Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К. Д. УШИНСКОГО»
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Научный журнал
Издается с 1994 года
2016 – № 1
Ярославль
2016
Стр.1
УЧРЕДИТЕЛИ:
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Департамент образования Ярославской области
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль :
РИО ЯГПУ, 2016. – № 1. – 395 с. – ISSN 1813–145Х.
2016, № 1. – 500 экз.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
В. В. Афанасьев, доктор педагогических наук, профессор, ректор Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского (главный редактор); М. В. Новиков, доктор исторических наук, профессор, первый проректор Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского, заслуженный деятель науки РФ (зам. главного редактора); Т. С. Злотникова, доктор
искусствоведения, профессор кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского,
заслуженный деятель науки РФ (зам. главного редактора); М. И. Рожков, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник
Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, заслуженный деятель науки РФ (зам. главного редактора); Ч. Абрамсон, профессор
Университета Стиллуотера, Оклахома, США; А. В. Азов, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. А. Бабуркин, доктор политических наук, профессор, Уполномоченный по
правам человека в Ярославской области; Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогических
технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Т. Байер, профессор русского языка, Миддлбери
колледж, США; В. Н. Белкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Боскович, преподаватель русского языка, Университет г. Пуатье,
Франция; Е. Я. Бурлина, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологии Самарского медицинского
университета; Н. И. Воронина, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой культурологии и этнокультуры Мордовского
государственного университета им. Н. П. Огарева, заслуженный деятель науки РФ; М. В. Груздев, доктор педагогических наук, профессор,
заместитель директора департамента Ярославской области (зам. главного редактора); В. З. Демьянков, доктор филологических наук,
профессор, заместитель директора Института языкознания РАН; Т. И. Ерохина, доктор культурологии, профессор, проректор Ярославского
государственного театрального института; Л. А. Закс, доктор философских наук, профессор, ректор Гуманитарного университета,
Екатеринбург; А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования, г. Ярославль; И. А. Иродова,
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой физики и информационных технологий Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. В. Кондаков, доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры
Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя Научного совета «История мировой культуры»;
З. Крушевский, профессор, ректор Высшей школы им. П. Владковицы, г. Плоцк, Польша; Н. Н. Летина, доктор культурологии, доцент кафедры
культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; О. В. Лукин, доктор филологических наук,
доцент, заведующий кафедрой теории языка и немецкого языка Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; И. Ю. Лученецкая-Бурдина, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской литературы Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Х. Люк, доктор психологических наук, профессор Университета Хагена,
директор Института психологии Курта Левина, Германия; В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей
и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Г. Макеева, доктор
педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методики преподавания филологических дисциплин Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Ш. Мерль, профессор истории, Билефельдский университет, Германия; А. Б. Пермиловская,
доктор культурологии, главный научный сотрудник Института экологических проблем Севера УрО РАН; Ю. П. Поваренков, доктор
психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; К. Э. Разлогов, доктор искусствоведения, профессор Всероссийского государственного университета кинематографии им.
С. А. Герасимова, заслуженный деятель искусств РФ; Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО,
декан факультета педагогического образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; А. Э. Симановский, доктор
педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского; Е. И. Смирнов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математического анализа,
теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Р. Смит,
профессор Университета Ланкастера, Великобритания; А. Б. Соколов, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета
Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; А. Ю. Тихонова, доктор культурологии, заведующая
кафедрой культурологи и музееведения Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова; В. П. Федюк, доктор
исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; Н. А. Хренов,
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, г. Москва; А. П. Чернявская,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; А. В. Юревич, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН, членкорреспондент
РАН; Т. В. Юрьева, доктор культурологии, профессор кафедры журналистики Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского, А. В. Ястребов, доктор педагогических наук, профессор кафедры математического анализа, теории и
методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108
Тел.: (4852)72–64–05, 32–98–69 (издательство)
Адреса в интернете: http: //yspu.org/; http: //vestnik.yspu.org/
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
(Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
ПИ № 77–15549 от 26 мая 2003 г.
Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586
© ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2016
© Авторы статей, 2016
Стр.2
FOUNDING PARTIES:
FSBEI HPE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky»
Department of Education of the Yaroslavl region
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. – Yaroslavl:
RIO YSPU, 2016. – № 1. – 395 p. – ISSN 1813–145X.
2016, № 1. – 500 pcs.
THE EDITORIAL BOARD
V. V. Afanasiev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Editor-in-Chief);
M. V. Novikov, Doctor of Historical Sciences, Professor, First Vice Rector of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Honoured
Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); T. S. Zlotnikova, Doctor of Art Criticism, Professor of the Culturology Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); M. I. Rozhkov, Doctor of
Pedagogical Sciences, Professor, Leading Scientist of the Institute of Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education, Honoured
Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); Ch. Abramson, Professor of the University-Stillwater, Oklahoma, USA; A. V. Azov, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. A. Baburkin,
Doctor of Political Sciences, Professor, Human-Rights Ombudsman in the Yaroslavl region; L. V. Baiborodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Head of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; T. Beyer, Professor of the Russian
Language, Middlebury College, USA; V. N. Belkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Preschool Pedagogics and Psychology Department
of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. Boskovic, a teacher of the Russian Language, University of Poitiers, France;
E. Ya. Burlina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department of Samara Medical University;
N. I. Voronina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Culturology and Ethnoculture Department of Mordovian State named after
N. P. Ogariov, Honoured Scientist of the Russian Federation; M. V. Gruzdev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice Director of the Department of
the Yaroslavl Region (Deputy Chief Editor); V. Z. Demiyankov, Doctor of Philological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Linguistics of
the Russian Academy of Sciences; T. I. Erokhina, Doctor of Culturology, Professor, Vice Rector of Yaroslalv State Theatrical Institute; L. A. Zaks, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor, Rector of the Humanitarian University, Ekaterinburg; A. V. Zolotariova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector
of the Institute of Education Development, Yaroslavl; I. A. Irodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Physics and Information Technologies
Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. V. Kondakov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the
History and Theory of Culture Department of Russian State Humanitarian University, Vice-Chairman of the Scientific Council «History of World Culture»;
Z. Krushevsky, Professor of P. Wladkowica Higher School, Plock, Poland; N. N. Liotina, Doctor of Culturology, Associate Professor of the Culturology Department
of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; O. V. Lukin, Doctor of Philological Sciences, Associate Professor, Head of
the Theory of Language and German Language Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky;
I. Ju. Luchenetskaya-Burdina, Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Russian Literature Department of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; Kh. Lyuk, Doctor of Psychological Sciences, Professor of Hagen University, Director of the Institute of Kurt Lewin Psychology,
Germany; V. A. Mazilov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical
University named after K. D. Ushinsky; S. G. Makeeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Ways of Training Philological Disciplines
Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Sh. Merl, Professor of History, Bielefeld University, Germany;
A. B. Permilovskaya, Doctor of Culturology, Leading Research Worker of the Institute of Ecological Problems of the North of the Russian Academy of Sciences;
Ju. P. Povarionkov, Doctor of Psychological Sciences, Professor of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical
University named after K. D. Ushinsky; K. E. Razlogov, Doctor of Art Criticism, Professor of the All-Russian State University of Cinematography named after
S. A. Gerasimov, Honoured Worker of Art of the Russian Federation; N. Kh. Rozov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education, Dean of the Faculty of Pedagogical Education of Moscow State University named after M. V. Lomonosov;
A. E. Simanovsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Special (Correctional) Pedagogics Department of Yaroslavl State Pedagogical
University named after K. D. Ushinsky; E. I. Smirnov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Mathematical Analysis, Theory and
Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; R. Smith, Professor of Lancaster University,
Great Britain; A. B. Sokolov, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky; A. Ju. Tikhonova, Doctor of Culturology, Head of the Culturology and Museology Department of Uliyanovsk State Pedagogical University
named after I. N. Uliyanov; V. P. Fedyuk, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State University named after
P. G. Demidov; N. A. Khrenov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor; Leading Research Worker of the State Institute of Art Criticism, Moscow;
A. P. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; A. V. Jurevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Psychology of the Russian Academy
of Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences; T. V. Jurieva, Doctor of Culturology, Professor of the Journalism Department
of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. V. Yastrebov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Mathematical Analysis,
Theory and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky.
