НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ
ИНСТИТУТ
А. М. Копировский
ЦЕРКОВНАЯ
АРХИТЕКТУРА
И
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО
•
УЧ Е Б Н И К
для студентов теологического, религиоведческого
и других гуманитарных направлений и специальностей
высших учебных заведений
СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ
ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ
МОСКВА 2015
Стр.1
УДК 281.93
ББК 85.1 + 86.37
К 65
Рекомендовано Ученым советом СФИ
Рецензенты:
О. С. ПОПОВА, доктор искусствоведения, профессор
кафедры всеобщей истории искусства исторического
факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
ИГУМЕН АЛЕКСАНДР (ФЕДОРОВ), кандидат бо гословия,
кандидат архитектуры, профессор СанктПетербургской
православной духовной академии,
доцент кафедры истории архитектуры Академии
художеств
КОПИРОВСКИЙ А. М.
К 65 Церковная архитектура и изобразительное искусство
: учебник для студентов теологического,
религиоведческого и других гуманитарных направлений
и специальностей высших учебных заведений.
М. : Свято-Фила ре товский православно-христианский
институт, 2015. — 72 с. : ил. (+ 2 DVD).
ISBN 978-5-89100-139-8
Учебник «Церковная архитектура и изобразительное
искусство» разработан на основе курса, читавшегося
автором в Свято-Филаретовском православно-христианском
институте в 1992–2015 годах.
Содержание и методика преподавания курса
являются частью диссертации А. М. Копировского
на соискание ученой степени кандидата педагогических
наук, защищенной в Институте художественного
образования Российской академии образования
в 2006 году.
Учебник состоит из двух частей. Первая
часть — программа и тематический план курса,
библиография, материалы по храмовой архитектуре,
храмовому декору, иконописи, церковному
прикладному искусству. Вторая часть — видеокурс
по дисциплине «Церковная архитектура и изобразительное
искусство».
ISBN 978-5-89100-139-8
© Копировский А. М., 2015
© Свято-Филаретовский
православно-христианский институт,
оформление, 2015
Стр.2
Оглавление
Предисловие • 5
Ра з д е л I
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПРОГРАММА
Цели курса • 7
Задачи курса • 7
Введение • 7
Храмовая архитектура • 7
Внутреннее убранство храма • 8
Икона • 9
Церковная утварь и одежда • 9
Требования к студентам по окончании курса • 9
ЛИТЕРАТУРА
Основная • 10
Дополнительная • 10
Вспомогательная • 10
По основным разделам учебника • 11
Ра з д е л I I
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ
И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ • 14
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ • 15
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ • 16
Ра з д е л III
МАТЕРИАЛЫ КУРСА
ЛЕКЦИИ
Введение
Церковное искусство как учебный предмет • 18
Храмовая архитектура
Места богослужебных собраний
первых христиан. Базилики • 19
Катакомбы • 33
Базилики. Романские и готические храмы • 33
Крестовокупольные храмы • 33
Храмы смешанного типа • 37
Алтарная преграда и иконостас • 38
Икона
Иконопись. Иконописные подлинники • 41
Иконография Святой Троицы • 41
Иконография Спасителя • 42
Иконография Богоматери • 43
Иконография ангелов и святых • 44
Иконография праздников • 47
Церковная утварь и одежда
Кресты, оклады икон, литургические сосуды • 49
Богослужебная и внебогослужебная
одежда духовенства • 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
При ложе н и е 1
Основные типы храмов,
росписей (мозаик), иконостасов,
церковной утвари и одежды • 53
При ложе н и е 2
Храм иудеев и храмы язычников • 53
При ложе н и е 3
Внутреннее убранство иудейского
и языческих храмов • 54
При ложе н и е 4
Церковные праздники • 57
При ложе н и е 5
Список видеолекций и экскурсий • 58
СЕМИНАРЫ
Храмовая архитектура • 58
Романские и готические храмы • 23
Крестовокупольные храмы • 27
Храмы смешанного типа • 30
Внутреннее убранство храма
Стр.3
Внутреннее убранство храма • 59
Икона • 59
Церковная утварь и одежда • 59
«Храм XXI века» • 59
ЭКСКУРСИИ
Московский Кремль (вводная) • 59
Храмы центра Москвы • 61
Государственный музей изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина • 61
Центральный музей древнерусской
культуры и искусства имени Андрея Рублева • 61
Государственная Третьяковская Галерея • 61
Троице-Сергиева лавра • 61
Московский Кремль (итоговая) • 62
Владимир — Боголюбово (факультатив) • 62
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ • 62
ТЕМЫ БАКАЛАВРСКИХ РАБОТ • 63
Заключение • 64
Словарь терминов • 65
Храм в стихотворениях
русских и зарубежных поэтов • 68
Стр.4
Предисловие
Там, где отношение к Богу понимается серьезно, оно
выражается в культе… преобладающее число всех значительных
художественных созданий мировой истории представляет собой
культовые сооружения и культовые образы.
