
– просветительской деятельности среди населения с целью повышения
уровня психологической культуры общества (ПК-32).
8
Стр.8