The magazine is included into the list of the leading reviewed scientific magazines and editions where the main scientific results of
theses to get the academic degree of the Doctor and Candidate of sciences are published.
The materials published in the magazine are reviewed by members of the editorial board.
Address of the editorial office: 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya Street, 108
Ph.: (4852) 72–64–05, 32–98–69 (publishing house)
The Internet address: http://yspu.org/; http://vestnik.yspu.org/
The Certificate of registration of mass media (The Ministry of the Russian Federation for Affairs of the Press,
Television and Radio Broadcasting and Mass Communication Media)
PI № 77–15549 dated from May 26, 2003.
Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586
© FSBEI HPE «Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky», 2016
© Authors of articles, 2016
Стр.3
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 1–2016
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Паладьев С. Л. Феномен педагогического наследия К. Д. Ушинского ______________________________________________8
Белкина В. Н., Захарова Т. Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника _____ 14
Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Принципы организации образовательного процесса в педагогическом вузе _____ 20
Некрасов В. П. О формировании и диагностике когнитивных компетенций студентов высшей школы _________________ 27
Киселева Т. Г. Метакогнитивная активность молодежи как критерий дифференциации уровня сформированности
социальной ответственности ___________________________________________________________________________ 33
Гущина Т. Н. Проблема индивидуализации подготовки специалиста в условиях профессиональной организации ________ 39
Лебедев Е. В. Интеграционные процессы в образовательном пространстве региона _________________________________ 44
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Изосимова Л. М. Использование метода проектов в обучении информатике младших школьников ____________________ 51
Файтельсон А. В. Формирование информационной компетентности школьников
в ходе конструирования электронных образовательных ресурсов _____________________________________________ 60
Серебренников Л. Н., Сустретова К. Д., Егорычева Н. Г. Пути совершенствования школьного курса технологии _______ 64
Филонова Ю. А. Интервью как разновидность учебной дискуссии _______________________________________________ 70
Парменова Л. В. Организация исследовательской деятельности школьников на базе университета ____________________ 77
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Павлова О. А. Оказание индивидуальной помощи студентам при затруднениях в обучении __________________________ 83
Белкина В. В., Харисова И. Г. Индивидуальный образовательный маршрут
как средство демократизации образовательного процесса студентов магистратуры ______________________________ 85
Буданова Е. А. Когнитивно-моделирующий подход к формированию лексических навыков
в процессе обучения иностранному языку студентов гуманитарных вузов _____________________________________ 90
Хаметова Д. Э. Формирование релаксационных умений педагогов средствами музыки _____________________________ 96
Синицын И. С., Овчинникова О. А. Педагогическое сопровождение использования статистических методов
в биолого-географических исследованиях _______________________________________________________________ 101
Белько Е. С., Зыкова Т. В., Кузнецова И. В., Кытманов А. А., Тихомиров С. А. Использование электронных
обучающих курсов при организации самостоятельной работы студентов _____________________________________ 107
Игнатова О. Г. Профессиональная подготовка будущих учителей математики с использованием электронного обучения 113
Прусова Н. А. Использование профессионально-ориентированных задач
в обучении дискретной математике курсантов военного вуза _______________________________________________ 118
Бурухин С. Ф., Кулагина Е. В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов вуза
с использованием новых видов двигательной активности __________________________________________________ 123
Асланов Рамиз Муталлим оглы, Беляева Е. В. Психолого-педагогическое обеспечение
процесса подготовки авиационного персонала в вузе ______________________________________________________ 128
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Тарханова И. Ю., Бугайчук Т. В., Коряковцева О. А., Куликов А. Ю. Концепция социализации взрослых