Ганс Зедльмайр 1
В современном мире поток прагматической информации
заметно возрастает. Однако это в основном
количественный прирост. К тому же он достается
дорогой ценой, поскольку находящаяся на противоположном
«полюсе» духовно-эмоциональная
сфера жизни, наоборот, сужается и отодвигается
на второй план. В контексте урбанистической
культуры понятие «прекрасного», которое Платон
определял как «сущность» 2
, вообще снимается
нарочитым смешением самых противоречивых
форм — художественных и нехудожественных, духовных
и бездуховных — в культуре постмодерна.
Чрезвычайно важным поэтому является приобщение
обычного человека, а не только будущего профессионала
в этой сфере, к подлинно прекрасным
образцам мирового искусства. Для этого нужно, с
одной стороны, не свести восприятие прекрасного
к субъективным эмоциям, а с другой — не превратить
его в еще один поток информации.
Сделать это сейчас труднее, чем когда-либо.
На смену эпохе «кризиса искусства», о котором
ярко писал в 1918 г. Н. А. Бердяев 3
, пришла эпоха
«конца искусства» или даже «смерти искусства».
Исследователи, употребляющие этот термин, утверждают,
что теперь «…роль искус ства в нашем
обществе в его традиционных проявлениях непонятна,
а его дальнейший курс непредсказуем» 4
.
Однако, начиная с эпохи «кризиса искусства»
и до сегодняшнего дня, происходит существенный
в сравнении с предыдущими веками рост интереса
к памятникам храмового искусства, особенно
к христианским иконам и храмам. Становится все
более ясным, что сама возможность получения
эстетического наслаждения от собора Парижской
Богоматери или «Троицы» прп. Андрея Рублева
обусловлена в первую очередь их духовным и
церковным содержанием. Христос сказал о Своих
учениках: «…если они умолкнут, то ка мни возопиют»
(Лк 19:40). Действительно, сейчас все больше
и больше слышен голос церковных «камней».
То, что произведения храмового искусства,
прямо связанные с верой в Бога и поклонением
Ему, оказались наиболее востребованными в современном
секулярном мире, — не случайно. Именно
в них с наибольшей яркостью и последовательностью
выражено откровение Бога о Себе Самом, о
сотворенном Им мире и его венце — человеке, о
том, что все творение изначально было не только
«хорошо весьма» (Быт 1:31), но и «прекрасно
весьма» 5
и что эта красота, несмотря на страшные
последствия грехопадения, не утрачена навсегда.
По мере изживания схематизма и идеологических
клише в изучении церковного искусства
светский и церковный подходы к нему сближаются.
Это способствует преодолению существующего
греховного разделения между светским и
духовным в человеке и обществе. «Светское, — пишет
свящ. Георгий Кочетков, — прежде всего, не
всегда и не во всем мирское…» — т. е. принадлежащее
исключительно «миру сему». «…Светс кое
может иметь и иные, более духовные и высшие основания».
