Учредитель – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Южно-Уральский государственный университет
(национальный исследовательский университет)»
Журнал имеет целью обсуждение и пропаганду научных исследований, посвященных актуальным
вопросам теории и практики образования:
• разработке методологических оснований исследований, проектирования и реализации образовательного
процесса;
• непрерывности, целостности образования в единстве его базового и дополнительного компонентов,
формальной, неформальной и информальной составляющих, образования как целостности воспитания
и обучения;
• международному сотрудничеству в сфере образования;
• обеспечению и измерению качества образовательного процесса.
Редакционная коллегия серии:
И.О. Котлярова, д.п.н., проф. (отв. редактор);
Г.Н. Сериков, д.п.н., проф. (зам. отв. редактора);
М.А. Волкова, к.п.н., доцент (отв. секретарь)
Редакционный совет:
П. Андрес, к.п.н. (Чешская Республика);
Л.В. Астахова, д.п.н., проф.;
A. Валишова, д.п.н., проф. (Чешская Республика);
И.А. Волошина, к.т.н., доцент;
Г. Дин, д. филос., проф.
(Китайская Народная Республика);
Н.П. Ким, д.п.н., проф.
(Республика Казахстан);
В.В. Лихолетов, д.п.н., проф.;
М. Прохазка, д.п.н., проф.
(Чешская республика);
С.А. Репин, д.п.н., проф.;
С.Г. Сериков, д.п.н., проф.;
Е. Страновска, д.п.н., проф.
(Словакия);
Т.Н. Третьякова, д.п.н., проф.;
Н.О. Яковлева, д.п.н., проф.
Издательский центр ЮУрГУ, 2016
Стр.1
South Ural State University
The journal is targeted at the discussion and dissemination of the important research conducted in the theory
and practice of education:
• methodological grounds of research, design and implementation of the educational process;
• continuity and integrity of education in terms of its basic and additional components, formal, non-formal and
informal components, education as the integrity of upbringing and training;
• international cooperation in the field of education;
• ensuring and measuring the quality of the educational process.
Editorial Board:
I.O. Kotlyarova, Doctor of Pedagogy, Professor (executive editor), South Ural State University, Chelyabinsk,
Russian Federation;
G.N. Serikov, Doctor of Pedagogy, Professor (deputy executive editor), South Ural State University, Chelyabinsk,
Russian Federation;
M.A. Volkova, Candidate of Pedagogy, Assistant Professor (executive secretary), South Ural State University,
Chelyabinsk, Russian Federation
Editorial Counsil:
Ing. P. Andres, Ph.D. in Pedagogy, Czech Technical University, Prague, Czech Republic;
L.V. Astakhova, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation;
A. Valisova, Doctor of Pedagogy, Professor, Czech Technical University, Prague, Czech Republic;
I.А. Voloshina, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, South Ural State University, Chelyabinsk,
Russian Federation;
G. Ding, Doctor of Philosophy, Professor, Hebei Vocational College of Foreign Languages, Qinhuangdao,
People's Republic of China;
N.P. Kim, Doctor of Pedagogy, Professor, A. Baitursynov Kostanay State University, Kostanay, Republic
of Kazakhstan;
V.V. Likholetov, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation;
M. Prokhazka, Ph.D. in Pedagogy, Czech Republic;
S.A. Repin, Doctor of Pedagogy, Professor, Chelyabinsk State University;
S.G. Serikov, Doctor of Pedadogy, Professor, Ural State Academy of Physical Culture;
Е. Stranovska, Ph.D. in Pedagogy, Slovakia;
T.N. Tretyakova, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation;
N.O. Yakovleva, Doctor of Pedagogy, Professor, Chelyabinsk State Pedagogical University
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ ............................................................................................ 5
ИНФОРМАЦИЯ
О проведении в ЮУрГУ (НИУ) международной научно-практической конференции «Университет
XXI века в системе непрерывного образования» ........................................................ 6
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ
ИППОЛИТОВА Н.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных
условиях ....................................................................................................................................... 9
КОТЛЯРОВА И.О., ПРОХАЗКА М. Информальное образование в системе непрерывного
образования научно-педагогических работников ......................................................................... 16
ВОПРОСЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАХИН А.Н. Школьные реформы: от проектного обучения к образовательной компетентности
.................................................................................................................................................. 23
ЛЫЗЬ Н.А., ШОСТАК А.А. Роль ресурсов образовательной компетентности школьников
в адаптации к обучению в вузе ....................................................................................................... 30
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
SUVOROVA S.L., OSIPOVA I.S. Functional map of a profession: theory, methodology, modeling
based on competence .......................................................................................................................... 37
