Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогика, психология

Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогика, психология №5(64) 2015

0   0
Страниц156
ID317111
АннотацияЖурнал «Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогика, психология» представляет собой сборник оригинальных и обзорных научных статей по педагогике и психологии. В центре интереса исследователей вопросы теоретической и практической педагогики, прикладные исследования по педагогике, вопросы общей и социальной психологии, экологической психологии, педагогической психологии. Материалы журнала будут интересны широкой научной общественности, преподавателям вузов, аспирантам, студентам, деятелям культуры и образования.
Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогика, психология .— : ФГБОУ ВПО Забайкальский государственный университет .— 2015 .— №5(64) .— 156 с. — URL: https://rucont.ru/efd/317111 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ученые записки Забайкальского государственного университета С е р и я «Педагогика и психология» ISSN 2308-8788 № 5 (64) 2015 УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Серия «Педагогика и психология» Научный журнал Основан в 1957 г. Выходит шесть раз в год Учредитель ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77–54257 от 24.05.2013 Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёных степеней доктора и кандидата наук Авторы несут полную ответственность за подбор и изложение фактов, содержащихся в статьях; высказываемые взгляды могут не отражать точку зрения редакции Перепечатка материалов журнала допускается только по согласованию с редакцией Рукописи, присланные в журнал, не возвращаются Адрес редакции: 672007, г. Чита, ул. <...> Бабушкина, 129 Телефон: 8 (3022) 35-24-79, факс: 8 (3022) 41-64-44 E-mail: zab-nauka@mail.ru Сайт журнала в Интернете http://www.uchzap.com Подписной индекс журнала в «Пресса России» 42408 Электронная версия журнала размещена на платформе Российской универсальной научной электронной библиотеки: www.elibrary.ru © Забайкальский государственный университет, 2015 Забайкальского государственного университета SCHOLARLY NOTES Of Transbaikal State University Series Pedagogy, Psychology  Gosudarstvennogo Universiteta Seriya Pedagogika, Psikhologiya Scientific Journal Founded in 1957 г. Published six times per year Founder FSBEI HPE “Transbaikal State University’’ The journal is registered by the Federal Supervision Service in the Field of Communications, Information Technology and Mass Communications (Roskomnadzor) Registration certificate ПИ № ФС77–54257 от 24.05.2013 The journal is in the List of the leading refereed scientific journals and editions which publish the main results of dissertations for academic degrees of doctors and candidates of sciences The authors are fully responsible for the selection <...>
Учёные_записки_ЗабГУ._Сер._Педагогика,_психология_№5(64)_2015.pdf
Ученые записки Забайкальского государственного университета С е р и я «Педагогика и психология» ISSN 2308-8788 № 5 (64) 2015
Стр.1
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Серия «Педагогика и психология» Научный журнал Основан в 1957 г. Выходит шесть раз в год Учредитель ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77–54257 от 24.05.2013 Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёных степеней доктора и кандидата наук Авторы несут полную ответственность за подбор и изложение фактов, содержащихся в статьях; высказываемые взгляды могут не отражать точку зрения редакции Перепечатка материалов журнала допускается только по согласованию с редакцией Рукописи, присланные в журнал, не возвращаются Адрес редакции: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129 Телефон: 8 (3022) 35-24-79, факс: 8 (3022) 41-64-44 E-mail: zab-nauka@mail.ru Сайт журнала в Интернете http://www.uchzap.com Подписной индекс журнала в «Пресса России» 42408 Электронная версия журнала размещена на платформе Российской универсальной научной электронной библиотеки: www.elibrary.ru © Забайкальский государственный университет, 2015 Забайкальского государственного университета SCHOLARLY NOTES Of Transbaikal State University Series Pedagogy, Psychology  Gosudarstvennogo Universiteta Seriya Pedagogika, Psikhologiya Scientific Journal Founded in 1957 г. Published six times per year Founder FSBEI HPE “Transbaikal State University’’ The journal is registered by the Federal Supervision Service in the Field of Communications, Information Technology and Mass Communications (Roskomnadzor) Registration certificate ПИ № ФС77–54257 от 24.05.2013 The journal is in the List of the leading refereed scientific journals and editions which publish the main results of dissertations for academic degrees of doctors and candidates of sciences The authors are fully responsible for the selection and presentation of the facts contained in their articles; the views expressed by them do not necessarily reflect the views of the editorial board Reproduction of any materials from the journal is allowed only in coordination with the editorial board The manuscripts submitted to the journal are not returned Address: 672007, Chita, 129 Babushkin St. Phone: 8 (3022) 35-24-79, Fax: 8 (3022) 41-64-44 E-mail: zab-nauka@mail.ru Journal web site http://www.uchzap.com Subscription index of the journal in “Press of Russia” is 42408 The electronic version of the journal is placed on the platform of the Russian Universal Scientific Electronic Library: www.elibrary.ru © Transbaikal State University, 2015 UCHENYE ZAPISKI Zabaikal’skogo
