ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Самара, 2014 2 УДК 005 (075) Рецензент: доцент кафедры «Электронная коммерция» ПГУТИ, к.э.н., доцент Болочагина Т.Н. <...> Школа человеческих отношений и науки о поведении . <...> Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации. <...> В классическом представлении категория “управление” шире категории “менеджмент”, так как она применяется к различным видам человеческой деятельности, например, к управлению автомобилем и иными более сложными техническими системами. <...> Термин же “менеджмент” означает управление социальноэкономическими процессами на уровне организации - управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом. <...> Т. е. управленческая работа принадлежит к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а при отсутствии таковых - профессионально непригодной к работе в должности менеджера. <...> Управлять - это поддерживать данную систему в требуемом состоянии, побуждать управляемый объект к направленному проявлению собственной активности ради сохранения и повышения организованности системы. <...> Менеджмент как научная дисциплина ставит цель сформулировать общие принципы управления, пригодные для любой социальной организации. <...> Среди проблем менеджмента определение целей и задач управления, разработка конкретных мероприятий по их достижению, разделение задач на различные виды операций, распределение работ, координация взаимодействия различных подразделений внутри организации, совершенствование формальной иерархической структуры, оптимизация принятия решений и коммуникаций, а также поиск эффективных систем мотивации деятельности, культуры организации стиля руководства. <...> Эта тенденция сложилась в результате эволюции менеджмента как научной <...>
Основы_менеджмента_Учебное_пособие.pdf
УДК 005 (075)
Рецензент: доцент кафедры «Электронная коммерция» ПГУТИ,
к.э.н., доцент Болочагина Т.Н.
Одобрено
методическим советом ПГУТИ
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА. Учебное пособие / О. В. Витевская. – Самара:
ПГУТИ, 2014. –135 с.
Учебное пособие «Основы менеджмента» соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту, содержит ключевые понятия и
дает представление об основных направлениях менеджмента организации,
состоит из краткого лекционного материала и тестовых заданий.
Предназначено для направлений 080500 (Бизнес-информатика), 031600
(Реклама и связи с общественностью) и 080200 (Менеджмент), а также может
быть использовано студентами других экономических и неэкономических
специальностей вузов.
УДК 005 (075)
© О. В. Витевская, 2014
3
Стр.3
Содержание
Содержание .............................................................................................................. 4
1.Методологические основы менеджмента .......................................................... 6
1.1. Основные понятия, задачи и проблемы менеджмента ............................. 6
1.2. Характер, содержание и особенности управленческого труда ............. 10
1.3. Уровни управления .................................................................................... 12
1.4. Объект и субъект управления ................................................................... 16
Тест к теме 1 ........................................................................................................... 17
2. Эволюция управленческой деятельности ....................................................... 20
2.1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента .......................... 20
2.2. Эволюция менеджмента как научной дисциплины ................................ 23
2.3. Школа научного управления ..................................................................... 25
2.4. Административная (классическая) школа управления .......................... 29
2.5. Школа человеческих отношений и науки о поведении ......................... 32
2.6. Школа науки управления .......................................................................... 40
2.7. Развитие отечественной теории и практики управления ....................... 44
Тест к теме 2 ........................................................................................................... 50
3. Основы организации предприятий в условиях рынка ................................... 53
3.1. Понятие организации ................................................................................. 53
3.2. Формальная и неформальная организация .............................................. 63
Тест к теме 3 ........................................................................................................... 66
4. Функции и принципы управления ................................................................... 70
4.1. Сущность и взаимосвязь функций управления ....................................... 70
4.2. Характеристика основных функций управления .................................... 71
4.3. Принципы управления ............................................................................... 88
4.4. Классификация методов управления ....................................................... 90
Тест к теме 4 ........................................................................................................... 91
5. Управленческие решения ................................................................................. 94
5.1. Содержание и виды управленческих решений ....................................... 94
5.2. Процесс принятия решений ................................................................. 97
5.3. Методы принятия решений ....................................................................... 98
5.4. Индивидуальные стили принятия решений .......................................... 102
5.5. Условия эффективности управленческих решений .............................. 103
5.6. Организация и контроль выполнения решений .................................... 107
Тест к теме 5 ......................................................................................................... 112
6. Управление персоналом. ................................................................................ 115
6.1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности
управления организацией ............................................................................... 115
4
Стр.4
6.2. Отбор персонала, оценка сотрудников .................................................. 116
6.4. Требования к менеджеру ......................................................................... 122
6.5. Понятие и характеристика стилей руководства .................................... 128
Тест к теме 6 ......................................................................................................... 133
Список литературы ............................................................................................. 136
5
Стр.5