Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Этические основы социальной работы (190,00 руб.)

0   0
Первый авторКоныгина Маргарита Николаевна
АвторыГорлова Елена Борисовна
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц154
ID314112
АннотацияПособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В нем раскрывается аксиологический потенциал и историко-культурная динамика социальной работы как социально-помогающей деятельности и профессии, представлены ценностно-нормативные основы профессионального взаимодействия субъектов социальной работы, специфика профессионального взаимодействия в поликультурной среде. Особое внимание уделяется тезаурусу дисциплины, отраженному в ее ключевых понятиях. Предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа.
Кому рекомендованоПредназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа.
УДК36.3
ББК65.272
Коныгина, М. Н. Этические основы социальной работы : учебное пособие : Направление подготовки (специальность) 040400.62 – Социальная работа. Бакалавриат / Е. Б. Горлова; М. Н. Коныгина .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2014 .— 154 с. — Библиогр.: с. 84-86 .— URL: https://rucont.ru/efd/314112 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М. Н. Коныгина Е. Б. <...> Горлова ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки (специальность) 040400.62 – Социальная работа Бакалавриат Ставрополь 2014 УДК 36.3 (075.8) ББК 65.272 я73 К 65 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Коныгина М. Н., Горлова Е. Б. <...> В нем раскрывается аксиологический потенциал и историко-культурная динамика социальной работы как социально-помогающей деятельности и профессии, представлены ценностно-нормативные основы профессионального взаимодействия субъектов социальной работы, специфика профессионального взаимодействия в поликультурной среде. <...> В подготовке будущего социального работника, центральное место занимают дисциплины, способствующие формированию профессионально-этической направленности, основанной на гуманистических ценностях социально-помогающей деятельности, развивающейся в конкретном социокультурном пространстве. <...> Роль и значение дисциплины «Этические основы социальной работы» в системе подготовки будущих бакалавров по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа определяется необходимостью формирования набора общекультурных и профессиональных компетенций (ОК-3, ОК-4, ПК-8, ПК-12, ПК-19, ПК-30, ПК-31), сформированность которых позволяет выпускнику быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности, уметь находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, быть способным нести ответственность за всех субъектов профессиональной деятельности и др. <...> Основными задачами дисциплины являются: – изучение специфики профессионально-этических основ социальной работы как социально-помогающей <...>
Этические_основы_социальной_работы.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Этические_основы_социальной_работы.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М. Н. Коныгина Е. Б. Горлова ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки (специальность) 040400.62 – Социальная работа Бакалавриат Ставрополь 2014
Стр.1
УДК 36.3 (075.8) ББК 65.272 я73 К 65 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Коныгина М. Н., Горлова Е. Б. К 65 Этические основы социальной работы: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 154 с. Пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В нем раскрывается аксиологический потенциал и историко-культурная динамика социальной работы как социально-помогающей деятельности и профессии, представлены ценностно-нормативные основы профессионального взаимодействия субъектов социальной работы, специфика профессионального взаимодействия в поликультурной среде. Особое внимание уделяется тезаурусу дисциплины, отраженному в ее ключевых понятиях. Предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа. УДК 36. 3 (075.8) ББК 65.272 я73 Рецензенты: д-р социол. наук, профессор Т. Ф. Маслова (Ставропольский государственный педагогический институт), канд. пед. наук, доцент А. И. Поликарпова @ ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014
Стр.2
