Методология педагогического исследования
1 Методология и методы педагогических исследований
1.1 Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми
фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные
методы исследования.
В современном науковедении под методологией понимают прежде всего учение о
принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Методология науки дает характеристику компонентов исследования – его объекта, предмета
анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их
решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе
решения исследовательских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике следует
рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и
преобразовании действительности.
В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский,
общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего
философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный
строй науки в целом. Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой
теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов
исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника
исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического
материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного
знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный
характер. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними
существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как
содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие
подходы к процессу познания и преобразования действительности.
1.2 Философские основания педагогики
В настоящее время одновременно существуют различные философские учения
(направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в
том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм,
прагматизм, диалектический материализм и др.
Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего
бытия в мире. Его основные представители – Н.А. Бердяев, Л. И. Шестов (Россия),
М.Хайдегтер, К.Ясперс (Германия), Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тиллих
(США) и др. Основное понятие экзистенциализма – существование (экзистенция) –
индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Для экзистенциалистов
объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование
объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает
внутреннее «Я» каждого.
Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее
отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид
должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников
«творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя». Экзистенциализм
выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.
Неотомизм – учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы
Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как
2
Стр.2
Источники информации
1 Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. - М,
1981. - 43 с.
2 Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического
исследования. - Тюмень, 1995. - 98 с.
3 Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации. - М.,
1993. - 114 с.
4 Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара: Изд-во
СамГПИ, 1994. - 165 с.
5. Леднев В.С. Требования к диссертациям по педагогичеким наукам. - М.: ВАК
(Экспериментальный совет по педагогике и психологии), 2003, - 60 с.
6 Новиков А.М. Как работать над диссертацией.Пособие для начинающего
педагога-исследователя.-М.: 1996. -109 с.
7 Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении
(деловые советы). - М., АПО, 1998. - 132 с.
8 Попков В.А., Коржуев А.В. Методология педагогического исследования и
дидиактика высшей школы. - М., 2000. - 298 с.
9 Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь
начинающему исследователю). - М.: Педагогика, 1986. - 152 с.
Содержание
1 Методология и методы педагогических исследований ……………….1
2 С чего начать …………………………………………………………….11
3 Основные характеристики диссертационного исследования ……….. 20
4 Работа с научной литературой …………………………………………..43
5 Работа с понятийным аппаратом ………………………………………..45
6 Опытно-экспериментальная работа …………………………………. 47
7 Написание диссертации …………………………………………… 57
8 Подготовка к защите ………………………………………………… 67
9 Процедура защиты диссертации ………………………………..
70
Источники информации …………………………………………………. 73
61
Стр.61