Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Ярославский педагогический вестник

Ярославский педагогический вестник №1 2016

0   0
Страниц396
ID316749
АннотацияНаучный журнал «Ярославский педагогический вестник» издается с 1994 года и является первым научным журналом в Ярославской области,в котором публикуются статьи по различным отраслям наук. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Ярославский педагогический вестник .— Ярославль : ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К. Д. УШИНСКОГО .— 2016 .— №1 .— 396 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/316749 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

К. Д. Ушинского», 2016 © Авторы статей, 2016 FOUNDING PARTIES: FSBEI HPE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. <...> Ushinsky» Department of Education of the Yaroslavl region Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. <...> Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); T. <...> Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); M. <...> Mazilov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. <...> Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586 © FSBEI HPE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. <...> Когнитивно-моделирующий подход к формированию лексических навыков в процессе обучения иностранному языку студентов гуманитарных вузов _____________________________________ 90 Хаметова Д. Э. <...> Эволюция гештальтпсихологии (проблемы творческого мышления в работах Лайоша Секея) ___________ 162 Золотова Н. В., Мазилов В. А., Базиков М. В. <...> Статус брандмейстера в социокультурном пространстве российского провинциального города _______ 278 Тарумова Н. Т. <...> Эволюция партизанской этики в годы Великой Отечественной войны (по материалам Брянщины) ____ 297 Умнягин В. В. <...> Издательский проект: от потребителя культурных инициатив к создателю традиции _______________ 355 Шаваринский И. С. <...> Organization of Retraining and Improvement of Professional Skills of Children Further Education Specialists in Conditions of Networking of Educational Institutions _____________________________________________ 154 PSYCHOLOGY Mazilov V. <...> Рассмотрен базисный понятийный аппарат (метакогнитивные инварианты), позволяющий описать роль внутри- и межпредметных понятийных связей как инструмента для формирования когнитивных компетенций студентов вуза. <...> Ключевые слова: когнитивные компетенции, метапредметные умения, инновационная модель, метакогнитивные инварианты, понятийная связь, обучающий тест, рефлексивный компонент. <...> Поэтому для таких инвариантов нами выбрано название метакогнитивные инварианты. <...> Говоря другими словами, метакогнитивные инварианты – это те характеристики когнитивных процессов, которые являются общими (неизменными) при выполнении мыслительных <...>
Ярославский_педагогический_вестник_№1_2016.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Ярославский_педагогический_вестник_№1_2016.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К. Д. УШИНСКОГО» ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК YAROSLAVL PEDAGOGICAL BULLETIN Научный журнал Издается с 1994 года 2016 – № 1 Ярославль 2016
Стр.1
УЧРЕДИТЕЛИ: ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» Департамент образования Ярославской области Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. – № 1. – 395 с. – ISSN 1813–145Х. 2016, № 1. – 500 экз. РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: В. В. Афанасьев, доктор педагогических наук, профессор, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (главный редактор); М. В. Новиков, доктор исторических наук, профессор, первый проректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, заслуженный деятель науки РФ (зам. главного редактора); Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, заслуженный деятель науки РФ (зам. главного редактора); М. И. Рожков, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, заслуженный деятель науки РФ (зам. главного редактора); Ч. Абрамсон, профессор Университета Стиллуотера, Оклахома, США; А. В. Азов, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. А. Бабуркин, доктор политических наук, профессор, Уполномоченный по правам человека в Ярославской области; Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Т. Байер, профессор русского языка, Миддлбери колледж, США; В. Н. Белкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Боскович, преподаватель русского языка, Университет г. Пуатье, Франция; Е. Я. Бурлина, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологии Самарского медицинского университета; Н. И. Воронина, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой культурологии и этнокультуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, заслуженный деятель науки РФ; М. В. Груздев, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора департамента Ярославской области (зам. главного редактора); В. З. Демьянков, доктор филологических наук, профессор, заместитель директора Института языкознания РАН; Т. И. Ерохина, доктор культурологии, профессор, проректор Ярославского государственного театрального института; Л. А. Закс, доктор философских наук, профессор, ректор