Стр.2
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Забайкальского государственного университета SCHOLARLY NOTES Of Transbaikal State University Series Pedagogy, Psychology  UCHENYE ZAPISKI Zabaikal’skogo Серия «Педагогика и психология» Редакционный совет Борис Ванданович Базаров, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ, Россия); Андре Буржо, доктор социальных наук, академик, Национальный центр научных исследований Франции (Париж, Франция); Дэн Цзюнь, профессор, Институт русского языка Хэйлуцзянского университета (Хэйлуцзян, КНР); Кейдзи Идэ, заместитель главы миссии, министр Посольства Японии в Российской Федерации (Япония); Чжен Шупу, доктор филологических наук, профессор (Харбин, КНР); Михаил Иванович Эпов, доктор технических наук, профессор, академик РАН, Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН (Новосибирск, Россия) Редакционная коллегия Выпускающий редактор: Т. К. Клименко, доктор педагогических наук, профессор (Чита, Россия); Н. М. Сараева, доктор психологических наук, профессор (Чита, Россия) Члены редколлегии: Н. И. Виноградова, доктор психологических наук, профессор (Чита, Россия); А. С. Косогова, доктор педагогических наук, профессор (Иркутск, Россия); В. И. Панов, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО (Москва, Россия); А. В. Рогова, доктор педагогических наук, профессор (Чита, Россия); А. И. Улзытуева, доктор педагогических наук, доцент (Чита, Россия); К. Г. Эрдынеева, доктор педагогических наук, профессор (Чита, Россия) Главный редактор И. В. Ерофеева, доктор филологических наук, доцент Ответственный секретарь Э. А. Арутюнян  Журнал представляет собой сборник оригинальных и обзорных научных статей по педагогике и психологии. В центре интереса исследователей вопросы теоретической и практической педагогики, прикладные исследования по педагогике, вопросы общей и социальной психологии, экологической психологии, педагогической психологии. Материалы журнала будут интересны широкой научной общественности, преподавателям вузов, аспирантам, студентам, деятелям культуры и образования. Editors Boris Vandanovich Bazarov, Doctor of History, Professor, Corresponding Member of the RAS, The Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies SB of the RAS (Ulan-Ude, Russia); Andre Bourget, Doctor of Sociology, Academician, French National Center for Scientific Research (Paris, France); Den Tszun, Professor, the Institute of the Russian language at Heilongjiang University (Heilongjiang, China); Keidzy Ide, Mission Deputy Head, Ministry of Embassy of Japan in the Russian Federation (Japan); Zhen Chupu, Doctor of Philology, Professor (Harbin, China); Mikhail Ivanovich Epov, Doctor of Engineering Science, Professor, Academician of the RAS, Institute of Petroleum-Gas Geology and Geophysics of the Siberian Branch of the RAS (Novosibirsk, Russia) Editorial Board Main Handling Editors: T. K. Klimenko, Doctor of Pedagogy, Professor (Chita, Russia); N. M. Saraeva, Doctor of Psychology, Professor (Chita, Russia) Editorial board members: N. I. Vinogradova, Doctor of Psychology, Professor (Chita, Russia); A. S. Kosogova, Doctor of Pedagogy, Professor (Irkutsk, Russia); V. I. Panov, Doctor of Psychology, Professor, Corresponding-member of RAE (Moscow, Russia); A. V. Rogova, Doctor of Pedagogy, Professor (Chita, Russia); A. I. Ulzytueva, Doctor of Pedagogy, Associate Professor (Chita, Russia); K. G. Erdyneeva, Doctor of Pedagogy, Professor (Chita, Russia) Editor-in-chief I. V. Erofeeva, Doctor of Philology, Associate Professor Executive Secretary E. A. Arutyunyan  The journal is a collection of original and review scientific papers on pedagogy and psychology. In the center of researchers’ interest there are both theoretical and practical issues of pedagogy, applied research on pedagogy, questions of general and social psychology, environmental psychology, educational psychology. Materials will be interesting to the wide scientific community, university professors, postgraduate students, students, workers in culture and education. Gosudarstvennogo Universiteta Seriya Pedagogika, Psikhologiya
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ Денисова Р. Р. Региональные аспекты инклюзивного образования (на примере Амурской области) ....... 6 Иванов С. А. Об обеспечении согласованных требований к квалификации работников регионального рынка труда и подготовки высококвалифицированных кадров в вузе ....................... 12 Клименко Т. К. Методологические подходы к созданию систем оценки качества образования в образовательной организации ...................................................................................... 23 Пронина Л. Н. Система менеджмента качества в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения .................................................................................. 