ПИЧУГИНА И.В. Формирование компетентности студентов колледжа в сбережении ресурсов
здоровья человека ...................................................................................................................... 44
СОЛДАТЧЕНКО А.Л., ХАРИТОНОВА С.В. Развитие гражданских качеств студентов посредством
вовлечения в социально значимую деятельность ....................................................... 52
ФАТКУЛЛИН Н.Ю. Влияние ознакомления обучающихся с данными индивидуального
прогнозирования на результаты их учебной деятельности .......................................................... 59
ШАМШОВИЧ В.Ф. Разработка деятельностной модели ассоциации образовательных организаций
в области электронного обучения .................................................................................... 65
ЕГОРОВА О.А., ЗИНЧЕНКО Е.Н. Правовая компетентность студентов неюридических
специальностей и профессиональная компетентность студентов – будущих юристов ............ 72
БРИЛЬ А.Е. Особенности развития индивидуального стиля педагогической деятельности
бакалавра в системе высшего профессионального образования ................................................. 81
ДОМБРОВСКАЯ М.Г. Модель педагогического содействия становлению готовности
учителя к воспитанию патриотизма подростков ........................................................................... 87
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
ROKOS L., ZAVODSKA R., PETR J., PAPACEK M. Formative assessment methods in biology
education: pedagogical study at primary school in the czech republic .............................................. 94
ПАНТЕЛЕЕВА М.В., СУХРИСТИНА А.С. Компетентностный подход в образовании: российский
и зарубежный опыт ....................................................................................................... 100
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки».
2016. Т. 8, № 4
3
Стр.3
CONTENTS
FROM EDITORIAL BOARD ..........................................................................................................
INFORMATION
5
About the International Scientific and Practical Conference “University of the XXI Century
in the Continuous Education System” Held at South Ural State University (NRU) ........................... 6
LIFE-LONG LEARNING
IPPOLITOVA N.V. Patriotic Education of Learning Youth in Contemporary Conditions .................. 9
KOTLYAROVA I.O., PROCHAZKA M. Informal Learning in Continuing Education of ScientificPedagogical
Employees ........................................................................................................................ 16
GENERAL EDUCATION PROBLEMS
DAKHIN A.N. Innovations in General Education: from Project Learning to Educational Skills ....... 23
LYZ’ N.A., SHOSTAK A.A. Role of Education Competence Resources of School-Leavers
in Adaptation to University .................................................................................................................. 30
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
SUVOROVA S.L., OSIPOVA I.S. Functional Map of a Profession: Theory, Methodology, Modeling
Based on Competence .......................................................................................................................... 37
PICHUGINA I.V. Formation of College Students’ Competence in Health Saving Technologies ...... 44
SOLDATCHENKO A.L., KHARITONOVA S.V. Development of Students’ Civil Qualities Via
Engaging Them into Socially Significant Activities ............................................................................52
FATKULLIN N.Yu. The Influence of the Awareness of the Individual Prediction Data on the Outcomes
of Students’ Learning Activities .................................................................................................... 59
SHAMSHOVICH V.F. Model Development of the Association of Educational Institutions
in the Field of E-Learning .................................................................................................................... 65
EGOROVA O.A., ZINCHENKO E.N. Legal Competence of Students Whose Major is not Law
and Professional Competence of Future Lawyers ................................................................................ 72
BRILL A.E. Features of Individual Style Development in Bachelor’s Pedagogical Activity ............. 81
DOMBROVSKAYA M. Pedagogical Assistance Model to Form Teacher’s Readyness to Develop
Patriotic Feelings in Teenagers ........................................................................................................... 87
STUDY ABROAD
ROKOS L., ZAVODSKA R., PETR J., PAPACEK M. Formative Assessment Methods in Biology
Education: Pedagogical Study at Primary School in the Czech Republic ............................................ 94
PANTELEEVA M.V., SUKHRISTINA A.S. Competency-Based Approach in Education: Russian
and Foreign Experience ........................................................................................................................ 100
4
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education.
Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 4
Стр.4