Учредитель – Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский
государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Журнал имеет целью обсуждение и пропаганду научных исследований, посвященных актуальным
вопросам теории и практики образования:
• разработке методологических оснований исследований, проектирования и реализации образовательного
процесса;
• непрерывности, целостности образования в единстве его базового и дополнительного компонентов,
формальной, неформальной и информальной составляющих, образования как целостности воспитания
и обучения;
• международному сотрудничеству в сфере образования;
• обеспечению и измерению качества образовательного процесса.
Редакционная коллегия серии:
И.О. Котлярова, д.п.н., проф. (отв. редактор);
Г.Н. Сериков, д.п.н., проф. (зам. отв. редактора);
М.А. Волкова, к.п.н., доцент (отв. секретарь)
Редакционный совет:
П. Андрес, к.п.н. (Чешская Республика);
Л.В. Астахова, д.п.н., проф.;
A. Валишова, д.п.н., проф.; (Чешская Республика);
И.А. Волошина, к.т.н., доцент;
Г. Дин, д. филос., проф.
(Китайская Народная Республика);
Н.П. Ким, д.п.н., проф.
(Республика Казахстан);
В.В. Лихолетов, д.п.н., проф.;
М. Прохазка, д.п.н., проф.
(Чешская республика);
С.А. Репин, д.п.н., проф.;
С.Г. Сериков, д.п.н., проф.;
Е. Страновска, д.п.н., проф.
(Словакия);
Т.Н. Третьякова, д.п.н., проф.;
Н.О. Яковлева, д.п.н., проф.
Издательский центр ЮУрГУ, 2016
Стр.1
South Ural State University
The journal is targeted at the discussion and dissemination of the important research conducted in the theory
and practice of education:
• methodological grounds of research, design and implementation of the educational process;
• continuity and integrity of education in terms of its basic and additional components, formal and informal
components, education as the integrity of upbringing and training;
• international cooperation in the field of education;
• ensuring and measuring the quality of the educational process.
Editorial Board:
I.O. Kotlyarova, Doctor of Pedagogy, Professor (executive editor), South Ural State University, Chelyabinsk,
Russian Federation;
G.N. Serikov, Doctor of Pedagogy, Professor (deputy executive editor), South Ural State University, Chelyabinsk,
Russian Federation;
M.A. Volkova, Candidate of Pedagogy, Assistant Professor (executive secretary), South Ural State University,
Chelyabinsk, Russian Federation
Editorial Counsil:
Ing. P. Andres, Ph.D. in Pedagogy, Czech Technical University, Prague, Czech Republic;
L.V. Astakhova, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation;
A. Valisova, Doctor of Pedagogy, Professor, Czech Technical University, Prague, Czech Republic;
I.А. Voloshina, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, South Ural State University, Chelyabinsk,
Russian Federation;
G. Ding, Doctor of Philosophy, Professor, Hebei Vocational College of Foreign Languages, Qinhuangdao, People's
Republic of China;
N.P. Kim, Doctor of Pedagogy, Professor, A. Baitursynov Kostanay State University, Kostanay, Republic
of Kazakhstan;
V.V. Likholetov, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation;
M. Prokhazka, Ph.D. in Pedagogy, Czech Republic;
S.A. Repin, Doctor of Pedagogy, Professor, Chelyabinsk State University;
S.G. Serikov, Doctor of Pedadogy, Professor, Ural State Academy of Physical Culture;
Е. Stranovska, Ph.D. in Pedagogy, Slovakia;
T.N. Tretyakova, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation;
N.O. Yakovleva, Doctor of Pedagogy, Professor, Chelyabinsk State Pedagogical University
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ ............................................................................................ 5
ИНФОРМАЦИЯ
Педагогический аспект целевой составляющей Программы повышения конкурентоспособности
Южно-Уральского государственного университета среди ведущих мировых научнообразовательных
центров ................................................................................................................ 6
Российско-китайское сотрудничество в сфере образования ........................................................... 8
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
КАЛУГИНА Т.Г. Качество управления развитием персонала на основе профессиональных
стандартов ......................................................................................................................................... 9
СУВОРОВА С.Л., БЛЯСОВА И.Ю. Партисипативное управление социально-педагогическим
сопровождением развития личности подростков группы риска ........................................ 15
КОРЕШЕВА С.Г., ГАРАФУТДИНОВА Н.Я. Кадровая политика и работа с человеческим
потенциалом в условиях кризиса как фактор развития образовательных организаций ............ 22
ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ МИРА
ПРОХАЗКА М., ВИТЕЧКОВА М. Авторитет, компетентность и профессиональная роль
преподавателя университета ........................................................................................................... 29
ВОПРОСЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАМОНТОВА Т.С., ЕРМАКОВА Е.В., КАШЛАЧ И.Ф. Организация предпрофильной и
профильной подготовки старшеклассников .................................................................................. 34
ВАСИЛЬЕВА Л.Г. Искусство народного геометризированного орнамента в формировании
образа мира у детей 4–7 лет ............................................................................................................ 44
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОПОВА А.Ф., ПОПОВА А.А. Педагогическая наука и экономическое образование в вузе
