Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

От азбуки до учебно-методического комплекта (к истории создания учебно-методических комплектов по литературе для общеобразовательной школы) (198,00 руб.)

0   0
Первый авторЖуравлев В. П.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц136
ID315863
АннотацияВ монографии рассматривается история создания первых учебных пособий по словесности, дополняющих основную учебную книгу (учебник), определяется их роль, функции, значение в учебном процессе. Характеризуются первые опыты учебных комплектов по словесности в российской школе XIX – начала XX в. Исследуются социальные и педагогические стимулы разработки дополнительных учебных пособий по литературе, расширивших предметную образовательную среду, обогативших виды учебной деятельности в советской школе 70–80-х гг. XX столетия и подготовивших создание линий учебно-методических комплектов по литературе в отечественной школе начала XXI в.
Кому рекомендованоКнига адресована учителям литературы, студентам филологических факультетов, преподавателям вузов, методистам.
ISBN978-5-4263-0013-2
УДК373.5.016:82(072)
ББК74.268.3
Журавлев, В.П. От азбуки до учебно-методического комплекта (к истории создания учебно-методических комплектов по литературе для общеобразовательной школы) : монография / В.П. Журавлев .— Москва : Издательство Прометей, 2011 .— 136 с. — Библиогр.: с. 121-133 .— ISBN 978-5-4263-0013-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/315863 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Книга адресована учителям литературы, студентам филологических факультетов, преподавателям вузов, методистам. <...> Издательство «Прометей», 2011 Введение Учебная книга – сложное социокультурное явление, возникновение, содержание, развитие, общественное значение которого исследуют различные науки: педагогика, психология, книговедение, социология. <...> В первые послереволюционные годы возобладало нигилистическое отношение к основному типу учебных книг – к учебнику как средству обучения, поскольку именно с учебником было связано представление о догматическом характере преподавания многих предметов, в первую очередь словесности. <...> Давно канули в небытие попытки ввести в учебный процесс оперативные «учебники-газеты», «краевые книги», однако в те годы были созданы «рабочие книги» по литературе В. В. Голубкова и М. А. Рыбниковой, методические идеи которых актуализировались, получили развитие в конце XX столетия. <...> В середине 30-х гг. издаются стабильные учебники по литературе, авторами которых стали Г. Л. Абрамович, Н. Л. Бродский, Б. А. Брайнина, Ф. М. Головенченко, А. М. Еголин, А. А. Зерчанинов, Д. Н. Райхин и др. <...> Таким образом была введена монополия стабильного учебника, которая оставалась незыблемой до 70–80-х гг. <...> . Издание учебных книг, дополняющих и расширяющих возможности стабильного учебника, позволило говорить о начале формирования «целой системы учебных пособий, органически взаимосвязанных между собой и содействующих на этой основе успешному решению учебно-воспитательных задач современной школы» 1 . <...> Позднее учебные комплексы, дополненные методическими пособиями для учителей, стали называться учебно-методическими комплексами (УМК). <...> Дидактические проблемы совершенствования комплексов // Проблемы школьного учебника: В 20 вып. <...> В процессе такого рассмотрения основное внимание было обращено на психолого-педагогические предпосылки стремления авторов учебников дополнить основную учебную книгу пособиями <...>
От_азбуки_до_учебно-методического_комплекта._Монография.pdf
УДК 372.8(072):82 ББК 74.268.3 Ж 911 Научный редактор – доктор педагогических наук, профессор В. Ф. Чертов Рецензенты – доктор педагогических наук, профессор А. Н. Семенов доктор филологических наук, профессор И. А. Панкеев Ж 911 Журавлев В. П. От азбуки до учебно-методического комплекта (к истории создания учебно-методических комплектов по литературе для общеобразовательной школы): Монография. – М.: МПГУ, 2011. – 136 с. учебных пособий по словесности, дополняющих основную учебную книгу (учебник), определяется их роль, функции, значение в учебном процессе. Характеризуются первые опыты учебных комплектов по словесности в российской школе XIX – начала XX в. Исследуются социальные и педагогические стимулы разработки дополнительных учебных пособий по литературе, расширивших предметную образовательную среду, обогативших виды учебной деятельности в советской школе 70–80-х гг. XX столетия и подготовивших создание линий учебно-методических комплектов по литературе в отечественной школе начала XXI в. Книга адресована учителям литературы, студентам филологических факультетов, преподавателям вузов, методистам. В монографии рассматривается история создания первых ISBN 978-5-4263-0013-2 © В. П. Журавлев, 2011 © МПГУ, 2011 © Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава 1. Становление и развитие типологии учебных книг по литературе в российской школе (XVI – первая половина XX в.) . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.1. История развития отечественной учебной книги по литературе в XVI–XIX вв. . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2. Полемика о школьном учебнике литературы в начале XX в. Первые советские программы и рабочие книги по литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 1.3. Первые стабильные учебники и учебникихрестоматии по литературе (30–40-е гг. XX в.) . . . . . 44 Глава 2. Общедидактические и методические предпосылки создания линий учебнометодических комплектов по литературе (вторая половина XX – начало XXI в.) . . . . . . . . . . . . . . . 66 2.1. Учебник – учебно-методический комплекс – линия учебно-методических комплектов (к вопросу об уточнении терминологии) . . . . . . . . . . 66 2.2. Развитие системы учебных средств по литературе для учащихся общеобразовательных школ как предпосылка создания первой подсистемы линий учебно-методических комплектов . . . . . . . . . 81 2.3. Развитие типологии пособий для учителей в учебно-методическом комплексе по литературе для средней школы как предпосылка создания второй подсистемы линий учебно-методических комплектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Стр.134