29 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ Гармаева И. С. Культурологический подход к исследованию процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в организации культурных практик детей дошкольного возраста ........................................................ 35 Дондокова Ж. Ц. Этнокультурное воспитание студентов при изучении терминов родства (на материале диалектной лексики терминов родства бурятского языка) ......................................... 41 Храмцова Н. В. Ценностно-целевые основы метапредметного компонента содержания начального общего образования ....................................................................................... 44 Шестёркина Л. П., Хлызова А. А. Университетская телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» как площадка для создания творческих выпускных квалификационных работ студентов-журналистов ........................................................................................................................... 51 Якимов О. В. Организация инновационной среды в управлении научно-методической работой техникума ...................................................................... 59 АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Боровицкий А. М. Обогащение образовательного процесса военного института внутренних войск МВД России диалогическим взаимодействием преподавателей и курсантов как условие развития коммуникативной культуры курсантов .......................................... 64 Гомбоева Д. О. Характеристика реализации академической мобильности во взаимодействии российского и китайского профессионального образования .............................. 71 Гусевская Н. Ю. Проблемы профессиональной языковой подготовки кадров для развития международного сотрудничества .................................................................................... 76 Лежнева Н. В. Психологическая готовность к инновационной деятельности: экспериментальное исследование инновативности молодёжи малых городов России ..................... 81 ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ Забелина Т. В. Создание и развитие современной инфраструктуры общего образования как основное условие повышения качества образования в первом десятилетии XXI века .............. 89 ПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ Лю Чжиянь О вопросах интернационализации профессионального образования в некоторых регионах Китая ................................................................................................................... 95 Цзун Чэнцзюй Тенденции развития современного дошкольного воспитания в Китае ................... 100 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Леснянская Ж. А. Временная компетентность и временная перспектива студентов вуза, будущих социальных работников ......................................................................................................... 104 Лотова И. П., Орехова Е. Я. Борьба с насилием и жестокостью в отношении женщин: опыт Франции ................................................................................................... 110 Сараева Н. М. Учебная мотивация и субъектность студентов .......................................................... 116 Толстых Л. Р. Исследование ценностно-мотивационной сферы студентов с различным уровнем развития ответственности ............................................................................... 124 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Лёвочкина А. М. Психологические проблемы формирования экологической культуры студенческой молодёжи ............................................................................... 129 ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ Ермакова Е. С., Ольховая И. В. Психологическое содержание витаукта как процесса антистарения ................................................................................................... 137 Калашников А. И. О проблеме диагностики профессиональной приверженности ........................ 145
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ METHODOLOGY OF PEDAGOGY Denisova R. R. Regional Aspects of Inclusive Education (the Case of Amur Oblast) .............................. 6 Ivanov S. A. On Providing the Coordinated Requirements to Qualification of Workers of Regional Labor Market and Training of Highly Qualified Personnel in Higher Educational Institutions .................. 12 Klimenko T. K. Methodological Approaches to the Creation of a System for Evaluating the Quality of Education in the Educational Organization .......................................................................................... 23 Pronina L. N. Quality Management System in Educational Organizations in the Conditions of the Implementation of New Generation FSES ..................................................................................... 29 THEORETICAL ISSUES OF PEDAGOGY Garmaeva I. S. Cultural Approach to the Study of the Formation of Future Teachersꞌ Professional Competence Process in Preschool Education in the Organization of Cultural Practices of Preschool Children ............................................................................................. 35 Dondokova Zh. Ts. Ethnic and Cultural Education of Students in the Study of Kinship Terms (Based on the Dialect Vocabulary of Kinship Terms of the Buryat Language) ........................................ 