Гуманитарного университета, Екатеринбург; А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования, г. Ярославль; И. А. Иродова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой физики и информационных технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. В. Кондаков, доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя Научного совета «История мировой культуры»; З. Крушевский, профессор, ректор Высшей школы им. П. Владковицы, г. Плоцк, Польша; Н. Н. Летина, доктор культурологии, доцент кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; О. В. Лукин, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории языка и немецкого языка Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. Ю. Лученецкая-Бурдина, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской литературы Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Х. Люк, доктор психологических наук, профессор Университета Хагена, директор Института психологии Курта Левина, Германия; В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Г. Макеева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методики преподавания филологических дисциплин Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Ш. Мерль, профессор истории, Билефельдский университет, Германия; А. Б. Пермиловская, доктор культурологии, главный научный сотрудник Института экологических проблем Севера УрО РАН; Ю. П. Поваренков, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; К. Э. Разлогов, доктор искусствоведения, профессор Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова, заслуженный деятель искусств РФ; Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; А. Э. Симановский, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Е. И. Смирнов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Р. Смит, профессор Университета Ланкастера, Великобритания; А. Б. Соколов, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; А. Ю. Тихонова, доктор культурологии, заведующая кафедрой культурологи и музееведения Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова; В. П. Федюк, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; Н. А. Хренов, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, г. Москва; А. П. Чернявская, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; А. В. Юревич, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН, членкорреспондент РАН; Т. В. Юрьева, доктор культурологии, профессор кафедры журналистики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, А. В. Ястребов, доктор педагогических наук, профессор кафедры математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии. Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108 Тел.: (4852)72–64–05, 32–98–69 (издательство) Адреса в интернете: http: //yspu.org/; http: //vestnik.yspu.org/ Свидетельство о регистрации средства массовой информации (Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) ПИ № 77–15549 от 26 мая 2003 г. Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586 © ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2016 © Авторы статей, 2016
Стр.2
FOUNDING PARTIES: FSBEI HPE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky» Department of Education of the Yaroslavl region Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. – Yaroslavl: RIO YSPU, 2016. – № 1. – 395 p. – ISSN 1813–145X. 2016, № 1. – 500 pcs. THE EDITORIAL BOARD V. V. Afanasiev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Editor-in-Chief); M. V. Novikov, Doctor of Historical Sciences, Professor, First Vice Rector of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); T. S. Zlotnikova, Doctor of Art Criticism, Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); M. I. Rozhkov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Scientist of the Institute of Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); Ch. Abramson, Professor of the University-Stillwater, Oklahoma, USA; A. V. Azov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. A. Baburkin, Doctor of Political Sciences, Professor, Human-Rights Ombudsman in the Yaroslavl region; L. V. Baiborodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; T. Beyer, Professor of the Russian Language, Middlebury College, USA; V. N. Belkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Preschool Pedagogics and Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. Boskovic, a teacher of the Russian Language, University of Poitiers, France; E. Ya. Burlina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department of Samara Medical University; N. I. Voronina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Culturology and Ethnoculture Department of Mordovian State named after N. P. Ogariov, Honoured Scientist of the Russian Federation; M. V. Gruzdev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice Director of the Department of the Yaroslavl Region (Deputy Chief Editor); V. Z. Demiyankov, Doctor of Philological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Linguistics of the Russian Academy of Sciences; T. I. Erokhina, Doctor of Culturology, Professor, Vice Rector of Yaroslalv State Theatrical Institute; L. A. Zaks, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Rector