Музыкальная педагогика и исполнительство Афоризмы, цитаты, изречения Учебное пособие Составление и комментарии проф. <...> Г. М. Цыпин — автор ряда трудов по проблемам музыкальной педагогики, психологии и исполнительства. <...> . . . . . . . .199 19 Внутреннеслуховые представления – основной и принципиально важный компонент музыкально-исполнительского процесса . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .398 Введение Книга, предлагаемая читателю, собрана в большей своей части из высказываний музыкантов-исполнителей и педагогов, а также методистов, теоретиков искусства и художественной культуры, известных российских и зарубежных мыслителей – философов, психологов и др. <...> , К. Н. Игумнов и А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз и С. Е. Фейнберг, Д. Ф. Ойстрах и Д. Б. Шафран… Кто-кто, а они доказали результатами блистательной практической деятельности своё право говорить и бысть выслушанными – даже есть то, что они говорят, очень похоже на теорию… Расходясь иной раз в своих подходах к различным явлениям и феноменам музыкального исполнительства и педагогики (об этом – дальше), они, тем не менее, выявляют природу и сущность этих явлений, феноменов и проч. <...> Складывается впечатление, что едва ли не в каждом учащемся фортепианного класса видят будущего наследника Гр. <...> Уделяется внимание в книге и современным тенденциям в исполнительском творчестве (раздел «Музыкально-исполнительское искусство и современность»). <...> Есть, однако, у сегодняшнего исполнительского искусства (в первую очередь у фортепианного) и еще одна сторона. <...> Отчасти причиной тому – современный фортепианный репертуар, но, что греха таить, сказывается и вполне очевидное размывание критериев и норм хорошего вкуса, культивировавшегося в недавнем прошлом В. В. Софроницким, К. Н. Игумновым, Г. Г. Нейгаузом, Л. Н. Обориным и др. <...> Тот же Игумнов вынужден был констатировать на склоне лет: «Уши теперь огрубели. <...> Хочется, «забыв обо всем» (К. Н. Игумнов) вновь окунуться в сферу бессознательного <...>
Музыкальная_педагогика_и_исполнительство._Учебное_пособие.pdf
УДК 78
ББК 85.31–7р
М 897
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования
в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности 050601.65
– музыкальное образование.
М 897 Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы,
цитаты, изречения: Учебное пособие / Сост. и коммент.
проф. Г. М. Цыпина. – М.: МПГУ, 2011. – 404 с.
Книга представляет собой собрание цитат. Вниманию читателя
предлагаются афоризмы, изречения, суждения и мнения, касающиеся
проблем исполнения и преподавания музыки. Одновременно затрагиваются
и другие вопросы, так или иначе сопрягающиеся с основной проблематикой
книги. Среди авторов цитат, наряду с музыкантами, можно
встретить представителей других творческих специальностей, чьи суждения
и мнения могут быть небезынтересными для читателя.
Книга адресована музыкантам различных специальностей — педагогам,
исполнителям, учащимся, а также всем тем, кто так или иначе
сопричастен к музыкальной культуре в широком толковании этого понятия.
Материалы книги предназначены для использования в музыкальном
учебно-образовательном процессе.
Составитель настоящего издания проф. Г. М. Цыпин — автор ряда
трудов по проблемам музыкальной педагогики, психологии и исполнительства.
