МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н. Б. Ромаева, И. М. Роткина ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЕСИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 050400.68 – Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки «Педагогика и психология воспитания» Магистратура Ставрополь 2014 УДК 378.1 (075.8) ББК 74.58 я73 Р 69 Печатается по решению редакционно -издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Р 69 Ромаева Н. Б., Роткина И. М. <...> Пособие содержит материалы о конфессиональной толерантности как ценности в современном мире; конфессиональной картине мира, истории межрелигиозных отношений в стране, образовательные технологии формирования конфессиональной толерантности у детей и молодежи, а также авторские разработки дефиниции «конфессиональная толерантность», ее структурных компонентов, критериев, показателей и уровней сформированности; опросник для диагностики конфессиональной толерантности с описанием методики обработки результатов. <...> При проектировании содержания дисциплины мы исходили из понимания конфессиональной толерантности как качества личности, характеризующейся знаниями о конфессиональной сфере, терпимым, положительным эмоционально-ценностным отношением к особенностям различных религий, умением конструктивно взаимодействовать с их представителями. <...> Педагогическая интерпретация дефиниции «конфессиональная толерантность» включает в себя как пассивно-адаптивный аспект толерантности (терпимое, положительное эмоционально-ценностное отношение к особенностям различных религий), так и активно-конструктивную составляющую – умение конструктивно взаимодействовать с представителями различных религий. <...> Задачи: - систематизировать знания о конфессиональной толерантности как ценности <...>
Технологии_формирования_конфессиональной_толерантности.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Н. Б. Ромаева, И. М. Роткина
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНФЕСИОНАЛЬНОЙ
ТОЛЕРАНТНОСТИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
050400.68 – Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки «Педагогика и психология воспитания»
Магистратура
Ставрополь
2014
Стр.1
УДК 378.1 (075.8)
ББК 74.58 я73
Р 69
Печатается по решению
редакционно -издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Р 69
Ромаева Н. Б., Роткина И. М.
Технологии формирования конфессиональной толерантности:
учебное пособие. – Ставрополь: СКФУ, 2014. – 154 с.
Пособие содержит материалы о конфессиональной толерантности как
ценности в современном мире; конфессиональной картине мира, истории
межрелигиозных отношений в стране, образовательные технологии формирования
конфессиональной толерантности у детей и молодежи, а также
авторские разработки дефиниции «конфессиональная толерантность», ее
структурных компонентов, критериев, показателей и уровней сформированности;
опросник для диагностики конфессиональной толерантности с описанием
методики обработки результатов.
Предназначено для студентов магистратуры, обучающихся по направлению
050400.68 – Психолого-педагогическое образование, а также учителей
общеобразовательных школ и преподавателей высших учебных заведений.
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор Р. Р. Маuомедов
(ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный
педагогический институт»),
д-р психол. наук, профессор О. В. Соловьева
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2014
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современные требования к профессиональной подготовке магистра
в области образования во многом предопределяются изменением
ориентиров гуманитарного знания, прежде всего, возвращением к
человеку как к единственному истинному источнику всех ценностей.
Это восстановление личностного, духовного содержания образования,
формирование принципов творческой деятельности в особой
сфере труда – в воспитании и обучении подрастающего поколения;
это новые формы личностного общения между педагогом и ребенком,
формы диалога, сотрудничества, когда педагог призван быть
мудрым посредником между ребенком и окружающим его миром.
Все это предъявляет особые требования к подготовке педагогических
кадров в новых социокультурных условиях, в частности к
развитию конфессиональной толерантности студентов с учетом особенностей
поликультурной среды образовательного учреждения.
В процессе обучения в вузе студенты должны усвоить неповторимую
сущность самых разнообразных религий, а также то, что их носители
не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково. Особое
внимание необходимо уделять не только теоретической подготовке,
но и практическим контактам между представителями различных
вероисповеданий, что будет способствовать повышению конфессиональной
толерантности.
При проектировании содержания дисциплины мы исходили из
понимания конфессиональной толерантности как качества личности,
характеризующейся знаниями о конфессиональной сфере, терпимым,
положительным эмоционально-ценностным отношением к
особенностям различных религий, умением конструктивно взаимодействовать
с их представителями.
Педагогическая интерпретация дефиниции «конфессиональная
толерантность» включает в себя как пассивно-адаптивный аспект толерантности
(терпимое, положительное эмоционально-ценностное
отношение к особенностям различных религий), так и активно-конструктивную
составляющую – умение конструктивно взаимодействовать
с представителями различных религий.
3
Стр.3
В связи с этим в образовательный процесс внедрены современные
технологии образования, включающие групповые дискуссии, семинары-практикумы
и другие формы, способствующие формированию
специалиста инновационного типа с развитой конфессиональной толерантностью.
Цель
и задачи освоения дисциплины (модуля)
Формирование набора общенаучных (ОК-4, ОК-8), профессиональных
(ОПК-2, ОПК-9) компетенций будущего магистра по направлению
подготовки 050400.68 – Психолого-педагогическое образование.
Задачи:
-
систематизировать знания о конфессиональной толерантности
как ценности в современном мире; о конфессиональной картине
мира, истории межрелигиозных отношений в стране и в конкретном
регионе, специфики религиозных конфликтов,
- сформировать позитивную мотивацию при взаимодействии с
представителями разных религий;
- развивать качества и способности, обеспечивающие адекватное,
восприятие представителей различных конфессий, общение на основе
взаимопонимания и эмоционально-ценностного отношения (эмпатию,
идентификацию, принятие различий);
- развивать волевые качества – выдержку, самообладание, саморегуляцию,
позволяющие соблюдать необходимые для толерантного
поведения самоограничения и строить толерантное общение с представителями
различных конфессий;
- обеспечить опыт активного применения знаний и умений для
организации и осуществления взаимодействия между людьми различной
религиозной принадлежности;
- обеспечить усвоение образовательных технологий формирования
конфессиональной толерантности у детей и молодежи.
Место дисциплины (модуля) в структуре ООП магистратуры
Дисциплина относится к профессиональному циклу М2 (вариативной
части). Ее освоение происходит в 1семестре).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать
- сущность толерантности как культурной, социальной и личностной
ценности;
4
Стр.4
- сущность и генезис понятия «конфессиональная толерантность»,
конфессиональной картины мира, истории межрелигиозных отношений
в стране и в конкретном регионе;
- международные и отечественные документы о толерантности,
религии и убеждениях, принципах отношения государства и религиозных
организаций;
- основные правила и нормы поведения с представителями различных
конфессий;
- технологии формирования конфессиональной толерантности.
уметь
- диагностировать конфессиональную толерантность на основе
различных методик;
- использовать в педагогической деятельности технологии формирования
конфессиональной толерантности;
- анализировать межрелигиозные конфликты и события.
владеть
- пропагандой идеи толерантности и гуманизма по отношению к
представителям различных конфессий.
5
Стр.5