Без светской культуры, по его мнению,
«… даже ученый монашеско-аскетический духовный
мир как бы страдает и может редуцироваться,
так же как без духовной культуры страдает и редуцируется
светский мир» 6
. Поэтому представляется
ошибочным категоричное противопоставление
средневекового церковного искусства и искусства
ренессансного (а фактически — всего послесредневекового
искусства), когда последнее отождествляется
исключительно со светским мировоззрением и
наделяется антицерковным содержанием, как это
имело место, например, у о. Павла Флоренского 7
.
Снятие идеологических барьеров после изменения
политической системы в России в начале
1990-х гг. позволяет, в отличие от многих предшествующих
десятилетий, объективно и всесторонне
рассматривать произведения церковного искусства.
Для этого недостаточно изучения их только
по сюжетам и символике. Необходимо целостное,
одновременно духовное и художественное их восприятие.
Но его невозможно обрести по отдельным,
чаще всего случайным, книгам, лекциям и экскурсиям.
Недостаточно будет даже изучения средневекового
искусства в русле истории мирового
искусства, если церковное рассматривать, как это
иногда было раньше, формально-стилистически, не
выделяя его из мирового, нивелируя специфику богослужебного
назначения храмовых зданий, икон и
фресок, утвари и одежды.
Изменение этой ситуации не может произойти
иначе как через последовательное и постоян5
Стр.5
6 Предисловие
ное просвещение, в частности, через специальный
учебный курс, предполагающий знакомство студентов
с «синтезом искус ств» в христианском храме.
Соединение различных видов искусства в богослужении
наиболее органично, поскольку идет
из самой глубокой древности. Именно тогда «зарождается
нерасчлененное целое, которое таит в
себе зародыш всех позднейших видов искусства» 8
.
Основой для создания этого курса в Свято-Филаретовском
институте послужил предмет «Цер -
ковная археология», непосредственно связанный
с почти пятивековой традицией изучения христианских
древностей, среди которых главное место
занимали памятники искусства. Сейчас этот предмет
называется «Церковная архитектура и изобразительное
искусство», поскольку словосочетание
«церковная ар хеология» для современного человека
звучит архаично и к тому же допускает неоднозначные
тол кования 9
. Традиционные произведения
церковного искусства нередко представляются чемто
«ископаемым», связанным исключительно с глубокой
древностью и далеким от жизни. Это, к сожалению,
отчасти верно, поскольку сейчас в церкви
и обществе процветает далекий от подлинного почитания
святынь эстетизированный культ старины.
ПРИМЕЧАНИЯ
1
2
3
4
5
6
Зедльмайр Г. Искусство и истина : Теория и метод истории искусства. СПб. : Аксиома, 2000. С. 121.
Платон. Собр. соч. : В 4 т. Т. 1. М. : Мысль, 1990. С. 413.
Бердяев Н. А. Кризис искусства. М. : Интерпринт, 1990. 48 с.
Belting H. The End of the History of Art? Chicago; London : University of Chicago, 1987. P. XI.
Аверинцев С. С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство :
Зарубежные связи. М. : Наука, 1975. С. 372.
Кочетков Георгий, свящ. Преодоление раскола между светским и духовным в человеке и обществе // Он же.
Церковь и мир : Сборник статей. М. : Православное просветительско-благотворительное братство «Сретение»,
2004. С. 13, 14, 16.
7
8
9
10
Флоренский Павел, свящ. Обратная перспектива // Он же. Собр. соч. : В 4 т. / Под общ. ред. Н. А. Струве.
Т. 1 : Статьи по искусству. Paris : YMCA-Press, 1985. С. 134–135.
Мелик-Пашаев А. А. Опыт приобщения подростков к художественной культуре // Искусство в школе. 1992.