физической культуры ....................................................................................................................... 52
SHRAIBER E.G., YAROSLAVOVA E.N. Drama Techniques in Teaching English as a Second
Language to University Students ........................................................................................................ 59
КАЗАЧЕНОК Ю.В. Теоретические основания проблемы формирования культуры конкурентных
отношений у будущих экономистов ............................................................................... 66
КИБАЛЬНИК А.В. Волонтерская деятельность и ее роль в личностно-профессиональном
развитии будущих социальных педагогов ..................................................................................... 74
ВАРЮЩЕНКО В.И., ГАЙКОВА О.В. Готовность учителя к преподаванию дискуссионных
вопросов социально-гуманитарной науки в рамках парадигмы личностно ориентированного
образования ....................................................................................................................................... 80
ПРОБЛЕМЫ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАДИОНОВ А.А., РУЛЕВСКИЙ А.Д. Условия эффективности деятельности базовых
кафедр вузов ............................................................................................................................................ 87
ФАЙЗИЕВА Г.В., СТАРОДУБЦЕВА Т.А. Реализация принципов интерактивного обучения
В.М. Риверс (W.M. Rivers) в обучении иностранному языку курсантов авиационного вуза .... 94
ВОЛКОВА М.А. Роль дисциплин педагогической направленности, изучаемых магистрантами,
в реализации программы патриотического воспитания студенческой молодежи ........... 99
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки».
2016. Т. 8, № 1
3
Стр.3
CONTENTS
FROM EDITORIAL BOARD ..........................................................................................................
INFORMATION
5
Pedagogical Aspect of the Purpose Component of the Program Aimed to Increase the Competitivness
of South Ural State University Among the World's Research and Education Centers ................. 6
Russia and China Cooperation in the Field of Education ..................................................................... 8
EDUCATION MANAGEMENT
KALUGINA T.G. Quality of Management of Personnel Development Based on Professional
Standards .............................................................................................................................................. 9
SUVOROVА S.L., BLYАSOVА J.Y. Pаrticipаtive Mаnаgement of Socio-Pedаgogicаl Support
of Personаlity Development of Teenаgers of Risk Group .................................................................... 15
KORESHEVA S.G., GARAFUTDINOVA N.Y. Human Resources Policy and Management
in Economic Crisis as a Factor of the Development of Education Institution ...................................... 22
EDUCATION AROUND THE WORLD
PROCHÁZKA M., VÍTEČKOVÁ M. Authority, Competences and Professional Functions
of Academic Staff ................................................................................................................................. 29
GENERAL EDUCATION ISSUES
MAMONTOVA T.S., ERMAKOVA E.V., KASHLACH I.F. Organization of Pre-Profile and Profile
Training of High-School Students ................................................................................................... 34
VASILYEVA L.G. The Art of Geometrized Folk Ornament in the Formation of the Outlook
of 4–7 Aged Children ........................................................................................................................... 44
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
POPOVA A.F., POPOVA A.A. The Pedagogical Basis of Preparation of Sports’ Managers at the
University of Physical Training and Sport ........................................................................................... 52
SHRAIBER E.G., YAROSLAVOVA E.N. Drama Techniques in Teaching English as a Second
Language to University Students ......................................................................................................... 59
KAZACHENOK J.V. The Conceptual Apparatus of the Problem of Formation of Competitive
Attitudes’ Culture for Future Economists ............................................................................................ 66
KIBAL’NIK A.V. Volunteer Activity and Its Role in Personal and Professional Development of
Future Social Educators ........................................................................................................................ 74
VARYUSHCHENKO V.I., GAJKOVA O.V. Teacher’s Readiness to Teach Controversial Issues
of Social Science in the Framework of Personality-Oriented Education ............................................. 80
PROBLEMS OF ENGINEERING EDUCATION
RADIONOV A.A., RULEVSKIY A.D. Conditions of Effectiveness of University Basic Departments
.................................................................................................................................................... 87
FAYZIEVA G.V., STARODUBTSEVA T.A. The Implementation of the Interactive Language
Teaching Principles Introduced by W.M. Rivers in Language Teaching of Aviation School Cadets ..... 94
VOLKOVA M.A. Role of Pedagogical Disciplines Studied by Master’s Students in the Implementation
of the Program of Patriotic Upbringing of the Youth ................................................................ 99
4
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education.
Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 1
Стр.4