Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения (495,00 руб.)

0   0
АвторыЦыпин Г. М.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц404
ID315841
АннотацияКнига представляет собой собрание цитат. Вниманию читателя предлагаются афоризмы, изречения, суждения и мнения, касающиеся проблем исполнения и преподавания музыки. Одновременно затрагиваются и другие вопросы, так или иначе сопрягающиеся с основной проблематикой книги. Среди авторов цитат, наряду с музыкантами, можно встретить представителей других творческих специальностей, чьи суждения и мнения могут быть небезынтересными для читателя. Материалы книги предназначены для использования в музыкальном учебно-образовательном процессе. Составитель настоящего издания проф. Г. М. Цыпин — автор ряда трудов по проблемам музыкальной педагогики, психологии и исполнительства.
Кому рекомендованоКнига адресована музыкантам различных специальностей — педагогам, исполнителям, учащимся, а также всем тем, кто так или иначе сопричастен к музыкальной культуре в широком толковании этого понятия.
ISBN978-5-4263-0010-1
УДК78
ББК85.31–7р
Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения : учеб. пособие / Г.М. Цыпин .— Москва : Издательство Прометей, 2011 .— 404 с. — ISBN 978-5-4263-0010-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/315841 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Музыкальная педагогика и исполнительство Афоризмы, цитаты, изречения Учебное пособие Составление и комментарии проф. <...> Г. М. Цыпин — автор ряда трудов по проблемам музыкальной педагогики, психологии и исполнительства. <...> . . . . . . . .199 19 Внутреннеслуховые представления – основной и принципиально важный компонент музыкально-исполнительского процесса . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .398 Введение Книга, предлагаемая читателю, собрана в большей своей части из высказываний музыкантов-исполнителей и педагогов, а также методистов, теоретиков искусства и художественной культуры, известных российских и зарубежных мыслителей – философов, психологов и др. <...> , К. Н. Игумнов и А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз и С. Е. Фейнберг, Д. Ф. Ойстрах и Д. Б. Шафран… Кто-кто, а они доказали результатами блистательной практической деятельности своё право говорить и бысть выслушанными – даже есть то, что они говорят, очень похоже на теорию… Расходясь иной раз в своих подходах к различным явлениям и феноменам музыкального исполнительства и педагогики (об этом – дальше), они, тем не менее, выявляют природу и сущность этих явлений, феноменов и проч. <...> Складывается впечатление, что едва ли не в каждом учащемся фортепианного класса видят будущего наследника Гр. <...> Уделяется внимание в книге и современным тенденциям в исполнительском творчестве (раздел «Музыкально-исполнительское искусство и современность»). <...> Есть, однако, у сегодняшнего исполнительского искусства (в первую очередь у фортепианного) и еще одна сторона. <...> Отчасти причиной тому – современный фортепианный репертуар, но, что греха таить, сказывается и вполне очевидное размывание критериев и норм хорошего вкуса, культивировавшегося в недавнем прошлом В. В. Софроницким, К. Н. Игумновым, Г. Г. Нейгаузом, Л. Н. Обориным и др. <...> Тот же Игумнов вынужден был констатировать на склоне лет: «Уши теперь огрубели. <...> Хочется, «забыв обо всем» (К. Н. Игумнов) вновь окунуться в сферу бессознательного <...>
Музыкальная_педагогика_и_исполнительство._Учебное_пособие.pdf
УДК 78 ББК 85.31–7р М 897 Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050601.65 – музыкальное образование. М 897 Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения: Учебное пособие / Сост. и коммент. проф. Г. М. Цыпина. – М.: МПГУ, 2011. – 404 с. Книга представляет собой собрание цитат. Вниманию читателя предлагаются афоризмы, изречения, суждения и мнения, касающиеся проблем исполнения и преподавания музыки. Одновременно затрагиваются и другие вопросы, так или иначе сопрягающиеся с основной проблематикой книги. Среди авторов цитат, наряду с музыкантами, можно встретить представителей других творческих специальностей, чьи суждения и мнения могут быть небезынтересными для читателя. Книга адресована музыкантам различных специальностей — педагогам, исполнителям, учащимся, а также всем тем, кто так или иначе сопричастен к музыкальной культуре в широком толковании этого понятия. Материалы книги предназначены для использования в музыкальном учебно-образовательном процессе. Составитель настоящего издания проф. Г. М. Цыпин — автор ряда трудов по проблемам музыкальной педагогики, психологии и исполнительства. В авторской редакции ISBN 978-5-4263-0010-1 © Составление и комментарии: Г. М. Цыпин, 2011 © МПГУ, 2011 © Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 1 Индивидуальность и Личность: общее и различное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37 Характер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43 Воля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46 2 Эмоциональный мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 Жизненные восприятия, ассоциации, образы фантазии и воображения в творческой «лаборатории» музыканта-исполнителя . . . . . . . . . .56 3 Способности. Талант. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62 К спорам об универсализме музыкантаисполнителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70 4 Вундеркинды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75 Одарённость и самостоятельность . . . . . . . . . . . . . . .79 5 Всё течёт, всё изменяется… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81 Исполнитель и репертуар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86 6 Совершенствоваться можно бесконечно . . . . . . . . . . .90 Чем глубже, сложнее, интереснее художественный замысел – тем более совершенной должна быть форма его воплощения . . . . . . . . . . . . .92 7 Мотивы и стимулы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94 Самые счастливые минуты в жизни художника связаны с работой, с творчеством . . . . . . . . . . . . . . . .96 Сомнения, кризисы, творческие тупики… . . . . . . . .100 8 Начальный этап обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104 Цель занятий. Кого и как учить . . . . . . . . . . . . . . . .108 9 Ученик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113 Учитель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118 10 Процесс учения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125 Учить как учиться . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130 Ошибки. Заблуждения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136 11 Гаммы. Этюды. Упражнения. . . . . . . . . . . . . . . . . . .138 «Способы» в технической работе исполнителя: реальная польза или иллюзия? . . . . . . . . . . . . . . . .144