средствами дополнительного профессионального образования ______________________________________________ 131
Кашина О. В. Понятие и сущность профессионального развития педагогических кадров ___________________________ 136
Громова М. В. Профессиональная компетентность педагогов дополнительного образования детей ___________________ 143
Варзанова М. А. Педагогические условия подготовки работников профессионального образования
к преодолению сопротивлений инновационной деятельности _______________________________________________ 148
Лекомцева Е. Н. Организация повышения квалификации кадров сферы ДОД
в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций __________________________________________ 154
ПСИХОЛОГИЯ
Мазилов В. А. Эволюция гештальтпсихологии (проблемы творческого мышления в работах Лайоша Секея) ___________ 162
Золотова Н. В., Мазилов В. А., Базиков М. В. Научное наследие Б. В. Зейгарник
в отечественной медицинской (клинической) психологии __________________________________________________ 174
4
Стр.4
Слепко Ю. Н. Формирование системы мотивов учебной деятельности в период обучения в вузе _____________________ 188
Слепко Ю. Н., Цымбалюк А. Э. Формирование информационной основы учебной деятельности студентов
в период обучения в вузе _____________________________________________________________________________ 194
Демьянчук Р. В. Сравнительный анализ личностных профилей педагогов общеобразовательных
и специальных (коррекционных) образовательных учреждений _____________________________________________ 201
Ансимова Н. П., Мишучкова Е. Ю. Ценностные ориентации и мотивация достижения студентов педагогического вуза__ 205
Нижегородцева Н. В., Собакина О. А. Личностные особенности российских студентов
в новых образовательных условиях_____________________________________________________________________ 209
Жедунова Л. Г., Королева А. А. Роль семейной истории в переживании женщиной внутренней трансформации
в середине жизни____________________________________________________________________________________ 215
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Архипова Л. М. Историко-культурные дискурсы русской триады _______________________________________________ 219
Хренов Н. А. Архетип в его архаических и актуальных вариантах: между комедией и трагедией _____________________ 225
Липский В. Н. Архетип – функциональная асимметрия – творчество ____________________________________________ 233
Глазкова Т. В. Архетип как инструмент создания имиджа _____________________________________________________ 238
Злотникова Т. С., Хрящева И. А. Феномен хипстера в мировой культуре (от судьбы к имиджу) _____________________ 242
Багновская Н. М. Динамика взглядов Г. В. Плеханова на роль интеллигенции в рабочем движении России
на рубеже XIX–XX вв. _______________________________________________________________________________ 250
Симонова С. А. Идеи Г.-Э. Лессинга в контексте этико-эстетического синтеза ____________________________________ 256
Суленева Н. В. Дискурсивные коды классической литературы в современном российском кинематографе _____________ 259
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Пефтиев В. И. Жермена де Сталь как социолог литературы и политик-публицист _________________________________ 265
Пивоварова Ю. И. Просвещенная личность в культурной среде провинциального города середины XIX в.:
Н. И. Второв и Воронеж ______________________________________________________________________________ 268
Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Интеллектуальные вызовы 30–60-х гг. XIX в. в научных рефлексиях Ф. И. Буслаева ___ 272
Новичкова Н. Ю. Статус брандмейстера в социокультурном пространстве российского провинциального города _______ 278
Тарумова Н. Т. Эпистолярное наследие как источник изучения творческой личности
на примере семейной переписки Н. В. Бугаева (1837–1903) _________________________________________________ 282
Личак Н. А. Н. И. Седова-Троцкая как организатор и руководитель сохранения памятников искусства и старины
в губерниях Советской России в 1920-х гг. ______________________________________________________________ 287
Наседкина Е. В. Нарком просвещения А. В. Луначарский как «мейерхольдовская ширма»
(эпизод литературно-театральной полемики 1927 г.) ______________________________________________________ 291
Литвинова О. Н. Эволюция партизанской этики в годы Великой Отечественной войны (по материалам Брянщины) ____ 297
Умнягин В. В. Побег за границу и жизнь на чужбине по воспоминаниям соловецких узников _______________________ 303
