воспитание № 8, 2016 И.Ю. Шустова Технологии воспитания школьников с ориентацией на рефлексивный подход 1 ¹ 8, 2016 г. БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ воспитание ¹ 8, 2016 И.Ю. Шустова Технологии воспитания школьников с ориентацией на рефлексивный подход Ответственный редактор — кандидат педагогических наук М.А. Ушакова Москва • «СЕНТЯБРЬ» • УДК 373.1.03015.3 ББК 74.200.5 Ш97 Библиотека журнала «Директор школы» основана в 1995 году. <...> Ш97 И.Ю. Шустова Технологии воспитания школьников с ориентацией на рефлексивный подход. <...> Содержательно представлена рефлексивная компетентность педагога как условие его профессиональной деятельности и самосовершенствования. <...> 6 Рефлексивная позиция педагога в профессиональной деятельности . <...> 18 Роль рефлексии в работе педагога с детьми . <...> 85 Воспитание и развитие субъектности школьника в процессе обучения . <...> 128 Позиционное взаимодействие — основа педагогических технологий в рефлексивном подходе . <...> 6 ¹ 8, 2016 г. Основные идеи рефлексивного подхода в воспитании Рефлексивная компетентность педагога В современных социокультурных условиях требования к профессиональным качествам педагога возрастают с каждым годом. <...> Отметим важные моменты, которые акцентируют роль рефлексии в профессиональной деятельности педагога. <...> Более широко когнитивный (знаниевый) компонент рефлексивной компетентности педагога включает: • его знания и представления о рефлексии: ее роли в становлении и развитии субъектности (педагога и школьника), видах и формах, направлениях использования в профессиональной деятельности; • понимание роли рефлексии в своем личностном профессиональном становлении, в процессах самопознания, самоопределения, 10 ¹ 8, 2016 г. самореализации, самоорганизации, в целостном процессе саморазвития; • знания о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и организации, реализации и управления, оценки и экспертизы в работе той или иной педагогической технологии <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№8_2016.pdf
1
¹ 8, 2016 ã.
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
воспитание ¹ 8, 2016
И.Ю. Шустова
Технологии воспитания
школьников с ориентацией
на рефлексивный подход
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «ÑÅÍÒßÁÐÜ» •
Стр.2
УДК 373.1.03015.3
ББК 74.200.5
Ø97
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Ø97
И.Ю. Шустова
Технологии воспитания
школьников с ориентацией на рефлексивный подход.
Ì.: Ñåíòÿáðü, 2016. — 192 ñ.
ISBN 978-5-88753-173-1
В книге раскрыт рефлексивный подход в воспитании
современных школьников, цель которого — развитие
субъектных качеств воспитанников посредством рефлексии.
Содержательно представлена рефлексивная компетентность
педагога как условие его профессиональной
деятельности и самосовершенствования. Показано
значение рефлексии в практике организации опытно-экспериментальной
работы в школе по введению инновационной
практики в работу с педагогическим коллективом,
классными руководителями, учителями-предметниками,
со школьниками и школьным самоуправлением. Описаны
направления и технологии работы в рефлексивном
подходе.
УДК 373.1.03015.3
И.Ю. Шустова
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2016
Ìîñêâà, 2016
Стр.3
3
Содержание
Вступление ...........................................................................4
Основные идеи рефлексивного подхода в воспитании .................6
Рефлексивная компетентность педагога ..............................................6
Рефлексивная позиция педагога в профессиональной деятельности ...16
Субъектность воспитанника ............................................................... 18
Роль рефлексии в работе педагога с детьми ..................................... 22
Педагогическая поддержка воспитанника в проблемной ситуации .... 27
Со-бытийная детско-взрослая общность ........................................... 30
Рефлексивный подход в организации образовательного
пространства школы .............................................................37
Опытно-экспериментальная работа в школе по внедрению
рефлексивного подхода: направления, этапы и уровни организации ....37
Работа с педагогическим коллективом .............................................. 44
Работа со школьниками ..................................................................... 65
Рефлексивный подход в работе классных руководителей .................. 85
Воспитание и развитие субъектности школьника в процессе
обучения ............................................................................................ 97
Технологии воспитания ....................................................... 128
Позиционное взаимодействие — основа педагогических технологий
в рефлексивном подходе ..................................................................128
Технология погружения — сбор ........................................................140
Рефлексивные паузы ........................................................................147
Групповая рефлексивная работа с ценностями .................................152
Открытое позиционирование — упражнение Джеффа ......................153
Многоуровневая рефлексия — форма «Àêâàðèóì» ...........................156
Защита проектов ...............................................................................160
Межвозрастная дискуссия «Ýñòàôåòà поколений» ............................164
Нарастающая рефлексия — групповая работа ..................................168
Заключение ........................................................................172
Приложения .......................................................................174
Рекомендуемая литература ................................................. 190
¹ 8, 2016 ã.
Стр.4