№ 1. С. 32.
Беляев Л. А., Чернецов А. В. Русские церковные древности : Археология христианских древ ностей средневековой
Руси. М. : Фонд археологии, 1996. С. 4.
«…Эстетический тип благочестия стал почти подавляющим и определяющим собою очень многое. <…> Эстетизм
всегда связан с некоторым культом старины, с некоторым археологизмом» (Мария (Скоб цова), мон.
Типы религиозной жизни. М. : СФИ, 2009. С. 32; др. изд.: Вестник РХД. 1997. № 176. С. 21).
11
См. слова Антихриста: «Любезные братья! …для которых всего дороже в христианстве его священное предание,
старые символы, старые песни и молитвы, иконы и чин богослужения. <…> …Сегодня подписан мною устав и
назначены богатые средства Всемирному музею христианской археологии в… Константинополе с целью собирания,
изучения и хранения всяких памятников церковной древности, преимущественно восточной…» (Соловьев
В. С. Три разговора… // Он же. Соч. : В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 752–753).
12
Прокофьев В. Н. Художественная критика, история искусства, теория общего художественного процесса :
их специфика и проблема взаимодействия в пределах искусствоведения // Советское искусствознание, 77.
1978. Вып. 2. С. 250.
13
14
Седакова О. А. Морализм искусства, или О зле посредственности // Наше положение : Образ настоящего.
М. : Издательство гуманитарной литературы, 2000. С. 54–66.
Клейст Г. О театре марионеток // Памятники мировой эстетической мысли : В 5 т. Т. 3. М., 1967. С. 323.
Преподобномученица Мария (Скобцова) иронически
называла его «археологизмом» 10
ся религиозный философ Владимир Соловьев да же
считал такой культ одной из уловок Антихриста 11
, а выдающий.
Но
обращение к искусству прошедших времен
само по себе не есть движение назад. Как
писал известный историк искусства В. Н. Прокофьев:
«Даже то, что кажется умершим, может
с течением времени возродиться из забвения и
обнаружить прежде невиданную актуальность» 12
.
Так происходит и сейчас. Но чтобы церковное искусство
смогло укрепить свои изначальные связи
с бого служением и достойно противостать распространению
техно- и антикультуры, болезням
стилизации и модернизма, посредственности и
обыденности в искусстве 13
, потребуется многое.
Прежде всего, необходимо глубоко войти в творческое
наследие древних богословов, архитекторов,
иконописцев, создателей церковной одежды и
утвари, а также в труд современных церковных и
светских ученых: историков искусства, археологов
и т. д. Не случайно писатель, драматург и философ
XVIII века Генрих фон Клейст призывал вновь
вкусить от древа познания в конце мировой истории,
на этот раз — «чтобы обрести невинность» 14
.
Стр.6
Учебник
Александр Михайлович Копировский
ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Учебник для студентов теологического,
религиоведческого и других гуманитарных направлений
и специальностей высших учебных заведений
Свято-Филаретовский
православно-христианский институт
105062, г. Москва, ул. Покровка, 29,
нежилое помещение 2
Тел. (495) 623 0380, 625 7786 • E-mail: info@sfi.ru
http: //www.sfi.ru
Издание подготовили:
Редакторы Лариса Мусина, Екатерина Степанова,
Ольга-Олеся Сидорова
Ответственный за выпуск Кирилл Мозгов
Оформление обложки, макет, обработка
иллюстраций и верстка Анна Данилевич
На 4-й стороне обл.: Крест «процветший»
из баптистерия в катакомбе св. Понтиана в Риме
Подписано в печать 10.07.2015. Формат 60×90/8.
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Гарнитура MyslС. Объем 9 печ. л. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии
издательско-полиграфической фирмы «Реноме»
192007, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 40
• Издания Свято-Филаретовского
православно-христианского института вы можете
приобрести в интернет-магазине predanie.org
Стр.72