Никифоров Ю. С. Воспоминания ярославского историка Н. И. Резвого как культурный памятник советской эпохи _____ 308
Жерносенко И. А. Особенности иконографии богини Умай в сакральных центрах Алтая ___________________________ 312
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Барабаш Н. А. КК = коробка катастроф и современное ТВ _____________________________________________________ 318
Кагарлицкая С. Я. Античный миф и «новый» герой __________________________________________________________ 325
Петрова М. В. Душа документального кино, или коллективное бессознательное __________________________________ 331
Коробко Р. В. Особенности архетипа массовой культуры в прикладном поле культурно-информационной деятельности _ 336
Тихонова А. Ю. Роль творческой личности в формировании имиджа территории __________________________________ 339
Юсупова М. Р. Чувственная ткань сознания актера ___________________________________________________________ 343
Лихоманов Н. И. (Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин) Использование жизнеописаний новомучеников
для духовно-нравственного чтения _____________________________________________________________________ 346
Янутш О. А. Интеллектуальный труд в контексте современной парадигмы трудового воспитания:
культурологический анализ ___________________________________________________________________________ 351
Скибинская О. Н. Издательский проект: от потребителя культурных инициатив к создателю традиции _______________ 355
Шаваринский И. С. Проблема рецепции авторского творчества Е. Честнякова ____________________________________ 359
ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ
Ермаков А. М. Третий российско-германский форум специалистов, работающих с молодежью:
гражданское образование и культура памяти в современной Германии _______________________________________ 365
Поваренков Ю. П., Мазилов В. А., Слепко Ю. Н., Цымбалюк А. Э. Актуальные проблемы развития
системогенетического подхода к изучению учебной и профессиональной деятельности _________________________ 371
Плуженская Л. В. К пятилетию патентно-информационного отдела ЯГПУ им. К. Д. Ушинского _____________________ 376
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ______________________________________________________________________________ 381
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
и требования к оформлению рукописей ___________________________________________________________________ 394
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
№ 1–2016
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Paladiev S. L. The Phenomenon of K. D. Ushinsky’s Pedagogical Heritage _____________________________________________8
Belkina V. N., Zakharova T. N. Educational Space of the Kindergarten as a Factor of the Preschool Child’s Socialization _______ 14
Baiborodova L. V., Serebrennikov L. N. Principles of Organization of the Educational Process
in the Pedagogical Higher Education Institution ______________________________________________________________ 20
Nekrasov V. P. On Formation and Diagnostics of Higher School Students’ Cognitive Competences _________________________ 27
Kiseliova T. G. Metacognitive Activity of Young People as a Differentiation Criterion
of the Level of Formation of Social Responsibility____________________________________________________________ 33
Gushchina T. N. The Problem of Individualization of Specialists’ Training in Conditions of Professional Organizations ________ 39
Lebedev E. V. Integration Processes in the Educational Space of the Region ___________________________________________ 44
THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
Izosimova L. M. Use of the Project Method with the Propaedeutical Course of Informatics for Elementary Schoolchildren _______ 51
Faitelson A. V. Formation of the Schoolchildren’s Information Competence during Designing Electronic Educational Resources__ 60
Serebrennikov L. N., Sustretova K. D., Egorycheva N. G. Ways of Improving Pupils’ Training at Technology Lessons _________ 64
Filonova Yu. A. Interview as a Kind of the Educational Discussion __________________________________________________ 70
Parmenova L. V. Organization of High School Students’ Research Activity at the University ______________________________ 77
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Pavlova O. A. Individual Assistance to Students in Learning Difficulties ______________________________________________ 83