В
авторской редакции
ISBN 978-5-4263-0010-1
© Составление и комментарии: Г. М. Цыпин, 2011
© МПГУ, 2011
© Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1 Индивидуальность и Личность: общее
и различное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Характер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Воля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
2 Эмоциональный мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
Жизненные восприятия, ассоциации, образы
фантазии и воображения в творческой
«лаборатории» музыканта-исполнителя . . . . . . . . . .56
3 Способности. Талант. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
К спорам об универсализме музыкантаисполнителя
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
4 Вундеркинды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
Одарённость и самостоятельность . . . . . . . . . . . . . . .79
5 Всё течёт, всё изменяется… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
Исполнитель и репертуар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86
6 Совершенствоваться можно бесконечно . . . . . . . . . . .90
Чем глубже, сложнее, интереснее художественный
замысел – тем более совершенной
должна быть форма его воплощения . . . . . . . . . . . . .92
7 Мотивы и стимулы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
Самые счастливые минуты в жизни художника
связаны с работой, с творчеством . . . . . . . . . . . . . . . .96
Сомнения, кризисы, творческие тупики… . . . . . . . .100
8 Начальный этап обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104
Цель занятий. Кого и как учить . . . . . . . . . . . . . . . .108
9 Ученик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Учитель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
10 Процесс учения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125
Учить как учиться . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130
Ошибки. Заблуждения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136
11 Гаммы. Этюды. Упражнения. . . . . . . . . . . . . . . . . . .138
«Способы» в технической работе исполнителя:
реальная польза или иллюзия? . . . . . . . . . . . . . . . .144
Стр.4
12 Скованность физическая («зажимы») и скованность
психическая – две стороны одной медали . . . . . . . .148
О мышечном комфорте при игре и умении
трудное – облегчать, сложное – упрощать,
неудобное делать удобным. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
О «лишних» и «не лишних» движениях
рук пианиста… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153
13 Исполнительское мастерство и виртуозность –
понятия не идентичные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
Исполнительская техника – и стиль . . . . . . . . . . . .157
Играть быстро и играть хорошо –
не одно и то же… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161
14 Работа над музыкальным произведением:
этапы и стадии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164
Исполнительский замысел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .166
Интуитивное и сознательное в творческом
процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171
15 Художественный и технический аспекты
работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174
Деталь и целое. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
16 Медленная игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178
Быстрая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182
17 Аппликатура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .185
Автоматизация игровых действий:
плюсы и минусы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187
Учить ли специально наизусть? . . . . . . . . . . . . . . . .190
18 Фортепианная кантилена: иллюзия
или реальность? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193
Музыкальная фраза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197
Интонация как квинтэссенция в музыке . . . . . . . . .199
19 Внутреннеслуховые представления –
основной и принципиально важный компонент
музыкально-исполнительского процесса . . . . . . . . .200
Игра «в уме» и реальная игра на инструменте:
двусторонние связи и взаимозависимости . . . . . . . .207
20 Рабочий процесс: Содержание. Структура.
Основные «составляющие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .209
Стр.5
21 Количество и качество работы. Сосредоточенность
– первая буква в алфавите успеха. . . . . . .222
Сосредоточенность на работе
(продолжение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226
22 Звукозапись в современной музыкальной
культуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .232
Всегда ли звукозаписи подталкивают
к подражанию? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .234
Подражание подражанию рознь… . . . . . . . . . . . . . .237
23 В преддверьи публичного выступления. . . . . . . . . .239
На концертной сцене. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244
О верных темпах, нюансах, паузах,
жестикуляции исполнителя и др.
(Из высказываний мастеров). . . . . . . . . . . . . . . . . . .253
24 Вдохновение и «вдохновение» . . . . . . . . . . . . . . . . . .259
Импровизационное начало в искусстве
музыканта-исполнителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .262
Одухотворённость музицирования . . . . . . . . . . . . . .266
Текст и подтекст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .268
25 Автор и интерпретатор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270
Оригинален тот, кто способен быть
и оставаться самим собой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .280
26 Музыкально-исполнительское искусство
и современность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .282
27 Артист и публика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288
Артист и критик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .295
Артист наедине со своим «Я». Оценки
и самооценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .301
28 Сценическое волнение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .307
Если вникнуть в психологическую подоплёку
волнения… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .313
Вера в себя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .319
29 Волнение нельзя перебороть усилием воли,
от него можно только отвлечься – отвлечься
на решение конкретных задач, на «дело»,
на творческий процесс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .323
Стр.6
Из практики мастеров: советы, наставления,
суждения, рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .327
30 Ступени карьеры. Музыкальноисполнительские
конкурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .333
Известность. Популярность. Слава. . . . . . . . . . . . . .337
31 На склоне лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .341
Суметь вовремя уйти… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .342
32 Спешка, суета сует, лихорадочный
пульс жизнедеятельности – как норма
современного бытия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .344
Ничто не требуется художнику так остро, ничто
не может быть важнее ему, чем одиночество. . . . . .349
33 Игровые штампы, клише, стереотипы. . . . . . . . . . . .351
Стандартизированная техника как атрибут
стандартизированного искусства. . . . . . . . . . . . . . . .356
О некоторых издержках профессионализма.
Грань между профессионалом
и ремесленником видна подчас не так отчётливо,
как хотелось бы… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .358
34 В искусстве почти хорошо это то же самое,
что почти плохо. Середняк на сцене – фигура
нейтральная, малоприметная, в этом
разгадка его живучести. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .362
35 Морально-этические аспекты профессии. . . . . . . . .365
36 Музыка и музыканты. Если бы не существовало
различных суждений и мнений о музыке,
она перестала бы быть тем, что она собой
представляет… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .372
37 Так где же истина? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .376
38 Разное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .378
Указатель имен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .386
Основные источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .398
Стр.7