ISBN 978-5-9765-1955-8 Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта направления подготовки бакалавриата 050400.62 – Психолого-педагогическое образование по дисциплине «Педагогическая психология». <...> Взаимоотношение обучения и развития как базисная проблема педагогической психологии. <...> Система развивающего обучения по системе Л. В. Занкова 40 1.9. <...> Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, её основные компоненты. <...> Данное учебно-методическое пособие разработано с такой целью, чтобы студенты смогли изучить не только теоретические основы педагогической психологии, но также попробовали применить полученные знания в практической деятельности. <...> Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта направления подготовки бакалавриата 050400.62 – Психолого-педагогическое образование по дисциплине «Педагогическая психология». <...> Б. Г. Ананьев считает, что педагогическая психология – пограничная, комплексная область знания, которая «. заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений» [3, с. <...> Н. Ф. Талызина подчеркивает, что «педагогическая психология изучает прежде всего процесс учения, его структуру, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности учения, условия, дающие наибольший эффект развития. <...> И. А. Зимняя говорит о том, что предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения со циокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса [15, с. <...> Частные задачи педагогической психологии: 1) раскрытие механизмов и закономерностей <...>
Педагогическая_психология_(1).pdf
УДК 370.153
ББК 88.6
П30
Научный редактор
Татарчук Д.П., кандидат психологических наук, декан факультета педагогики
и психологии Орского гуманитарно-технологического
института (филиала) ОГУ
Рецензенты:
Стародубцева Л.С., кандидат психологических наук,
Почетный работник СПО, заведующий кафедрой педагогики
и психологии ГАОУ СПО «Педагогический колледж» г. Орска;
Суербаева Р.А., педагог-психолог высшей квалификационной
категории МОАУ «СОШ № 8 г. Орска»
Петренко С.С.
П30
Педагогическая психология [Электронный ресурс] : задачник /
С.С. Петренко. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 118 с.
ISBN 978-5-9765-1955-8
Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального
государственного образовательного стандарта направления подготовки
бакалавриата 050400.62 – Психолого-педагогическое образование
по дисциплине «Педагогическая психология».
Для студентов факультета педагогики и психологии.
УДК 370.153
ББК 88.6
ISBN 978-5-9765-1955-8
© Петренко С.С., 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................ 5
1. Педагогическая психология как наука ................................... 6
1.1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
Характеристика методов педагогической психологии. Основные
этапы в становлении и развитии педагогической психологии ........ 6
1.2. Сущность понятий: научение, обучение, учение, учебная
деятельность. Структура учения и учебной деятельности.
Мотивация учения ………………………………............................. 11
1.3. Взаимоотношение обучения и развития как базисная
проблема педагогической психологии. Концепция зоны
ближайшего развития Л. С. Выготского. Процесс обучения
и его специфические особенности. Виды обучения ……….......... 17
1.4. Психологическая сущность программированного обучения.
Общие признаки и организация программированного обучения.
Преимущества и недостатки компьютеризации образования ......... 22
1.5. Гипотеза П. Я. Гальперина о поэтапном формировании
умственных действий. Этапы формирования умственных
действий ................................................................................................... 26
1.6. Психологическая сущность и организация проблемного
обучения. Способы создания и использования проблемных
ситуаций в процессе обучения ......................................................... 30
1.7. Общая характеристика развивающего обучения. Сущность
развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина –
В. В. Давыдова ……………………………....................................... 34
1.8. Система развивающего обучения по системе Л. В. Занкова 40
1.9. Понятие воспитания. Виды воспитания. Принципы
и методы воспитания. Методы и приёмы самовоспитания .......... 42
1.10. Психология личности учителя. Специфика и структура
педагогических способностей. Психологические вопросы
педагогического такта …................................................................... 46
Стр.3
1.11. Психологическая сущность и специфика педагогической
деятельности, её основные компоненты. Формы и функции
педагогической деятельности. Понятие о стилях педагогической
деятельности. Психолого-педагогические умения
в структуре деятельности учителя ................................................... 53
1.12. Педагогическое общение. Понятие и цели педагогического
общения. Уровни и этапы педагогического общения. Барьеры
педагогического общения……………………………….................... 58
2. Практическое применение педагогической психологии ..... 65
2.1. Контрольные задания ………………………………............... 65
2.2. Педагогические ситуации ………………………..….............. 88
Заключение ………………………………………………...…........ 113
Библиографический список .......................................................... 114
Стр.4