Belkina V. V., Kharisova I. G. The Individual Educational Route as a Means of Democratization
of the Educational Process of Graduate Students _____________________________________________________________ 85
Budanova E. A. The Cognitive-Modelling Approach to Lexical Skills Building
in the Process of Teaching Humanities Students a Foreign Language _____________________________________________ 90
Khametova D. E. Formation of Teachers’ Relaxation Abilities by Means of Music ______________________________________ 96
Sinitsyn S. I., Ovchinnikova О. A. Pedagogical Support in the Use of Statistical Methods
in the Biological and Geographical Research _______________________________________________________________ 101
Belko E. S., Zykova T. V., Kuznetsova I. V., Kytmanov A. A., Tikhomirov S. A. Use of Electronic Training Courses
in Organisation of Students’ Independent Work _____________________________________________________________ 107
Ignatova O. G. Professional Preparation of Future Mathematics Teachers with the Use of E-Learning ______________________ 113
Prusova N. A. Use of Professional Focused Tasks
in Training Military Higher Education Institution Cadets Discrete Mathematics ____________________________________ 118
Burukhin S. F., Kulagina E. V. Formation of University Students’ Motivation to Physical Training Lessons
with Use of Physical Activity New Types _________________________________________________________________ 123
Aslanov Ramiz Mutallimovich, Belyaeva E. V. Psychological and Pedagogical Support of the Process
of the Aviation Personnel’s Training in the University ________________________________________________________ 128
FURTHER EDUCATION
Tarkhanova I. Yu., Bugaychuk T. V., Koryakovtseva O. A., Kulikov A. Yu. Concept of Adults’ Socialization
by Means of Further Professional Education _______________________________________________________________ 131
Kashina O. V. The Concept and Essence of Teachers’ Professional Development ______________________________________ 136
Gromova M. V. Professional Competence of Children Further Education Teachers _____________________________________ 143
Varzanova M. A. Pedagogical Conditions of Training of Vocational Education Workers
to Overcome Innovative Activity Resistance _______________________________________________________________ 148
Lekomtseva E. N. Organization of Retraining and Improvement of Professional Skills of Children Further Education
Specialists in Conditions of Networking of Educational Institutions _____________________________________________ 154
PSYCHOLOGY
Mazilov V. A. Evolution of Gestalt Psychology (problems of creative thinking in Lajosh Sekey's works) ____________________ 162
Zolotova N. V., Mazilov V. A., Bazikov M. V. B. V. Zeygarnik’s Scientific Heritage in Russian Medical (Clinical) Psychology __ 174
Slepko Yu. N. Formation of the System of Motives of the Educational Activity during Study in a Higher Education Institution ___ 188
6
Стр.6
Slepko Ju. N., Tsymbaluk A. E. Formation of the Information Base of Students’ Educational Activity
during Study in Higher Education Institution _______________________________________________________________ 194
Demiyanchuk R. V. A Comparative Analysis of Teachers’ Personal Profiles in Secondary
and Special (Correctional) Educational Institutions __________________________________________________________ 201
Ansimova N. P., Mishuchkova E. Yu. Pedagogical University Students’ Valuable Orientations and Achievement Motivation ___ 205
Nizhegorodtseva N. V., Sobakina O. A. Personal Features of Russian Students in New Educational Conditions _______________ 209
Zhedunova L. G., Koroliova A. A. Role of Family History in Internal Transformation Experience of Women
in the Mid-Life Period _________________________________________________________________________________ 215
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Arkhipova L. M. Historical and Cultural Discourses of the Russian Triad ____________________________________________ 219
Khrenov N. A. Archetype in Its Archaic and Relevant Options: between Comedy and Tragedy ____________________________ 225
Lipsky V. N. Archetype – Functional Asymmetry – Creativity _____________________________________________________ 233
Glazkova T. V. Archetype as an Instrument of Creating the Image __________________________________________________ 238
Zlotnikova T. S., Khryashchiova I. A. The Hipster Phenomenon in World Culture (from destiny to image) __________________ 242
