А. Н. Рыжов «Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв. <...> Значимость данной монографии состоит, в первую очередь, в отсутствии изданий по этой проблематике, а представленный в книге материал позволяет по-новому взглянуть на содержание современной педагогической терминологии. <...> Целостный анализ всего пути развития отечественной педагогической терминологии востребован при формировании структуры современной педагогической теории, проектировании учебных программ, учебных пособий и словарных изданий по педагогике. <...> Поэтому от того, насколько осмысленно будут проанализированы проблемы отечественной терминологии, зависит результативность участия России в процессах международной образовательной интеграции. <...> Наибольшую значимость для проводимого исследования имеют, прежде всего, педагогические термины и понятия. <...> В этой связи важно определить значение слов, которыми придется пользоваться: «понятие», «термин», «терминология», «категория». <...> Терминология (лат. – граница и logos - учение) – система взаимосвязанных терминов, выстроенная в соответствии с сущностью понятий. <...> Распространение христианства в России имело характер учения, что обусловило педагогический характер ценностей обеспечила устойчивость терминологии, Устойчивость и востребованность христианской системы ее терминологической системы на многие столетия. <...> Проникавшие в Россию через переводные тексты и устную речь иностранные педагогические термины до начала XIX века сосуществовали вместе со сложившейся отечественной системой терминов, не меняя ее. <...> К этому же периоду относилось создание первых словарей педагогического характера, решавших аналогичные задачи. <...> Подобная точка зрения, нашедшая отражение и в ряде других работ, основывалась на предположении, что отечественная педагогическая терминология обязана своим происхождением европейскому Просвещению и проводникам этого направления в России. <...> Е.А. Кошкиной[10] был <...>
Генезис_педагогических_понятий_в_России_в_XI_-_XX_вв._Монография.pdf
УДК 37
ББК 74
Р939
Рецензенты:
Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор
Джуринский А.Н.
Доктор педагогических наук, профессор Плохова М.Г.
Р939 Рыжов А.Н. Генезис педагогических понятий в России
в XI – XX вв.: Монография. – М.: МПГУ, 2012. - 300 с.
В монографии рассмотрен процесс становления и развития
ведущих педагогических терминов в России на протяжении XI -
XX вв. Значимость данной монографии состоит, в первую
очередь, в отсутствии изданий по этой проблематике, а
представленный в книге материал позволяет по-новому взглянуть
на содержание современной педагогической терминологии.
В книге прослежено становление и развитие более сорока
ведущих педагогических терминов с момента их возникновения
до настоящего времени, показано изменение их содержания в
условиях развития отечественной педагогической теории и
практики. Целостный анализ всего пути развития отечественной
педагогической терминологии востребован при формировании
структуры современной педагогической теории, проектировании
учебных программ, учебных пособий и словарных изданий по
педагогике.
Монография адресована студентам, аспирантам, специалистам
в сфере теории и истории педагогики и образования,
практическим работникам системы образования.
ISBN 978-5-4263-0102-3
© А. Н. Рыжов, 2012
© МПГУ, 2012
© Оформление. Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
Оглавление
Введение.
Глава I. Становление педагогических терминов и понятий
и их влияние на развитие теории и практики образования
в России в XI – XVII вв.
1.1. Христианская система ценностей и формирование
содержания педагогических терминов и понятий.
и
1.2. Географические
Выводы по главе I.
Глава II. Изменение представлений о целях образования в
России в конце XVII – XVIII вв. и их влияние на
педагогическую терминологию.
2.1. Генезис целей и задач российского образования в
конце XVII – XVIII вв.
2.2. Влияние европейской философской мысли и
образовательной практики на педагогическую
терминологию в России.
2.3. Отражение педагогической терминологии в
содержании деятельности учебных заведений в
России.
Выводы по главе II.
Глава III. Изменение содержания педагогических терминов
и понятий в XIX – 2-й половине XX вв. в условиях
формирования и развития педагогической науки в России.
3.1. Анализ источников по проблеме содержания
терминологической системы педагогики в России
на протяжении XIX – XX вв.
3.2. Влияние реформ русского языка на содержание
ведущих педагогических терминов и понятий.
Выводы по главе III.
Заключение.
Список источников и литературы.
3
257
260
184
184
224
102
102
131
158
социальные
границы
распространения педагогических терминов и
понятий в России.
1.3. Терминология образовательной практики в России.
71
4
15
15
47
Стр.3