of the Humanitarian University, Ekaterinburg; A. V. Zolotariova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of the Institute of Education Development, Yaroslavl; I. A. Irodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Physics and Information Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. V. Kondakov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the History and Theory of Culture Department of Russian State Humanitarian University, Vice-Chairman of the Scientific Council «History of World Culture»; Z. Krushevsky, Professor of P. Wladkowica Higher School, Plock, Poland; N. N. Liotina, Doctor of Culturology, Associate Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; O. V. Lukin, Doctor of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Theory of Language and German Language Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. Ju. Luchenetskaya-Burdina, Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Russian Literature Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Kh. Lyuk, Doctor of Psychological Sciences, Professor of Hagen University, Director of the Institute of Kurt Lewin Psychology, Germany; V. A. Mazilov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. G. Makeeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Ways of Training Philological Disciplines Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Sh. Merl, Professor of History, Bielefeld University, Germany; A. B. Permilovskaya, Doctor of Culturology, Leading Research Worker of the Institute of Ecological Problems of the North of the Russian Academy of Sciences; Ju. P. Povarionkov, Doctor of Psychological Sciences, Professor of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; K. E. Razlogov, Doctor of Art Criticism, Professor of the All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov, Honoured Worker of Art of the Russian Federation; N. Kh. Rozov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Dean of the Faculty of Pedagogical Education of Moscow State University named after M. V. Lomonosov; A. E. Simanovsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Special (Correctional) Pedagogics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; E. I. Smirnov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Mathematical Analysis, Theory and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; R. Smith, Professor of Lancaster University, Great Britain; A. B. Sokolov, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. Ju. Tikhonova, Doctor of Culturology, Head of the Culturology and Museology Department of Uliyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Uliyanov; V. P. Fedyuk, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State University named after P. G. Demidov; N. A. Khrenov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor; Leading Research Worker of the State Institute of Art Criticism, Moscow; A. P. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. V. Jurevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences; T. V. Jurieva, Doctor of Culturology, Professor of the Journalism Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. V. Yastrebov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Mathematical Analysis, Theory and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky. The magazine is included into the list of the leading reviewed scientific magazines and editions where the main scientific results of theses to get the academic degree of the Doctor and Candidate of sciences are published. The materials published in the magazine are reviewed by members of the editorial board. Address of the editorial office: 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya Street, 108 Ph.: (4852) 72–64–05, 32–98–69 (publishing house) The Internet address: http://yspu.org/; http://vestnik.yspu.org/ The Certificate of registration of mass media (The Ministry of the Russian Federation for Affairs of the Press, Television and Radio Broadcasting and Mass Communication Media) PI № 77–15549 dated from May 26, 2003. Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586 © FSBEI HPE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky», 2016 © Authors of articles, 2016
Стр.3
ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Научный журнал Издается с 1994 года № 1–2016 СОДЕРЖАНИЕ ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Паладьев С. Л. Феномен педагогического наследия К. Д. Ушинского ______________________________________________8 Белкина В. Н., Захарова Т. Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника _____ 14 Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Принципы организации образовательного процесса в педагогическом вузе _____ 20 Некрасов В. П. О формировании и диагностике когнитивных компетенций студентов высшей школы _________________ 27 Киселева Т. Г. Метакогнитивная активность молодежи как критерий дифференциации уровня сформированности социальной ответственности ___________________________________________________________________________ 33 Гущина Т. Н. Проблема индивидуализации подготовки специалиста в условиях профессиональной организации ________ 39 Лебедев Е. В. Интеграционные процессы в образовательном пространстве региона _________________________________ 44 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Изосимова Л. М. Использование метода проектов в обучении информатике младших школьников ____________________ 51 Файтельсон А. В. Формирование информационной компетентности школьников в ходе конструирования электронных образовательных ресурсов _____________________________________________ 60 Серебренников Л. Н., Сустретова К. Д., Егорычева Н. Г. Пути совершенствования школьного курса технологии _______ 64 Филонова Ю. А. Интервью как разновидность учебной дискуссии _______________________________________________ 70 Парменова Л. В. Организация исследовательской деятельности школьников на базе университета ____________________ 77 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Павлова О. А. Оказание индивидуальной помощи студентам при затруднениях в обучении __________________________ 83 Белкина В. В., Харисова И. Г. Индивидуальный образовательный маршрут как средство демократизации образовательного процесса студентов магистратуры ______________________________ 85 Буданова Е. А. Когнитивно-моделирующий подход к формированию лексических навыков в процессе обучения иностранному языку студентов гуманитарных вузов _____________________________________ 90 Хаметова Д. Э. Формирование релаксационных умений педагогов средствами музыки _____________________________ 96 Синицын И. С., Овчинникова О. А. Педагогическое сопровождение использования статистических методов в биолого-географических исследованиях _______________________________________________________________ 101 Белько Е. С., Зыкова Т. В., Кузнецова И. В., Кытманов А. А., Тихомиров С. А. Использование электронных обучающих курсов при организации самостоятельной работы студентов _____________________________________ 107 Игнатова О. Г. Профессиональная подготовка будущих учителей математики с использованием электронного обучения 113 Прусова Н. А. Использование профессионально-ориентированных задач в обучении дискретной математике курсантов военного вуза _______________________________________________ 118 Бурухин С. Ф., Кулагина Е. В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов вуза с использованием новых видов двигательной активности __________________________________________________ 123 Асланов Рамиз Муталлим оглы, Беляева Е. В. Психолого-педагогическое обеспечение процесса подготовки авиационного персонала в вузе ______________________________________________________ 128 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Тарханова И. Ю., Бугайчук Т. В., Коряковцева О. А., Куликов А. Ю. Концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования ______________________________________________ 131 Кашина О. В. Понятие и сущность профессионального развития педагогических кадров ___________________________ 136 Громова М. В. Профессиональная компетентность педагогов дополнительного образования детей ___________________ 143 Варзанова М. А. Педагогические условия подготовки работников профессионального образования к преодолению сопротивлений инновационной деятельности _______________________________________________ 148 Лекомцева Е. Н. Организация повышения квалификации кадров сферы ДОД в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций __________________________________________ 154 ПСИХОЛОГИЯ Мазилов В. А. Эволюция гештальтпсихологии (проблемы творческого мышления в работах Лайоша Секея) ___________ 162 Золотова Н. В., Мазилов В. А., Базиков М. В. Научное наследие Б. В. Зейгарник в отечественной медицинской (клинической) психологии __________________________________________________ 174 4
Стр.4
Слепко Ю. Н. Формирование системы мотивов учебной деятельности в период обучения в вузе _____________________ 188 Слепко Ю. Н., Цымбалюк А. Э. Формирование информационной основы учебной деятельности студентов в период обучения в вузе _____________________________________________________________________________ 194 Демьянчук Р. В. Сравнительный анализ личностных профилей педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений _____________________________________________ 201 Ансимова Н. П., Мишучкова Е. Ю. Ценностные ориентации и мотивация достижения студентов педагогического вуза__ 205 Нижегородцева Н. В., Собакина О. А. Личностные особенности российских студентов в новых образовательных условиях_____________________________________________________________________ 209 Жедунова Л. Г., Королева А. А. Роль семейной истории в переживании женщиной внутренней трансформации в середине жизни____________________________________________________________________________________ 215 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ Архипова Л. М. Историко-культурные дискурсы русской триады _______________________________________________ 219 Хренов Н. А. Архетип в его архаических и актуальных вариантах: между комедией и трагедией _____________________ 225 Липский В. Н. Архетип – функциональная асимметрия – творчество ____________________________________________ 233 Глазкова Т. В. Архетип как инструмент создания имиджа _____________________________________________________ 238 Злотникова Т. С., Хрящева И. А. Феномен хипстера в мировой культуре (от судьбы к имиджу) _____________________ 242 Багновская Н. М. Динамика взглядов Г. В. Плеханова на роль интеллигенции в рабочем движении России на рубеже XIX–XX вв. _______________________________________________________________________________ 250 Симонова С. А. Идеи Г.