МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М. Н. Коныгина Е. Б. <...> Горлова ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки (специальность) 040400.62 – Социальная работа Бакалавриат Ставрополь 2014 УДК 36.3 (075.8) ББК 65.272 я73 К 65 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Коныгина М. Н., Горлова Е. Б. <...> В нем раскрывается аксиологический потенциал и историко-культурная динамика социальной работы как социально-помогающей деятельности и профессии, представлены ценностно-нормативные основы профессионального взаимодействия субъектов социальной работы, специфика профессионального взаимодействия в поликультурной среде. <...> В подготовке будущего социального работника, центральное место занимают дисциплины, способствующие формированию профессионально-этической направленности, основанной на гуманистических ценностях социально-помогающей деятельности, развивающейся в конкретном социокультурном пространстве. <...> Роль и значение дисциплины «Этические основы социальной работы» в системе подготовки будущих бакалавров по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа определяется необходимостью формирования набора общекультурных и профессиональных компетенций (ОК-3, ОК-4, ПК-8, ПК-12, ПК-19, ПК-30, ПК-31), сформированность которых позволяет выпускнику быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности, уметь находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, быть способным нести ответственность за всех субъектов профессиональной деятельности и др. <...> Основными задачами дисциплины являются: – изучение специфики профессионально-этических основ социальной работы как социально-помогающей <...>
Этические_основы_социальной_работы.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
М. Н. Коныгина
Е. Б. Горлова
ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки (специальность)
040400.62 – Социальная работа
Бакалавриат
Ставрополь
2014
Стр.1
УДК 36.3 (075.8)
ББК 65.272 я73
К 65
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Коныгина М. Н., Горлова Е. Б.
К 65 Этические основы социальной работы: учебное пособие. –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 154 с.
Пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования. В нем раскрывается аксиологический
потенциал и историко-культурная динамика социальной
работы как социально-помогающей деятельности и профессии,
представлены ценностно-нормативные основы профессионального
взаимодействия субъектов социальной работы, специфика профессионального
взаимодействия в поликультурной среде. Особое внимание
уделяется тезаурусу дисциплины, отраженному в ее ключевых
понятиях.
Предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению
подготовки 040400.62 – Социальная работа.
УДК 36. 3 (075.8)
ББК 65.272 я73
Рецензенты:
д-р социол. наук, профессор Т. Ф. Маслова
(Ставропольский государственный педагогический институт),
канд. пед. наук, доцент А. И. Поликарпова
@ ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2014
Стр.2
◆
ПРЕДИСЛОВИЕ
Главной характеристикой социальной работы является ее гуманистическая
сущность и социально-помогающая направленность,
характеризующая субъекта деятельности как человека помогающего.
Субъект такой деятельности должен обладать особыми личностными
качествами и профессиональными умениями. В подготовке
будущего социального работника, центральное место занимают дисциплины,
способствующие формированию профессионально-этической
направленности, основанной на гуманистических ценностях
социально-помогающей деятельности, развивающейся в конкретном
социокультурном пространстве.
Роль и значение дисциплины «Этические основы социальной
работы» в системе подготовки будущих бакалавров по направлению
подготовки 040400.62 – Социальная работа определяется необходимостью
формирования набора общекультурных и профессиональных
компетенций (ОК-3, ОК-4, ПК-8, ПК-12, ПК-19, ПК-30, ПК-31),
сформированность которых позволяет выпускнику быть готовым
соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления
профессиональной деятельности, уметь находить организационно-управленческие
решения в нестандартных ситуациях,
быть способным нести ответственность за всех субъектов профессиональной
деятельности и др.
Основными задачами дисциплины являются:
– изучение специфики профессионально-этических основ социальной
работы как социально-помогающей деятельности;
– освоение базисных ценностей, стандартов и норм поведения
в процессе взаимоотношения субъектов деятельности;
– развитие творческих умений использования базисных ценностей
в выработке норм и стандартов поведения при решении конкретной
проблемы.
В структуре общей образовательной программы дисциплина
относится к математическому и естественнонаучному циклу (вариативной
части). Ее освоение проходит в 4 семестре.
Учебное пособие в содержательном плане включает в себя рассмотрение
этических проблем социальной работы в общем контексте
профессионализации данного вида деятельности, при этом проводится
анализ базовых ценностей социальной работы как социально3
◆
Стр.3
◆
◆
помогающей деятельности и норм профессионального поведения.
Отдельные темы разделов пособия отражают этнокультурный аспект
профессионально-этической подготовки будущих социальных работников,
деятельность которых проходит в регионах России, отличающихся
полиэтническим составом населения и спецификой функций
социально-помогающего труда.
Содержание учебного пособия отражает материал, раскрывающий
базовые дидактические единицы, соответствующие Федеральному
государственному образовательному стандарту высшего профессионального
образования по направлению подготовки 040400.62 –
Социальная работа.
В приложении представлены основные документы, регламентирующие
деятельность профессионала, и анкеты, которые могут быть
использованы для диагностики уровня развития профессионально-значимых
качеств будущих социальных работников. Авторами
приводятся очерки о национально-культурных традициях народов,
проживающих в поликультурных регионах России. Данные материалы,
а также отдельные задания, представленные в приложениях, могут
быть использованы в системе подготовки студентов к социальной
работе на территориях, отличающихся ценностно-нормативным
содержанием традиционных культур.
При разработке содержательной и технологической части использовались
исследования и материалы И. Л. Зеленковой, Г. П. Медведевой,
А. В. Соловьева, Л. В. Топчего, Е. И. Холостовой, Е. Р. Ярской-Смирновой
и др.
4
Стр.4
◆
РАЗДЕЛ I. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
КАК СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В первом разделе раскрывается роль и значение социально-по•
могающей
деятельности в общественном развитии, ее ценностная
основа, характеризуется структура, направленность и функции
социальной работы как социально-помогающей деятельности, представлено
подробное описание объекта и субъекта социальной помощи,
дана их специфическая характеристика как участников социального
и профессионального взаимодействия.
1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИЯ
И ВИД СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и содержание социально-помогающей
деятельности
В силу объективных (социальное неравенство и общественная
дифференциация) и субъективных (болезни, инвалидность, пожилой
возраст и др.) причин отдельные группы или категории людей
могут оказаться в ситуации, когда они теряют способность обеспечивать
свое существование на основе взаимопомощи и взаимоподдержки.
Такие социальные групп (отдельные индивиды) испытывают
потребность в средствах существования, но не имеют возможности
предложить что-либо взамен, что приводит к их социальной неустойчивости,
дестабилизируя не только собственные процессы социализации
и адаптации, но и общественное развитие в целом.
Наличие социально неустойчивых групп населения, не способных
самостоятельно решить трудную жизненную ситуацию из-за отсутствия
собственных ресурсов жизнеобеспечения (материальных и
психических), всегда определяло общественную потребность в формировании
социальных практик по поддержке и защите нуждающихся
в социальной помощи. Основу практик составляет специфическая
социальная деятельность (социально-помогающая деятельность),
направленная на распределение и перераспределение общественных
ресурсов, позволяющих решать проблемы нуждающейся части населения
и тем самым сохранить социальную стабильность.
Эволюционируя и изменяясь социально-помогающая деятельность
в разных ее видах (общинные помочи, княжеская и церковно5
◆
Стр.5