41 Khramtsova N. V. Valuable and Target Bases of a Metasubject Component of the Maintenance of Primary General Education .................................................................................. 44 Shesterkina L. P., Khlyzova A. A. Radio and Television University Company “SUSU-TV” as a Platform for Making Creative Research Works of Journalism Students .......................................... 51 Yakimov O. V. Organization of Innovative Environment in the Management of Scientific Research at College ............................................................................. 59 ASPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING Borovitskiy A. M. Enrichment of the Educational Process of the Military Institute of Interior Troops of the MIA of Russia by Dialogic Interaction Between Teachers and Students as a Condition for the Development of Communicative Culture of Cadets ............................................. 65 Gomboeva D. O. Characteristics of the Implementation of Academic Mobility in the Interaction of Russian and Chinese Professional Education ......................................................... 71 Gusevskaya N. Yu. Professional Language Training Issues of Specialists in International Relations ......................................................................................................................... 76 Lezhneva N. V. Psychological Readiness for Innovative Activity: Experimental Study of Youth’s Innovativeness in Russia’s Small Cities ................................................. 81 SCHOOL PEDAGOGY Zabelina T. V. Creation and Development of Modern Infrastructure of General Education as a Basic Requirement for Improving the Quality of Education in the First Decade of the Twenty-First Century ...........90 PEDAGOGY ABROAD Liu Zhiyan Internationalization of Vocational Education in Some Regions of China ................................. 96 Zong Chengju Contemporary Trends in the Development of Pre-school Education in China ................ 100 TOPICAL ISSUES OF GENERAL PSYCHOLOGY Lesnyanskaya Zh. A. Time Competence and Time Perspective of University Students, Future Social Workers ...................................................................................... 105 Lotova I. P., Orekhova E. Ya. The Struggle for the Elimination of Cruelty and Violence Against Women: the Case of France ................................................................................ 110 Saraeva N. M. Academic Motivation and Students’ Subjectivity ............................................................ 116 Tolstych L. R. The Study of Values and Motivations of Students with Different Levels of Responsibility ................................................................................ 124 EDUCATIONAL PSYCHOLOGY Levochkina A. M. Psychological Problems of Formation of Students’ Ecological Culture ..................... 129 DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY, ACMEOLOGY Ermakova E. S., Ol’khovaya I. V. Psychological Content of Vitauct as an Anti-Ageing Process ........ 138 Kalashnikov A. I. On the Problem of Diagnosis of Occupation Commitment ...................................... 145
Стр.5
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ METHODOLOGY OF PEDAGOGY УДК 378(571.61) ББК Ч 48 Рутения Робертовна Денисова, доктор педагогических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет (675000, Россия, г. Благовещенск, ул. Ленина,104), e-mail: ruta-denisova@yandex.ru Региональные аспекты инклюзивного образования (на примере Амурской области) В статье рассмотрены вопросы становления инклюзивного образования в Амурской области. Проведён анализ имеющегося опыта реализации коррекционного процесса в системе специального образования, начиная с момента освоения территории. Проанализирован историко-педагогический опыт в сфере обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в Амурской области. Рассмотрена динамика становления системы специальных учреждений Амурской области, связь с развитием просвещения, здравоохранения и социального обеспечения в регионе. Представлены нормативно-правовые материалы, обеспечивающие стабильное и качественное функционирование и развитие региональной системы инклюзивного образования, принятые на местном уровне. Охарактеризованы проблемы в пространстве образовательной инклюзии для обучающихся в системе общего и среднего образования, определены возможности учреждений дополнительного образования в успешной реализации инклюзивного образования для разных категорий детей, в том числе в организации дистанционного обучения детей-инвалидов. Обозначены проблемные вопросы в подготовке педагогов-дефектологов. Определены перспективы развития системы инклюзивного образования в Амурской области. Таким образом, в статье представлен опыт перехода к инклюзивному образованию, построение моделей инклюзивной образовательной среды в условиях разных образовательных учреждений Амурской области. Ключевые слова: инклюзивное образование, специальное образование, дистанционное образование, образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, региональные нормативно-правовые