-Э. Лессинга в контексте этико-эстетического синтеза ____________________________________ 256 Суленева Н. В. Дискурсивные коды классической литературы в современном российском кинематографе _____________ 259 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ Пефтиев В. И. Жермена де Сталь как социолог литературы и политик-публицист _________________________________ 265 Пивоварова Ю. И. Просвещенная личность в культурной среде провинциального города середины XIX в.: Н. И. Второв и Воронеж ______________________________________________________________________________ 268 Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Интеллектуальные вызовы 30–60-х гг. XIX в. в научных рефлексиях Ф. И. Буслаева ___ 272 Новичкова Н. Ю. Статус брандмейстера в социокультурном пространстве российского провинциального города _______ 278 Тарумова Н. Т. Эпистолярное наследие как источник изучения творческой личности на примере семейной переписки Н. В. Бугаева (1837–1903) _________________________________________________ 282 Личак Н. А. Н. И. Седова-Троцкая как организатор и руководитель сохранения памятников искусства и старины в губерниях Советской России в 1920-х гг. ______________________________________________________________ 287 Наседкина Е. В. Нарком просвещения А. В. Луначарский как «мейерхольдовская ширма» (эпизод литературно-театральной полемики 1927 г.) ______________________________________________________ 291 Литвинова О. Н. Эволюция партизанской этики в годы Великой Отечественной войны (по материалам Брянщины) ____ 297 Умнягин В. В. Побег за границу и жизнь на чужбине по воспоминаниям соловецких узников _______________________ 303 Никифоров Ю. С. Воспоминания ярославского историка Н. И. Резвого как культурный памятник советской эпохи _____ 308 Жерносенко И. А. Особенности иконографии богини Умай в сакральных центрах Алтая ___________________________ 312 КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ Барабаш Н. А. КК = коробка катастроф и современное ТВ _____________________________________________________ 318 Кагарлицкая С. Я. Античный миф и «новый» герой __________________________________________________________ 325 Петрова М. В. Душа документального кино, или коллективное бессознательное __________________________________ 331 Коробко Р. В. Особенности архетипа массовой культуры в прикладном поле культурно-информационной деятельности _ 336 Тихонова А. Ю. Роль творческой личности в формировании имиджа территории __________________________________ 339 Юсупова М. Р. Чувственная ткань сознания актера ___________________________________________________________ 343 Лихоманов Н. И. (Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин) Использование жизнеописаний новомучеников для духовно-нравственного чтения _____________________________________________________________________ 346 Янутш О. А. Интеллектуальный труд в контексте современной парадигмы трудового воспитания: культурологический анализ ___________________________________________________________________________ 351 Скибинская О. Н. Издательский проект: от потребителя культурных инициатив к создателю традиции _______________ 355 Шаваринский И. С. Проблема рецепции авторского творчества Е. Честнякова ____________________________________ 359 ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ Ермаков А. М. Третий российско-германский форум специалистов, работающих с молодежью: гражданское образование и культура памяти в современной Германии _______________________________________ 365 Поваренков Ю. П., Мазилов В. А., Слепко Ю. Н., Цымбалюк А. Э. Актуальные проблемы развития системогенетического подхода к изучению учебной и профессиональной деятельности _________________________ 371 Плуженская Л. В. К пятилетию патентно-информационного отдела ЯГПУ им. К. Д. Ушинского _____________________ 376 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ______________________________________________________________________________ 381 Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник» и требования к оформлению рукописей ___________________________________________________________________ 394 5
Стр.5
