Н. И. ФИРСТОВА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Учебное пособие Москва 2013 УДК 372 ББК 74.262.21 Ф627 Рецензенты: Л. И. Боженкова, доктор пед. наук, профессор кафедры ТМОМ математического факультета МПГУ С. И. <...> Кийко, кандидат пед. наук, учитель математики ГБОУ СОШ № 1179 г. Москва Ф627 Фирстова Н. И. <...> Эстетическое воспитание при обучении математике в средней школе: Учебное пособие. <...> Пособие адресовано не только преподавателям математики, школьникам и студентам педагогических вузов, но и несравненно более широкому кругу читателей, размышляющих или желающих поразмыслить над проблемами общего и специфического в различных областях человеческого знания. <...> На простых примерах показано, что единое восприятие мира, казалось бы, безнадежно утраченное с возникновением узкоспециализированных областей науки и искусства, в действительности обрело лишь новую форму: за внешним различием кроются по существу тождественные структуры и понятия. <...> Возможности математики для развития эстетического воспитания школьников на уроке и вне урока . <...> Эстетико-педагогические возможности использования художественной литературы на уроках математики . <...> Сатирико-юмористическая литература как эстетический аналог парадокса и остроумия в решении математических задач . <...> Возможности театрализации на уроке математики как эстетико-педагогические средства развития воображения и смекалки . <...> Обновление текстовых задач школьного курса математики как элемент мотивации обучения. <...> Использование учебно-познавательной информации для активизации процесса обучения . <...> Использование функционального метода для решения уравнений и неравенств . <...> Систематическому исследованию проблемы эстетического воспитания в процессе преподавания математики посвящены три кандидатские диссертации – работы В.Т. Ковешникова (1969), И.Г. Зенкевича (1971) и О.А. Кобалия (1985). <...> Предлагаемые формы работы имеют по преимуществу пассивно-созерцательный <...>
Эстетическое_воспитание_при_обучении_математике_в_средней_школе_Учебное_пособие.pdf
УДК 372
ББК 74.262.21
Ф627
Рецензенты:
Л. И. Боженкова, доктор пед. наук, профессор кафедры ТМОМ
математического факультета МПГУ
С. И. Кийко, кандидат пед. наук, учитель
математики ГБОУ СОШ № 1179 г. Москва
Ф627 Фирстова Н. И. Эстетическое воспитание при обучении
математике в средней школе: Учебное пособие. – М.:
Прометей, 2013. – 128 c.
В данном учебном пособии представлены пути реализации
эстетического воспитания учащихся на уроках математики в средней
школе. Пособие адресовано не только преподавателям математики,
школьникам и студентам педагогических вузов, но и несравненно
более широкому кругу читателей, размышляющих или желающих поразмыслить
над проблемами общего и специфического в различных
областях человеческого знания. На простых примерах показано, что
единое восприятие мира, казалось бы, безнадежно утраченное с возникновением
узкоспециализированных областей науки и искусства, в
действительности обрело лишь новую форму: за внешним различием
кроются по существу тождественные структуры и понятия.
В авторской редакции
ISBN 978-5-7042-2469-3
© Н. И. Фирстова, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава I. Эстетическое воспитание на уроках
математики как педагогическая проблема . . . . . 8
1. Методологические основы эстетического
воспитания в средней школе. Место уроков
математики в общей структуре школьных
программ, предусматривающих эстетическое
воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Психолого-педагогические основы эстетического
воспитания на уроках математики
в V-XI классах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3. Возможности математики для развития
эстетического воспитания школьников
на уроке и вне урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава II. Методика формирования эстетического
восприятия на уроках математики . . . . . . . . . . . 26
1. Пути эстетического воспитания школьников
в процессе обучения математике. . . . . . . . . . . 26
1.1. Эстетико-педагогические возможности
использования художественной
литературы на уроках математики . . . . . . 26
1.2. Сатирико-юмористическая литература как
эстетический аналог парадокса и остроумия
в решении математических задач . . . . . . . 34
1.3. Использование приемов живописи (цвета)
как эстетизирующего элемента урока
математики и способа решения задач . . . . 38
1.4. Возможности театрализации на уроке
математики как эстетико-педагогические
средства развития воображения
и смекалки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
1.5. Эстетико-педагогический потенциал
задач на разрезание . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
1.6. Обновление текстовых задач школьного
курса математики как элемент мотивации
обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
1.7. Использование учебно-познавательной
информации для активизации процесса
обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
1.8. Использование функционального метода
для решения уравнений и неравенств . . . 54
2. Система творческих заданий, ориентированная
на формирование эстетического
восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
4
Стр.4