Bagnovskaya N. M. Dynamics of G. V. Plekhanov’s View on Intellectuals’ Role in the Labour Movement of Russia
at the Turn of the XIX–XX centuries _____________________________________________________________________ 250
Simonova S. A. G.-E. Lessing's Ideas in the Context of Ethic and Aesthetic Synthesis ___________________________________ 256
Suleneva of N. V. Discursive Codes of Classical Literature in Modern Russian Cinema _________________________________ 259
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Peftiev V. I. Germain de Staël as a Literature Sociologist and Politician-Publicist ______________________________________ 265
Pivovarova Yu. I. The Educated Personality in Culturу of the Provincial Town in the middle of the XIX century:
N. I. Vtorov and Voronezh _____________________________________________________________________________ 268
Novikov M. V., Perfilova T. B. Intellectual Challenges of the 30–60-s in the 19th century in F. I. Buslaev’s Scientific Reflections 272
Novichkova N. Ju. The Status of the Chief of the Municipal Fire Brigade in the Russian Province
in the second half of the XIX century _____________________________________________________________________ 278
Tarumova N. T. Epistolary Heritage as a Source to Study the Creative Personality
on the Example of N. V. Bugaev’s Family Correspondence (1837–1903) _________________________________________ 282
Lichak N. A. N. I. Sedova-Trotskaya as an Organizer and Leader of Preservation of Monuments of Art
and Antiquities in Provinces of Soviet Russia in the 1920s. ____________________________________________________ 287
Nasedkina E. V. Commissar of Education Anatoly Lunacharsky as «Meyerholdovsky Screen»
(an episode of literary-theatrical polemics in 1927) __________________________________________________________ 291
Litvinova O. N. Evolution of the Partisan Ethics in the Great Patriotic War (on the sources of the Bryansk region) ____________ 297
Umnyagin V. V. Escape Abroad and Life in the Foreign Land in the Solovki Prisoners’ Memoirs _________________________ 303
Nikiforov Yu. S. Memoirs of Yaroslavl Historian N. I. Rezvy as a Cultural Monument of the Soviet Era ____________________ 308
Zhernosenko I. A. Features of Goddess Umai Iconography in the Sacred Centers in Altai________________________________ 312
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Barabash N. A. KK = a Box of Accidents and Modern TV ________________________________________________________ 318
Kagarlitskaya S. Ya. An Antique Myth and a New Hero __________________________________________________________ 325
Petrova M. V. Soul of Documentary Cinema, or Collective Unconscious _____________________________________________ 331
Korobko R. V. Features of an Archetype of Mass Culture in the Applied Field of the Cultural Information Activity ____________ 336
Tikhonov A. Yu. The Role of the Creative Personality in Formation of the Image of the Territory _________________________ 339
Yusupova M. R. Sensual Tissue of the Actor’s Consciousness _____________________________________________________ 343
Likhomanov N. I. (Veniamin, the Bishop for Rybinsk and Danilov) Use of New Martyrs’ Biographies
for Spiritual and Moral Reading _________________________________________________________________________ 346
Yanutsh O. A. Intellectual Labour in the Context of the Modern Paradigm of Labour Education: a Culturological Analysis _____ 351
Skibinskaya O. N. Publishing Project: from the Consumer of Cultural Initiatives to the Founder of a Tradition _______________ 355
Shavarinsky I. S. The Problem of Reception of E. Chestnyakov’s Author Creativity ____________________________________ 359
CHRONICLE AND INFORMATION
Ermakov A. M. The Third Russian-German Forum for the Specialists Engaging with the Youth:
Civil Education and the Culture of Remembrance in the Modern Germany ________________________________________ 365
Povarionkov Yu. P., Mazilov V. A., Slepko Yu. N., Tsymbalyuk A. E. Urgent Problems
of the Systemic Genetic Approach Development to Study Educational and Professional Activity ______________________ 371
Pluzhenskaya L. V. To the Fifth Anniversary of the Patent and Information Department of YSPU named after K. D. Ushinsky __ 376
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS __________________________________________________________________ 388
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin»
and Requirements to Typography of Manuscripts ______________________________________________________________ 395
7
Стр.7