Е. Г. РЕЧИЦКАЯ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Монография Москва – 2011 УДК 376 ББК 74.3я. <...> Р461 Речицкая Е. Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха: Монография. <...> В монографии рассматриваются особенности развития у младших школьников с нарушением слуха таких универсальных учебных действий, как регулятивные (самоконтроль, самооценка, рефлексия), познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические) и коммуникативные в сопоставлении с нормально слышащими детьми. <...> Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха . <...> Некоторые особенности действий самоконтроля у детей с нарушением слуха . <...> Использование предметных карт для формирования действий самоконтроля у детей с нарушением слуха в системе универсальных учебных действий . <...> Формирование действий самоконтроля при проверке текстов . <...> Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха . <...> Технология обучения детей с нарушениями слуха действиям моделирования . <...> Технология обучения моделированию на уроках развития речи при формировании системы понятий . <...> Термин «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, способность к саморегуляции, самосовершенствованию посредством активного присвоения академических знаний и социального опыта, компетентность в разных областях знаний и современной жизни в социуме. <...> Универсальные учебные действия обеспечивают поэтапность в усвоении учебного материала, социального опыта, формировании творческих способностей учащихся. <...> К общеучебным действиям можно отнести: – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; – поиск и выделение необходимой информации, в том числе с применением компьютерных средств; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания <...>
Формирование_универсальных_учебных_действий_у_младших_школьников_с_нарушением_слуха._Монография.pdf
УДК 376
ББК 74.3я.73
Р461
Рецензенты:
Л. И. Плаксина, доктор психологических наук, профессор;
Т. Г. Богданова, доктор психологических наук, профессор;
Ю. А. Костенкова, кандидат педагогических наук, доцент.
Р461
Речицкая Е. Г. Формирование универсальных учебных действий
у младших школьников с нарушением слуха: Монография.
– М.: МПГУ, 2011. – 188 с.
В монографии рассматриваются особенности развития
у младших школьников с нарушением слуха таких универсальных
учебных действий, как регулятивные (самоконтроль,
самооценка, рефлексия), познавательные (общеучебные,
логические, знаково-символические) и коммуникативные
в сопоставлении с нормально слышащими детьми. Даются
психолого-педагогические рекомендации по их целенаправленному
формированию в процессе учебной деятельности
в контексте становления ее как ведущей с позиций системнодеятельностного
подхода.
Книга предназначена для специалистов в области специальной
педагогики и психологии, студентов дефектологических
факультетов.
ISBN 978-5-4263-0069-9
© Е. Г. Речицкая, 2011
© МПГУ, 2011
© Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
Содержание
Предисловие ................................................................................... 5
ГЛАВА 1.
Формирование регулятивных универсальных
учебных действий у младших школьников
с нарушением слуха .................................................................10
1.1. Проблема формирования регулятивных
учебных действий ..............................................................10
1.2. Некоторые особенности действий
самоконтроля у детей с нарушением слуха .......................26
1.3. Технология формирования действий
контроля и самоконтроля ..................................................43
1.3.1. Использование предметных карт
для формирования действий самоконтроля
у детей с нарушением слуха в системе
универсальных учебных действий ..............................46
1.3.2. Формирование действий самоконтроля
при проверке текстов ..................................................62
1.4. Особенности оценочной деятельности
младших школьников с нарушением слуха ......................87
1.5. Технология формирования оценочной
деятельности младших школьников
с нарушением слуха ...........................................................96
ГЛАВА 2.
Формирование познавательных универсальных
учебных действий у младших школьников
с нарушением слуха ...............................................................106
2.1. Технология обучения детей с нарушениями слуха
действиям моделирования .............................................106
2.1.1. Технология обучения моделированию
на уроках развития речи при формировании
системы понятий .......................................................106
2.1.2. Технология обучения моделированию
на уроках чтения ........................................................117
Стр.3
2.2. Стратегия развития познавательных
способностей детей с нарушением слуха ........................132
2.3. Технология обучения детей с нарушением слуха
рассуждению ....................................................................138
2.4. Развитие мышления в процессе
логических игр .................................................................153
ГЛАВА 3.
Формирование отношений сотрудничества
у младших школьников с нарушением слуха
в процессе совместной деятельности ...................................167
3.1. Особенности формирования отношений
сотрудничества у глухих школьников .............................167
3.2. Технология обучения сотрудничеству
младших школьников с нарушением слуха ....................173
Литература ...................................................................................182
Стр.4