И. М. Лоскутова ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ОБЩЕСТВЕ РИСКА (на примере средней школы современной России) Монография Москва – 2011 УДК 37.01 ББК 74.20 Л 793 Рецензенты: доктор соц. наук, профессор Московского педагогического государственного университета Е. Н. Юдина; доктор соц. наук, профессор Московского педагогического государственного университета О. О. Савельева. <...> Этот ракурс рассмотрения позволяет автору, основываясь на социологической традиции, логически проследить взаимосвязь социального и образовательного пространства, а также исследовать эту социальную структуру в контексте качественных изменений в современном обществе, называемом «обществом риска». <...> Образовательное пространство в контексте социологической традиции …………………………………………. <...> Модернизация образовательного пространства средней школы в современной России…………. <...> Единый государственный экзамен как ключевой фактор модернизации образовательного пространства…………119 Глава 6. <...> Однако автор пытается предложить другой подход: объектом нашего исследования является не образование как независимый от общественных изменений процесс, а образовательное пространство как особая социальная структура взаимодействий, определяющая социальные практики и представления агентов этого пространства. <...> Оно заключается в следующем: этот ракурс рассмотрения, во–первых, позволяет, основываясь на социологической традиции, логически проследить взаимосвязь социального и образовательного пространства, а во–вторых, исследовать образовательное пространство в контексте качественных изменений в современном обществе, называемом «обществом риска». <...> Это столкновение интересов порождает социальное противоречие, осознаваемое индивидом чаще как неравенство шансов, реже – как социальное неравенство»2. <...> Эти авторы выделяют следующие факторы, влияющие на интеграцию выпускников школ в социальное пространство: социальное происхождение <...>
Образовательное_пространство_в_обществе_риска._Монография.pdf
УДК 37.01
ББК 74.20
Л 793
Рецензенты:
доктор соц. наук, профессор Московского педагогического государственного
университета Е. Н. Юдина;
доктор соц. наук, профессор Московского педагогического государственного
университета О. О. Савельева.
Печатается по решению Ученого совета Московского педагогического
государственного университета.
Л 793 Лоскутова И. М. Образовательное пространство в обществе риска
(на примере средней школы современной России): Монография. – М.:
Прометей, 2011. – 210 С.
Представленная монография посвящена актуальной в социологии проблеме
– анализу процессов, происходящих в сфере образования. В работе
рассматривается образование специфической реальности – образовательного
пространства. Этот ракурс рассмотрения позволяет автору, основываясь на
социологической традиции, логически проследить взаимосвязь социального
и образовательного пространства, а также исследовать эту социальную
структуру в контексте качественных изменений в современном обществе, называемом
«обществом риска». Теоретические положения работы подкреплены
данными социологических исследований, проведенных лично автором, и
вторичным анализом исследований, выполненных известными социологическими
центрами.
Монография может быть интересна социологам, педагогам, а также всем
тем, кто изучает теоретические и эмпирические аспекты процесса образования.
В авторской редакции
ISBN 978-5-7042-2270-5
© И. М. Лоскутова, 2011
© Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………..…………………………………………………………4
Глава 1. Общество риска как социальная реальность и основная
детерминанта социальных процессов………….………….……......11
Глава 2. Образовательное пространство в контексте
социологической традиции ………………………………………….40
Глава 3. Взаимосвязь образовательного и социального
пространства……………………………………………………………67
Глава 4. Модернизация образовательного пространства
средней школы в современной России…………....………..………94
Глава 5. Единый государственный экзамен как ключевой
фактор модернизации образовательного пространства…………119
Глава 6. Социологические исследования модернизации
образования……………………………………………………….........135
Заключение…………………….……………………………………………..…...160
Библиография...……………..……………………………………………...……179
Приложения…………………………….……………….…………………..…....183
Стр.3