Книга адресована учителям литературы, студентам филологических факультетов, преподавателям вузов, методистам. <...> Издательство «Прометей», 2011 Введение Учебная книга – сложное социокультурное явление, возникновение, содержание, развитие, общественное значение которого исследуют различные науки: педагогика, психология, книговедение, социология. <...> В первые послереволюционные годы возобладало нигилистическое отношение к основному типу учебных книг – к учебнику как средству обучения, поскольку именно с учебником было связано представление о догматическом характере преподавания многих предметов, в первую очередь словесности. <...> Давно канули в небытие попытки ввести в учебный процесс оперативные «учебники-газеты», «краевые книги», однако в те годы были созданы «рабочие книги» по литературе В. В. Голубкова и М. А. Рыбниковой, методические идеи которых актуализировались, получили развитие в конце XX столетия. <...> В середине 30-х гг. издаются стабильные учебники по литературе, авторами которых стали Г. Л. Абрамович, Н. Л. Бродский, Б. А. Брайнина, Ф. М. Головенченко, А. М. Еголин, А. А. Зерчанинов, Д. Н. Райхин и др. <...> Таким образом была введена монополия стабильного учебника, которая оставалась незыблемой до 70–80-х гг. <...> . Издание учебных книг, дополняющих и расширяющих возможности стабильного учебника, позволило говорить о начале формирования «целой системы учебных пособий, органически взаимосвязанных между собой и содействующих на этой основе успешному решению учебно-воспитательных задач современной школы» 1 . <...> Позднее учебные комплексы, дополненные методическими пособиями для учителей, стали называться учебно-методическими комплексами (УМК). <...> Дидактические проблемы совершенствования комплексов // Проблемы школьного учебника: В 20 вып. <...> В процессе такого рассмотрения основное внимание было обращено на психолого-педагогические предпосылки стремления авторов учебников дополнить основную учебную книгу пособиями <...>
От_азбуки_до_учебно-методического_комплекта._Монография.pdf
УДК 372.8(072):82
ББК 74.268.3
Ж 911
Научный редактор –
доктор педагогических наук, профессор В. Ф. Чертов
Рецензенты –
доктор педагогических наук, профессор А. Н. Семенов
доктор филологических наук, профессор И. А. Панкеев
Ж 911 Журавлев В. П. От азбуки до учебно-методического
комплекта (к истории создания учебно-методических
комплектов по литературе для общеобразовательной школы):
Монография. – М.: МПГУ, 2011. – 136 с.
учебных пособий по словесности, дополняющих основную учебную
книгу (учебник), определяется их роль, функции, значение в учебном
процессе. Характеризуются первые опыты учебных комплектов
по словесности в российской школе XIX – начала XX в. Исследуются
социальные и педагогические стимулы разработки дополнительных
учебных пособий по литературе, расширивших предметную образовательную
среду, обогативших виды учебной деятельности в советской
школе 70–80-х гг. XX столетия и подготовивших создание линий
учебно-методических комплектов по литературе в отечественной
школе начала XXI в.
Книга адресована учителям литературы, студентам филологических
факультетов, преподавателям вузов, методистам.
В монографии рассматривается история создания первых
ISBN 978-5-4263-0013-2
© В. П. Журавлев, 2011
© МПГУ, 2011
© Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Становление и развитие типологии
учебных книг по литературе в российской
школе (XVI – первая половина XX в.) . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.1. История развития отечественной учебной
книги по литературе в XVI–XIX вв. . . . . . . . . . . . . . . 10
1.2. Полемика о школьном учебнике литературы
в начале XX в. Первые советские программы
и рабочие книги по литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
1.3. Первые стабильные учебники и учебникихрестоматии
по литературе (30–40-е гг. XX в.) . . . . . 44
Глава 2. Общедидактические и методические
предпосылки создания линий учебнометодических
комплектов по литературе
(вторая половина XX – начало XXI в.) . . . . . . . . . . . . . . . 66
2.1. Учебник – учебно-методический комплекс –
линия учебно-методических комплектов
(к вопросу об уточнении терминологии) . . . . . . . . . . 66
2.2. Развитие системы учебных средств по литературе
для учащихся общеобразовательных школ
как предпосылка создания первой подсистемы
линий учебно-методических комплектов . . . . . . . . . 81
2.3. Развитие типологии пособий для учителей
в учебно-методическом комплексе по литературе
для средней школы как предпосылка создания
второй подсистемы линий учебно-методических
комплектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Стр.134