◆ ПРЕДИСЛОВИЕ Главной характеристикой социальной работы является ее гуманистическая сущность и социально-помогающая направленность, характеризующая субъекта деятельности как человека помогающего. Субъект такой деятельности должен обладать особыми личностными качествами и профессиональными умениями. В подготовке будущего социального работника, центральное место занимают дисциплины, способствующие формированию профессионально-этической направленности, основанной на гуманистических ценностях социально-помогающей деятельности, развивающейся в конкретном социокультурном пространстве. Роль и значение дисциплины «Этические основы социальной работы» в системе подготовки будущих бакалавров по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа определяется необходимостью формирования набора общекультурных и профессиональных компетенций (ОК-3, ОК-4, ПК-8, ПК-12, ПК-19, ПК-30, ПК-31), сформированность которых позволяет выпускнику быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности, уметь находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, быть способным нести ответственность за всех субъектов профессиональной деятельности и др. Основными задачами дисциплины являются: – изучение специфики профессионально-этических основ социальной работы как социально-помогающей деятельности; – освоение базисных ценностей, стандартов и норм поведения в процессе взаимоотношения субъектов деятельности; – развитие творческих умений использования базисных ценностей в выработке норм и стандартов поведения при решении конкретной проблемы. В структуре общей образовательной программы дисциплина относится к математическому и естественнонаучному циклу (вариативной части). Ее освоение проходит в 4 семестре. Учебное пособие в содержательном плане включает в себя рассмотрение этических проблем социальной работы в общем контексте профессионализации данного вида деятельности, при этом проводится анализ базовых ценностей социальной работы как социально3 ◆
Стр.3
◆ ◆ помогающей деятельности и норм профессионального поведения. Отдельные темы разделов пособия отражают этнокультурный аспект профессионально-этической подготовки будущих социальных работников, деятельность которых проходит в регионах России, отличающихся полиэтническим составом населения и спецификой функций социально-помогающего труда. Содержание учебного пособия отражает материал, раскрывающий базовые дидактические единицы, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа. В приложении представлены основные документы, регламентирующие деятельность профессионала, и анкеты, которые могут быть использованы для диагностики уровня развития профессионально-значимых качеств будущих социальных работников. Авторами приводятся очерки о национально-культурных традициях народов, проживающих в поликультурных регионах России. Данные материалы, а также отдельные задания, представленные в приложениях, могут быть использованы в системе подготовки студентов к социальной работе на территориях, отличающихся ценностно-нормативным содержанием традиционных культур. При разработке содержательной и технологической части использовались исследования и материалы И. Л. Зеленковой, Г. П. Медведевой, А. В. Соловьева, Л. В. Топчего, Е. И. Холостовой, Е. Р. Ярской-Смирновой и др. 4
Стр.4
◆ РАЗДЕЛ I. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В первом разделе раскрывается роль и значение социально-по• могающей деятельности в общественном развитии, ее ценностная основа, характеризуется структура, направленность и функции социальной работы как социально-помогающей деятельности, представлено подробное описание объекта и субъекта социальной помощи, дана их специфическая характеристика как участников социального и профессионального взаимодействия. 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИЯ И ВИД СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Сущность и содержание социально-помогающей деятельности В силу объективных (социальное неравенство и общественная дифференциация) и субъективных (болезни, инвалидность, пожилой возраст и др.) причин отдельные группы или категории людей могут оказаться в ситуации, когда они теряют способность обеспечивать свое существование на основе взаимопомощи и взаимоподдержки. Такие социальные групп (отдельные индивиды) испытывают потребность в средствах существования, но не имеют возможности предложить что-либо взамен, что приводит к их социальной неустойчивости, дестабилизируя не только собственные процессы социализации и адаптации, но и общественное развитие в целом. Наличие социально неустойчивых групп населения, не способных самостоятельно решить трудную жизненную ситуацию из-за отсутствия собственных ресурсов жизнеобеспечения (материальных и психических), всегда определяло общественную потребность в формировании социальных практик по поддержке и защите нуждающихся в социальной помощи. Основу практик составляет специфическая социальная деятельность (социально-помогающая деятельность), направленная на распределение и перераспределение общественных ресурсов, позволяющих решать проблемы нуждающейся части населения и тем самым сохранить социальную стабильность. Эволюционируя и изменяясь социально-помогающая деятельность в разных ее видах (общинные помочи, княжеская и церковно5 ◆
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.