№ 10 -11 (167-168)
октябрь-ноябрь
2016
Выходит с 2002 года
АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты
PDF версию читайте на www.muzklondike.ru
Ве с т ник т в орч е с т в а и к у л ь т у ры l му зы к а l в о к а л l х оре о гра фия l т е а тр
ТЕРРИТОРИЯ КЛАССИКИ
Единственная в России государственная
радиостанция академической классической
музыки в 2016 году отмечает свой
юбилей! «Музыкальный Клондайк» сердечно
поздравляет своего давнего друга и
партнера, а также всех слушателей
«Орфея» и всех любителей музыкальной
классики с этим прекрасным праздником.
Юбилей радиостанции «Орфей» стал хорошим
поводом для выпуска специального
тематического номера нашей газеты, посвященного
«территории классики» -
именно так звучит один из слоганов
«Орфея», как нельзя лучше определяющий
место радиостанции и в радиоэфире, и
в целом в культурной жизни России.
25 лет для радио – солидный возраст, а в
обычном, человеческом измерении – это
время молодости, время радости открытий,
время открытия новых горизонтов.
Именно такое время сейчас у радиостанции.
За четверть века «Орфей» завоевал широкую
аудиторию, и хотя в радиоэфире он доступен
в ограниченном числе российских
городов, но на территории почти всей
страны можно услышать радио классической
музыки в радиопакете спутниковой
компании «Триколор ТВ». И, конечно же,
очень многие слушают радио «Орфей» в Интернете
– а тут уже никакие расстояния и
границы не имеют значения! К тому же
«Орфей» запустил собственное мобильное
приложение, а еще распространяет часть
своих программ в виде подкастов. Так что
«Орфей» свободно и комфортно чувствует
себя в современной цифровой среде, и его
аудитория активно пополняется за счет молодежи.
Сегодня музыкальная классика актуальна
– об этом свидетельствуют
переполненные концертные залы по всей
России. Доступность музыкальной классики
в медиапространстве – решению
именно этой задачи подчинена деятельность
нашего любимого радио. «Орфей» гармонично
сочетает свою работу в эфире и цифровой
среде с продюсированием интереснейших
культурных проектов, организуя концерты и
фестивали.
Сегодня «Орфей» (радиостанция, продюсерский
центр, интернет-портал) – это комфортная
среда для общения всех любителей
классической музыки. На территории
«Орфея» открыт доступ к российским и мировым
музыкальным ценностям, отсюда отечественная
академическая музыка достигает
самых дальних пределов России и всего мира.
Свой юбилей радиостанция отмечает
грандиозным музыкальным фестивалем
«Территория классики», который пройдет в
Колонном зале Дома Союзов. О сегодняшнем
дне «Орфея», планах и интересных фактах
на страницах этого номера «Клондайка»
расскажут те, кто непосредственно создает
единственное в России радио классической
музыки.
РАДИО РОДИЛОСЬ ИЗ МУЗЫКИ, КАК ВЕНЕРА ИЗ ПЕНЫ МОРСКОЙ
Вся история становления и развития радиоиндустрии
связана с музыкой. Можно
сказать, радио родилось из музыки, как Венера
из пены морской. Просто радио
«Орфей» возникло чуть позже. И все же ассоциация
с прекрасной богиней возникла не
случайно. Помните счастливый финал первой
дошедшей до нас оперы Я. Пери «Эвридика»,
где Венера помогает Орфею вернуть любимую
из царства Плутона? Так далеко в прошлое
мы углубляться не станем. Достаточно
будет заглянуть на сто лет назад.
Еще в сентябре 1915 г. один из основателей
американского радио Дэвид Сарнов
писал, что у него появился гениальный план,
благодаря которому радио станет столь же
полезной вещью домашнего обихода, как
КЛАССИЧЕСКИЙ
ФОРМАТ
Ирина Герасимова –
о вечности классики
и современности
музыкального радио.
Есть ли противоречие?
Ирина Герасимова
стр. 2
ВСЕПОГОДНЫЙ И
ВСЕВОЗРАСТНОЙ –
ЭТО ДУХОВОЙ
ОРКЕСТР.
Заседание актива
Ассоциации духовых
оркестров и исполнителей
на духовых и уданых
инструментах «Духовое
общество» прошло
в ГЦММК им. .И.Глинки
стр. 10
пианино или фонограф. Он задумал принести
музыку в дом по беспроволочной
связи. Очень скоро мечта осуществилась.
С 20-х г. радио стало развиваться колоссальными
темпами. Несмотря на несовершенство
технологии, слушатели безоговорочно поверили
в его возможности. Концерты, передававшиеся
по радио, казались чудесными
долгожданными встречами с кумирами. Фактически,
так оно и было, ведь вплоть до 40-х г.
основу эфира составляли прямые трансляции.
Музыканты по-разному восприняли новшество.
Кто-то с восторгом, кто-то скептично, как,
например, С. В. Рахманинов, не любивший закрытых
студийных помещений и опасавшийся
прямых трансляций. Сергей Васильевич считал
святотатством слушать музыку по радио,
«ДИЛЕТАНТ»
ВЛАДИМИР
МОЛЧАНОВ
Владимир Кириллович
Молчанов уверен,
что по отношению к своим
собеседникам в студии
радио «Орфей»
он является дилетантом.
Так ли это?
стр.3
ПАРТИЯ РАДИО
ДЛЯ БАСА
Известный певец
Аскар Абдразаков
в роли радиоведущего -
в «Гримерке» зазвучали
дуэты. И не только
оперные.
Валерий Халилов
стр. 13
Аскар Абдразаков
стр. 13
когда есть возможность пойти в концертный
зал. Однако речь шла о крупных городах, культурных
центрах. Что касается провинции, глубинки,
композитор уже в пору «младенчества»
радиотехники признавал «благодетельное
значение» радио для всего человечества. В историю
отечественного вещания вошла дата 17
сентября 1922 г., когда в Москве состоялся первый
радиоконцерт, переданный Центральной
радиотелефонной станцией прямо из… двора
радиостанции. Участниками того памятного
концерта стали артисты Большого театра. Тысячи
людей слушали эту и последующие трансляции,
стоя на улице у репродукторов, с
невероятным энтузиазмом встречая исполнителей
бурными аплодисментами.
Продолжение на 4 стр.
ВИДЕТЬ
МУЗЫКУ
Когда появляется
возможность
прикоснуться к высокому,
люди бросают всё,
ради общения
с искусством.
Владимир Молчанов
стр. 6
БАЛЕТ
ПО РАДИО?
А почему бы и нет,
если есть Илзе Лиепа,
с прекрасным знанием
предмета, красивым голосом
и великолепным русским
языком?
Илзе Лиепа
Георгий Исаакян
12+
Стр.1