Стр.4
12 Скованность физическая («зажимы») и скованность психическая – две стороны одной медали . . . . . . . .148 О мышечном комфорте при игре и умении трудное – облегчать, сложное – упрощать, неудобное делать удобным. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151 О «лишних» и «не лишних» движениях рук пианиста… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153 13 Исполнительское мастерство и виртуозность – понятия не идентичные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155 Исполнительская техника – и стиль . . . . . . . . . . . .157 Играть быстро и играть хорошо – не одно и то же… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161 14 Работа над музыкальным произведением: этапы и стадии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164 Исполнительский замысел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .166 Интуитивное и сознательное в творческом процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171 15 Художественный и технический аспекты работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174 Деталь и целое. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176 16 Медленная игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178 Быстрая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182 17 Аппликатура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .185 Автоматизация игровых действий: плюсы и минусы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187 Учить ли специально наизусть? . . . . . . . . . . . . . . . .190 18 Фортепианная кантилена: иллюзия или реальность? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193 Музыкальная фраза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197 Интонация как квинтэссенция в музыке . . . . . . . . .199 19 Внутреннеслуховые представления – основной и принципиально важный компонент музыкально-исполнительского процесса . . . . . . . . .200 Игра «в уме» и реальная игра на инструменте: двусторонние связи и взаимозависимости . . . . . . . .207 20 Рабочий процесс: Содержание. Структура. Основные «составляющие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .209
Стр.5
21 Количество и качество работы. Сосредоточенность – первая буква в алфавите успеха. . . . . . .222 Сосредоточенность на работе (продолжение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226 22 Звукозапись в современной музыкальной культуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .232 Всегда ли звукозаписи подталкивают к подражанию? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .234 Подражание подражанию рознь… . . . . . . . . . . . . . .237 23 В преддверьи публичного выступления. . . . . . . . . .239 На концертной сцене. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244 О верных темпах, нюансах, паузах, жестикуляции исполнителя и др. (Из высказываний мастеров). . . . . . . . . . . . . . . . . . .253 24 Вдохновение и «вдохновение» . . . . . . . . . . . . . . . . . .259 Импровизационное начало в искусстве музыканта-исполнителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .262 Одухотворённость музицирования . . . . . . . . . . . . . .266 Текст и подтекст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .268 25 Автор и интерпретатор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270 Оригинален тот, кто способен быть и оставаться самим собой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .280 26 Музыкально-исполнительское искусство и современность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .282 27 Артист и публика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288 Артист и критик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .295 Артист наедине со своим «Я». Оценки и самооценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .301 28 Сценическое волнение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .307 Если вникнуть в психологическую подоплёку волнения… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .313 Вера в себя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .319 29 Волнение нельзя перебороть усилием воли, от него можно только отвлечься – отвлечься на решение конкретных задач, на «дело», на творческий процесс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .323
Стр.6
Из практики мастеров: советы, наставления, суждения, рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .327 30 Ступени карьеры. Музыкальноисполнительские конкурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .333 Известность. Популярность. Слава. . . . . . . . . . . . . .337 31 На склоне лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .341 Суметь вовремя уйти… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .342 32 Спешка, суета сует, лихорадочный пульс жизнедеятельности – как норма современного бытия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .344 Ничто не требуется художнику так остро, ничто не может быть важнее ему, чем одиночество. . . . . .349 33 Игровые штампы, клише, стереотипы. . . . . . . . . . . .351 Стандартизированная техника как атрибут стандартизированного искусства. . . . . . . . . . . . . . . .356 О некоторых издержках профессионализма. Грань между профессионалом и ремесленником видна подчас не так отчётливо, как хотелось бы… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .358 34 В искусстве почти хорошо это то же самое, что почти плохо. Середняк на сцене – фигура нейтральная, малоприметная, в этом разгадка его живучести. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .362 35 Морально-этические аспекты профессии. . . . . . . . .365 36 Музыка и музыканты. Если бы не существовало различных суждений и мнений о музыке, она перестала бы быть тем, что она собой представляет… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .372 37 Так где же истина? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .376 38 Разное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .378 Указатель имен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .386 Основные источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .398
Стр.7