Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методология педагогического исследования (190,00 руб.)

0   0
Первый авторКордонская И. Б.
ИздательствоИзд-во ПГУТИ
Страниц61
ID319728
АннотацияВ конспекте лекций рассмотрены вопросы методологии педагогических и диссертационных исследований.
УДК378.2
ББК74.58
Кордонская, И.Б. Методология педагогического исследования : конспект лекций / И.Б. Кордонская .— Самара : Изд-во ПГУТИ, 2015 .— 61 с. — URL: https://rucont.ru/efd/319728 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методология педагогического исследования Конспект лекций Самара - 2015 Методология педагогического исследования 1 Методология и методы педагогических исследований 1.1 Понятие о методологии педагогики и ее уровнях Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми фактами. <...> Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. <...> Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. <...> Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. <...> Философский уровень методологии педагогики сегодня представляет одну из актуальных ее проблем, попытки решения которой будут показаны в следующей главе. <...> 3 1.3 Общенаучный уровень методологии педагогики Общенаучная методология может быть представлена двумя подходами: системным и аксиологическим. <...> Он присущ гуманистической педагогике, которая рассматривает человека как высшую цель общества и самоцель общественного развитии. <...> Следовательно, аксиология, будучи более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики. <...> Смысл аксиологического подхода можно раскрыть через систему аксиалогических принципов: - равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; - равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционным и новаторским; - экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических <...>
Методология_педагогического_исследования_Конспект_лекций_.pdf
Методология педагогического исследования 1 Методология и методы педагогических исследований 1.1 Понятие о методологии педагогики и ее уровнях Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. В современном науковедении под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. 1.2 Философские основания педагогики В настоящее время одновременно существуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др. Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Его основные представители – Н.А. Бердяев, Л. И. Шестов (Россия), М.Хайдегтер, К.Ясперс (Германия), Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тиллих (США) и др. Основное понятие экзистенциализма – существование (экзистенция) – индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников «творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя». Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения. Неотомизм – учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как 2
Стр.2
Источники информации 1 Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. - М, 1981. - 43 с. 2 Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. - Тюмень, 1995. - 98 с. 3 Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации. - М., 1993. - 114 с. 4 Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с. 5. Леднев В.С. Требования к диссертациям по педагогичеким наукам. - М.: ВАК (Экспериментальный совет по педагогике и психологии), 2003, - 60 с. 6 Новиков А.М. Как работать над диссертацией.Пособие для начинающего педагога-исследователя.-М.: 1996. -109 с. 7 Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). - М., АПО, 1998. - 132 с. 8 Попков В.А., Коржуев А.В. Методология педагогического исследования и дидиактика высшей школы. - М., 2000. - 298 с. 9 Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). - М.: Педагогика, 1986. - 152 с. Содержание 1 Методология и методы педагогических исследований ……………….1 2 С чего начать …………………………………………………………….11 3 Основные характеристики диссертационного исследования ……….. 20 4 Работа с научной литературой …………………………………………..43 5 Работа с понятийным аппаратом ………………………………………..45 6 Опытно-экспериментальная работа …………………………………. 47 7 Написание диссертации …………………………………………… 57 8 Подготовка к защите ………………………………………………… 67 9 Процедура защиты диссертации ……………………………….. 70 Источники информации …………………………………………………. 73 61
Стр.61