документы, подготовка дефектологов, Амурская область. Ruteniya Robertovna Denisova, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Blagoveshchensk State Pedagogical University (104 Lenin St., Blagoveshchensk, Russia, 675000), e-mail: ruta-denisova@yandex.ru Regional Aspects of Inclusive Education (the Case of Amur Oblast) The article considers the issues of development of inclusive education in Amur oblast. The analysis of the experience of correctional process in special education system from the territory development to nowadays has been carried out. The article describes from the historical point of view the pedagogical experience of education of children with abnormalities in Amur oblast. The dynamics of special education institutions formation and its connection with the progress in health care and social service have been discussed. 6 © Р. Р. Денисова, 2015
Стр.6
Методология педагогики Local laws that provide stable and quality functioning and development of regional inclusive education system have been presented. Problems of the general and secondary inclusive education have been characterized; possibilities of the successful realization of inclusive education for different categories of children (including distant education for children with disabilities) by the supplementary educational institutions have been indicated. Difficulties in preparation of teachers – speech pathologists have been marked. The perspective development of the system of inclusive education in Amur oblast has been indicated. Thus, we present the experience of transition to inclusive education, constructing a model of inclusive educational environment in the conditions of different educational institutions on the example of Amur oblast. Keywords: inclusive education, special education, distance education, educational institutions, institutions of further education, regional regulatory-legal documents, Amur oblast. Перед современным образованием стоят сложные задачи по созданию условий для успешной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), осуществлению инклюзивного образования. Равный доступ к образовательным услугам детских садов, школ и других общеобразовательных учреждений является показателем гуманного отношения общества к лицам данной категории. Многие регионы Российской Федерации имеют значительный опыт работы по организации инклюзивного образования, некоторые – делают первые шаги. В рамках статьи проанализированы особенности системы инклюзивного образования на территории Амурской области. Как показывает практика, организация инклюзивного образования во многом опирается на опыт коррекционной поддержки, накопленный в системе специальных учреждений. Поэтому рассмотрение вопросов инклюзивного образования в Амурской области невозможно без учёта историко-педагогического опыта в сфере обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Это будет полезно в целях адекватного определения характера проблем в пространстве образовательной инклюзии на местном уровне, поиска неиспользованных путей, неучтённых условий успешной реализации инклюзивного образования для разных категорий детей. С момента освоения Амурской области заботу о детях-сиротах и инвалидах взяли на себя общественные организации («Благовещенская община сестёр милосердия», «Благовещенское отделение Красного Креста», «Лечебно-благотворительное общество», «Общество попечения о подкинутых детях» и др.), деятельность которых направлялась на общественное призрение малолетних. Благотворительные общества и попечительства открывали сиротские дома, приюты, больницы и богадельни, где среди прочих находились дети с физическими и умственными недостатками. Новая власть придала государственный статус коррекционному образованию, и дальнейшее становление системы специальных учреждений Амурской области было тесно связано с развитием просвещения, здравоохранения и социального обеспечения в регионе. В первые годы советской власти для детей с отклонениями в развитии начали открывать детские дома, в том числе специальные. Так, в 1924 г. создали 5, в 1934 г. – 7, в 1941 г. – 10. Проблемы сводились к плохой материально-технической базе, отсутствию подготовленных кадров и типовых помещений для школ. Количество воспитанников увеличивалось, что вело к организации интернатов. Так, в 1948–1949 учебном году при Свободненской школе для слепых и Благовещенской школе глухонемых создали интернаты на 250 мест. В начале 50-х гг. в специализированных учреждениях открылись столярные и швейные, обувные мастерские, что позволило проводить трудовое обучение детей с отклонениями, прививать профессиональные навыки, столь необходимые для дальнейшего трудоустройства. Увеличение учеников, не успевающих по школьной программе, привело к организации в середине 50-х гг. медико-педагогической комиссии, которая выявляла и обследовала школьников с отклонениями в умственном развитии. Частично снять существующую проблему обучения детей с нарушениями умственного развития помогали как открывающиеся специальные школы, так и вспомогательные классы при обычных школах. В 1952 г. в общеобразовательных школах Благовещенска № 10, 14, 22 открыли 3 вспомогательных класса. Однако большое количе7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.