VYSSHEE OBRAZOVANIE V ROSSII
(Higher Education in Russia)
www.vovr.ru
Editorial Board
ANTIPOV K.V. (Prof., Rector of Moscow State University of Printing Arts of Ivan Fedorov);
BEDNYI B.I. (Prof., N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod);
BELOTSERKOVSKY A.V. (Prof., Rector of Tver State University), BOLOTIN I.S. (Prof.,
Russian State Technological University), CHUCHALIN A.I. (Prof., Tomsk Polytechnic
University), DIAKONOV G.S. (Prof., Rector of Kazan National Research Technological
University), DYATCHENKO L.Y. (Prof., National Research University “BelSU”), FEDOROV
I.B. (Prof., Academician of RAS, Bauman MSTU), GREBNEV L.S. (Prof., National Research
University Higher School of Economics), GRIBOV L.A. (Prof., Corr. Member of RAS),
IVAKHNENKO E.N. (Prof., Russian State University for the Humanities), IVANOV V.G.
(Prof., Kazan National Research Technological University), KIRABAEV N.S. (Prof., Peoples’
Friendship University of Russia), KOVALEVSKY V.P. (Prof., Rector of Orenburg State
University), KUZNETSOVA N.I. (Prof., Russian State University for the Humanities),
LUKASHENKO M.A. (Prof., Moscow University for Industry and Finance “Synergy”),
MARINOSYAN Kh.E. (Editorinchief of the journal “Filosofskie nauki”), MAXIMOV N.I.
(Prof., Moscow State University of Design and Technology), MELIKGAYKAZYAN I.V. (Prof.,
Tomsk State Pedagogical University), NABOYCHENKO S.S. (Prof., Corr. Member of RAS),
SAPUNOV M.B. (Editorinchief of the journal “Vysshee Obrazovanie v Rossii”), SAZONOV B.A.
(Chief Researcher of the Federal Institute of Education Development), SAZONOVA Z.S. (Prof.,
State Technical University – MADI), SENASHENKO V.S. (Prof., People’s Friendship University
of Russia), SILLASTE G.G. (Prof., Financial University under the Government of the Russian
Federation), VERBITSKY A.A. (Prof., Corr. Member of Russian Academy of Education, Sholokhov
Moscow State University for the Humanities), VETROV Yu.P. (Prof., Armavir State Pedagogical
Academy), ZHURAKOVSKY V.M. (Prof., Academician of RAO, NTF – National Training
Foundation).
International Council Members
ABLAMEYKO S.V. (Prof., Academician of NAS of Belarus, Rector of Belarusian State
University), AVETISYAN A.S. (Prof., Corr. member of NAS of Armenia), ALEXANDROV
A.A. (Prof., Rector of Bauman Moscow State Technical University, President of Technical
Universities Association), AUER Michael E. (President of IGIP, Prof., Carinthia University of
Applied Sciences (Austria), BADARCH Dendev (Director of Education Departament UNESCO,
Paris), GAZALIYEV Arstan M. (Prof., Academician of NAS of the Republic of Kazakhstan,
Karaganda State Technical University), Erik de GRAAF (Prof., Aalborg University , Editor
inChief of the European Journal of Engineering Education), REN Nanqi (Vice President of
Harbin Institute of Technology, Association of SinoRussian Technical Universities (ASRTU),
Permanent Secretariat of Chinese part), ZERNOV V.A. (Prof., Rector of Russian New University,
Chairman of the Council of the Association of NonGovernmental Universities), ZGUROVSKY
Mykhailo Z. (Prof., Rector of National Technical University of Ukraine “Kyiv Polytechnic
Institute”, Academician of NAN of Ukraine), OCHIRBAT Baatar (Prof., Rector of Mongolian
University of Science and Technology), PRIKHODKO V.M. (Prof., Corr. Member of RAS, Rector
of State Technical University – MADI), REN Nanqi (academician of Chinese Academy of
Engineering, Vice President of Harbin Institute of Technology, Association of SinoRussian
Technical Universities), RIBICKIS Leonids S. (Academician of Latvian Academy of Science,
Rector of Riga Technical University), SADOVNICHIY V.A. (Academician of RAS, Rector of
Lomonosov Moscow State University, President of the Russian Rectors’ Union), SANGER Phillip
(Full Professor, College of Technology, Purdue University), SHAMSHIEV Chingiz B. (Rector
of the Academy of Management under the President of the Kyrgyz Republic), YUDIN B.G.
(Prof., Corr. Member of RAS, Institute of Philosophy of RAS).
