20 ДЕТСТВО Венера ДЕНИСКИНА, зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО Увидеть себя в этом мире Каждый год в России прибавляется 4 300 детей – инвалидов по зрению. <...> Как правильно сориентироваться в ситуации родителям слепого или слабовидящего малыша, какими принципами руководствоваться при его воспитании? <...> Вся будущая жизнь этого человека зависит от того, какой фундамент личности сумеют родители и педагоги заложить сейчас. <...> Слепая десятилетняя девочка пришла домой в слезах. <...> На вопрос матери: «Почему ты плачешь?» – ответила: «Меня мальчишки обзывают слепой!» <...> Девочка долго думала над этими словами мамы. <...> Два человека одновременно разбросают вокруг тебя и меня одинаковое количество конфет. <...> ». Незрячая девочка на удивление быстро собрала конфеты, а соперник долго искал их, но все найти так и не сумел. <...> Рассказывала мне она об этом случае, будучи уже взрослой: «Когда конфеты падали на землю, я прислушивалась и точно знала, где их надо искать. <...> Но с тех пор отношения со сверстниками, живущими в соседних домах, наладились». <...> До 4–5 лет ребенок с дефектом зрения не осознаёт своего отличия от окружающих. <...> Однако ко времени поступления в школу он постепенно начинает осознавать свой дефект и связывать с ним личный негативный опыт общения со зрячими сверстниками, а также неумение выполнить то, что другие могут сделать очень быстро (вдеть нитку в иголку, найти упавшую вещь, налить сок из пакета в стакан, рассказать, что нарисовано на картинке, и т. д.) <...> . Осознав свою «неполноценность», многие дети начинают переживать настолько, что, находясь в среде нормально видящих, часто доводят себя до крайней нервозности. <...> Без целенаправленной работы педагогов и психологов по формированию адекватного отношения слепых и слабовидящих к своему дефекту, без адекватной позиции родителей к окончанию школы переживания по поводу неполноценности могут принять <...>