YAROSLAVL PEDAGOGICAL BULLETIN Scientific Magazine Published since 1994 № 1–2016 THE CONTENT GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION Paladiev S. L. The Phenomenon of K. D. Ushinsky’s Pedagogical Heritage _____________________________________________8 Belkina V. N., Zakharova T. N. Educational Space of the Kindergarten as a Factor of the Preschool Child’s Socialization _______ 14 Baiborodova L. V., Serebrennikov L. N. Principles of Organization of the Educational Process in the Pedagogical Higher Education Institution ______________________________________________________________ 20 Nekrasov V. P. On Formation and Diagnostics of Higher School Students’ Cognitive Competences _________________________ 27 Kiseliova T. G. Metacognitive Activity of Young People as a Differentiation Criterion of the Level of Formation of Social Responsibility____________________________________________________________ 33 Gushchina T. N. The Problem of Individualization of Specialists’ Training in Conditions of Professional Organizations ________ 39 Lebedev E. V. Integration Processes in the Educational Space of the Region ___________________________________________ 44 THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION Izosimova L. M. Use of the Project Method with the Propaedeutical Course of Informatics for Elementary Schoolchildren _______ 51 Faitelson A. V. Formation of the Schoolchildren’s Information Competence during Designing Electronic Educational Resources__ 60 Serebrennikov L. N., Sustretova K. D., Egorycheva N. G. Ways of Improving Pupils’ Training at Technology Lessons _________ 64 Filonova Yu. A. Interview as a Kind of the Educational Discussion __________________________________________________ 70 Parmenova L. V. Organization of High School Students’ Research Activity at the University ______________________________ 77 THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION Pavlova O. A. Individual Assistance to Students in Learning Difficulties ______________________________________________ 83 Belkina V. V., Kharisova I. G. The Individual Educational Route as a Means of Democratization of the Educational Process of Graduate Students _____________________________________________________________ 85 Budanova E. A. The Cognitive-Modelling Approach to Lexical Skills Building in the Process of Teaching Humanities Students a Foreign Language _____________________________________________ 90 Khametova D. E. Formation of Teachers’ Relaxation Abilities by Means of Music ______________________________________ 96 Sinitsyn S. I., Ovchinnikova О. A. Pedagogical Support in the Use of Statistical Methods in the Biological and Geographical Research _______________________________________________________________ 101 Belko E. S., Zykova T. V., Kuznetsova I. V., Kytmanov A. A., Tikhomirov S. A. Use of Electronic Training Courses in Organisation of Students’ Independent Work _____________________________________________________________ 107 Ignatova O. G. Professional Preparation of Future Mathematics Teachers with the Use of E-Learning ______________________ 113 Prusova N. A. Use of Professional Focused Tasks in Training Military Higher Education Institution Cadets Discrete Mathematics ____________________________________ 118 Burukhin S. F., Kulagina E. V. Formation of University Students’ Motivation to Physical Training Lessons with Use of Physical Activity New Types _________________________________________________________________ 123 Aslanov Ramiz Mutallimovich, Belyaeva E. V. Psychological and Pedagogical Support of the Process of the Aviation Personnel’s Training in the University ________________________________________________________ 128 FURTHER EDUCATION Tarkhanova I. Yu., Bugaychuk T. V., Koryakovtseva O. A., Kulikov A. Yu. Concept of Adults’ Socialization by Means of Further Professional Education _______________________________________________________________ 131 Kashina O. V. The Concept and Essence of Teachers’ Professional Development ______________________________________ 136 Gromova M. V. Professional Competence of Children Further Education Teachers _____________________________________ 143 Varzanova M. A. Pedagogical Conditions of Training of Vocational Education Workers to Overcome Innovative Activity Resistance _______________________________________________________________ 148 Lekomtseva E. N. Organization of Retraining and Improvement of Professional Skills of Children Further Education Specialists in Conditions of Networking of Educational Institutions _____________________________________________ 154 PSYCHOLOGY Mazilov V. A. Evolution of Gestalt Psychology (problems of creative thinking in Lajosh Sekey's works) ____________________ 162 Zolotova N. V., Mazilov V. A., Bazikov M. V. B. V. Zeygarnik’s Scientific Heritage in Russian Medical (Clinical) Psychology __ 174 Slepko Yu. N. Formation of the System of Motives of the Educational Activity during Study in a Higher Education Institution ___ 188 6
Стр.6
Slepko Ju. N., Tsymbaluk A. E. Formation of the Information Base of Students’ Educational Activity during Study in Higher Education Institution _______________________________________________________________ 194 Demiyanchuk R. V. A Comparative Analysis of Teachers’ Personal Profiles in Secondary and Special (Correctional) Educational Institutions __________________________________________________________ 201 Ansimova N. P., Mishuchkova E. Yu. Pedagogical University Students’ Valuable Orientations and Achievement Motivation ___ 205 Nizhegorodtseva N. V., Sobakina O. A. Personal Features of Russian Students in New Educational Conditions _______________ 209 Zhedunova L. G., Koroliova A. A. Role of Family History in Internal Transformation Experience of Women in the Mid-Life Period _________________________________________________________________________________ 215 THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES Arkhipova L. M. Historical and Cultural Discourses of the Russian Triad ____________________________________________ 219 Khrenov N. A. Archetype in Its Archaic and Relevant Options: between Comedy and Tragedy ____________________________ 225 Lipsky V. N. Archetype – Functional Asymmetry – Creativity _____________________________________________________ 233 Glazkova T. V. Archetype as an Instrument of Creating the Image __________________________________________________ 238 Zlotnikova T. S., Khryashchiova I. A. The Hipster Phenomenon in World Culture (from destiny to image) __________________ 242 Bagnovskaya N. M. Dynamics of G. V. Plekhanov’s View on Intellectuals’ Role in the Labour Movement of Russia at the Turn of the XIX–XX centuries _____________________________________________________________________ 250 Simonova S. A. G.-E. Lessing's Ideas in the Context of Ethic and Aesthetic Synthesis ___________________________________ 256 Suleneva of N. V. Discursive Codes of Classical Literature in Modern Russian Cinema _________________________________ 259 HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES Peftiev V. I. Germain de Staël as a Literature Sociologist and Politician-Publicist ______________________________________ 265 Pivovarova Yu. I. The Educated Personality in Culturу of the Provincial Town in the middle of the XIX century: N. I. Vtorov and Voronezh _____________________________________________________________________________ 268 Novikov M. V., Perfilova T. B. Intellectual Challenges of the 30–60-s in the 19th century in F. I. Buslaev’s Scientific Reflections 272 Novichkova N. Ju. The Status of the Chief of the Municipal Fire Brigade in the Russian Province in the second half of the XIX century _____________________________________________________________________ 278 Tarumova N. T. Epistolary Heritage as a Source to Study the Creative Personality on the Example of N. V. Bugaev’s Family Correspondence (1837–1903) _________________________________________ 282 Lichak N. A. N. I. Sedova-Trotskaya as an Organizer and Leader of Preservation of Monuments of Art and Antiquities in Provinces of Soviet Russia in the 1920s. ____________________________________________________ 287 Nasedkina E. V. Commissar of Education Anatoly Lunacharsky as «Meyerholdovsky Screen» (an episode of literary-theatrical polemics in 1927) __________________________________________________________ 291 Litvinova O. N. Evolution of the Partisan Ethics in the Great Patriotic War (on the sources of the Bryansk region) ____________ 297 Umnyagin V. V. Escape Abroad and Life in the Foreign Land in the Solovki Prisoners’ Memoirs _________________________ 303 Nikiforov Yu. S. Memoirs of Yaroslavl Historian N. I. Rezvy as a Cultural Monument of the Soviet Era ____________________ 308 Zhernosenko I. A. Features of Goddess Umai Iconography in the Sacred Centers in Altai________________________________ 312 CULTURE CONFORMABLE PRACTICES Barabash N. A. KK = a Box of Accidents and Modern TV ________________________________________________________ 318 Kagarlitskaya S. Ya. An Antique Myth and a New Hero __________________________________________________________ 325 Petrova M. V. Soul of Documentary Cinema, or Collective Unconscious _____________________________________________ 331 Korobko R. V. Features of an Archetype of Mass Culture in the Applied Field of the Cultural Information Activity ____________ 336 Tikhonov A. Yu. The Role of the Creative Personality in Formation of the Image of the Territory _________________________ 339 Yusupova M. R. Sensual Tissue of the Actor’s Consciousness _____________________________________________________ 343 Likhomanov N. I. (Veniamin, the Bishop for Rybinsk and Danilov) Use of New Martyrs’ Biographies for Spiritual and Moral Reading _________________________________________________________________________ 346 Yanutsh O. A. Intellectual Labour in the Context of the Modern Paradigm of Labour Education: a Culturological Analysis _____ 351 Skibinskaya O. N. Publishing Project: from the Consumer of Cultural Initiatives to the Founder of a Tradition _______________ 355 Shavarinsky I. S. The Problem of Reception of E. Chestnyakov’s Author Creativity ____________________________________ 359 CHRONICLE AND INFORMATION Ermakov A. M. The Third Russian-German Forum for the Specialists Engaging with the Youth: Civil Education and the Culture of Remembrance in the Modern Germany ________________________________________ 365 Povarionkov Yu. P., Mazilov V. A., Slepko Yu. N., Tsymbalyuk A. E. Urgent Problems of the Systemic Genetic Approach Development to Study Educational and Professional Activity ______________________ 371 Pluzhenskaya L. V. To the Fifth Anniversary of the Patent and Information Department of YSPU named after K. D. Ushinsky __ 376 INFORMATION ABOUT THE AUTHORS __________________________________________________________________ 388 Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin» and Requirements to Typography of Manuscripts ______________________________________________________________ 395 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.