Стр.1
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
СОЗДАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ОКРЕПИЛОВ Владимир Валентинович – др экон. наук, профессор, академик РАН, гене
ральный директор, Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и
испытаний в г. СанктПетербурге и Ленинградской области. Email: letter@rustest.spb.ru
Аннотация. Международный опыт показывает, что устойчивое развитие обще
ства в решающей степени зависит от качества человеческого фактора, показателя
ми которого являются продолжительность жизни, ВВП на душу населения, уровень
образования. Именно это определяет статус и значимость образования в области
качества. В статье на основе концепции ООН «Образование для устойчивого разви
тия» организация многоуровневой непрерывной системы подготовки кадров в облас
ти экономики качества рассматривается как важнейший фактор сбалансированного
и благополучного функционирования всех сфер общества. Обсуждаются некоторые
итоги опыта создания такой системы.
Ключевые слова: устойчивое развитие, качество жизни, образование для устойчи
вого развития, экономика качества, многоуровневая система непрерывной подготов
ки кадров в области качества
Для цитирования: Окрепилов В.В. Создание многоуровневой системы образования в
области качества как фактор устойчивого развития // Высшее образование в России.
2015. №12. С. 5–12.
Как известно, устойчивое развитие обес
печивается путем создания и применения
инноваций в экономике, социальном разви
тии и экологии. Результаты инновационно
го процесса – это всегда повышение уровня
качества. Иными словами, качество – это
база устойчивого развития, высокое каче
ство продукции – это стабильная работа
предприятий, а высокое качество жизни
граждан – это социальная стабильность,
повышение конкурентоспособности каж
дого конкретного региона и всей страны.
На рисунке 1 представлено влияние
компонентов устойчивого развития на со
ставляющие качества жизни [1]. Так, эко
номический рост влияет и на ВВП на душу
населения, и на продолжительность жиз
ни, и на уровень образования (в рыночных
условиях), социальное развитие – на про
должительность жизни и уровень образо
вания, а экологическая обстановка – не
посредственно на продолжительность
жизни. В то же время следует отметить, что
добиться устойчивого развития можно
только на основе стратегического планиро
вания, главной задачей которого является
научнотехнологическое развитие, что от
мечается в работах таких авторов, как В.В.
Ивантер, А.В. Бабкин, Т.Ю. Хватова, Г.Ю.
Зусев, В.А. Плотников [2–4]. Именно по
следнее определяет состояние экономиче
ской, экологической и социальной сфер –
трех составляющих устойчивого развития,
влияющих на повышение качества жизни.
В качестве примера стратегического пла
нирования повышения устойчивости разви
тия территорий можно привести Страте
гию социальноэкономического развития
СанктПетербурга на период до 2030 г. (да
лее – Стратегия) [5]. Главной целью ее реа
лизации является обеспечение стабильно
го улучшения качества жизни горожан и
Стр.2
6
Высшее образование в России • № 12, 2015
Рис. 1. Влияние составляющих устойчивого развития на составляющие качества жизни
повышение глобальной конкурентоспособ
ности СанктПетербурга. В рамках работ
по разработке Стратегии был проведен ана
лиз положения СанктПетербурга в Рос
сии и мире с использованием материалов
ежегодного доклада ООН «О развитии че
ловека», где представлены данные по 187
странам мира (рис. 2). По средней продол
жительности жизни 1е место в мире зани
мает Япония (83,6 года). Россия находится
на 121м месте (чуть более 70 лет). Разуме
ется, ситуация по данному показателю тре
бует радикального улучшения. В первую
очередь речь идет о модернизации системы
здравоохранения, повышении уровня каче
ства и доступности медицинской помощи,
внедрении инноваций в данной сфере. По
уровню образования Россия занимает 50е
место в мировом рейтинге. На первом месте
– Австралия. По уровню доходов на душу
населения, то есть по доходам, Россия за
нимает лишь 57е место. А самые богатые
люди, как показывают результаты иссле
дования, живут в Катаре.
Следует отметить, что само по себе по
вышение качества товаров и услуг не спо
собно обеспечить переход к устойчивому
развитию. Кроме того, и международный
опыт свидетельствует, что устойчивое раз
витие в значительной степени зависит от
человеческого фактора. Это означает, что
человек сам участвует в процессах, форми
рующих сферу его жизнедеятельности,
содействует принятию и реализации реше
ний, контролирует их исполнение. А этого
невозможно достичь без соответствующе
го образования.
Развитие системы образования для
устойчивого развития непосредственно
связано с реализацией основных полити
ческих документов, принятых мировым со
обществом на Всемирном саммите ООН по
Стр.3