В пособии приводятся общие сведения по геодезии и топографии, о форме и размерах Земли, о системах координат, применяющихся в топографии, и о географических картах. <...> Картографическое изображение – самая целесообразная и наглядная форма представления информации и создания геоинформационных систем (ГИС). <...> Основные задачи пособия: 1) ознакомление с формой и размерами Земли и применяющимися в топографии системами координат; 3 2) освоение картометрических свойств топографических карт и планов и овладение графическими, графоаналитическими и инструментальными методами решения различных задач по ним; 3) изучение технических свойств геодезических приборов и инструментов и особенностями их применения при съемках местности; 4) ознакомление с основными видами топографических съемок. <...> - Картография и геоинформатика (бакалавриат) очной формы обучения «Топография» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла модуля «Основы картографии». <...> Изучение дисциплины ориентировано на последующее изучение «Геодезии», всего блока дисциплин базовой части профессионального цикла модулей «Основы картографии», «Геоинформатика», «Геоинформационное картографирование», «Географическое картографирование» и «Дистанционное зондирование в картографии», а также дисциплин вариативной части математического и естественнонаучного цикла, таких как «Физическая география мира и России» и «Экономическая география мира и России». <...> В результате освоения дисциплины «Топография», обучающийся должен: знать: - форму и размеры Земли, без чего невозможно создание топографических карт и решение многочисленных задач на земной поверхности; - свойства топографической карты и плана, математические и геодезические основы карт; - устройство геодезических приборов, применяемых при топографических съемках местности; - традиционные методы топографических съёмок и составления карт и планов; - современные дистанционные <...>
Топография.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ю. В. Бурым
ТОПОГРАФИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
05.03.03 – Картография и геоинформатика
Профиль подготовки «Геоинформатика»
Бакалавриат
Ставрополь
2015
Стр.1
УДК 528.4 (075.8)
ББК 26.12 я 73
М 91
Печатается по решению
редационно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
М 91
Бурым Ю. В.
Топография: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ,
2015. – 116 с.
Пособие поставлено в соответствии с ФГОС ВПО для направления
подготовки 05.03.03 – Картография и геоинформатика и представляет собой
курс лекций по дисциплине.
В пособии приводятся общие сведения по геодезии и топографии, о
форме и размерах Земли, о системах координат, применяющихся в топографии,
и о географических картах. Подробно рассмотрены вопросы решения
задач по топографическим картам. Дано описание геодезических
инструментов, изложены теоретические положения и вопросы топографических
съемок, приведены примеры математической обработки их результатов.
Предназначено
для студентов, обучающихся по программам бакалавриата
по профилю подготовки «Геоинформатика».
УДК 528.4 (075.8)
ББК 26.12 я 73
Автор
канд. геогр. наук, доцент Ю. В. Бурым
Рецензенты:
канд. геогр. наук, доцент О. Г. Бондарева,
канд. геогр. наук, доцент А. В. Кирвякова
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции, направленные на все большую ориентацию
наук о Земле на перспективные компьютерные технологии и
географические информационные системы (ГИС) как средство их
реализации приводят к тому, что обучение им должно стать обязательным
при подготовке специалистов с высшим образованием.
Но самым ценным в компьютерных технологиях является визуализация
многообразной информации на карте (топографической
или географической). Автоматизированная система преобразует
графические (карты, планы) и тематические базы данных в пространственную
картографическую информацию, на основе которой
впоследствии принимаются различные решения, и осуществляется
мониторинг исследуемых явлений.
Известно, что в основе любой географической информационной
системы лежит в первую очередь топографическая карта, или план, как
основное средство графической интерпретации данных о поверхности
Земли и всего того, что на ней имеется. Картографическое изображение
– самая целесообразная и наглядная форма представления информации
и создания геоинформационных систем (ГИС).
Прежде чем создать топографическую карту, необходимо выполнить
соответствующие измерения на поверхности Земли с дальнейшей
математической обработкой результатов этих измерений.
Все работы, связанные с получением карт и планов, называются
топографо-геодезическими и осуществляются они приборами, инструментами
и методами, разрабатываемыми и используемыми топографической
наукой. В этой связи, обучение топографии является
не только необходимым, но и обязательным
Цель учебной дисциплины состоит в том, чтобы научить студентов
работать с топографическими картами, с современными геодезическими
приборами, применяемыми при топографических съемках, с современными
средствами глобальных навигационных спутниковых систем
(ГНСС), GPS-приемниками для определения координат геодезических
опорных сетей и межевых знаков, ознакомить с основными
способами создания топографических карт и планов.
Основные задачи пособия:
1) ознакомление с формой и размерами Земли и применяющимися
в топографии системами координат;
3
Стр.3
2) освоение картометрических свойств топографических карт и
планов и овладение графическими, графоаналитическими и инструментальными
методами решения различных задач по ним;
3) изучение технических свойств геодезических приборов и инструментов
и особенностями их применения при съемках местности;
4) ознакомление с основными видами топографических съемок.
В государственном стандарте по направлению подготовки
05.03.03. - Картография и геоинформатика (бакалавриат) очной
формы обучения «Топография» относится к дисциплинам базовой
части профессионального цикла модуля «Основы картографии». Ее
освоение происходит во 2 семестре.
Для изучения курса необходимо применение компетенций, сформированных
в результате обучения в общеобразовательной школе, задающих
общей уровень знаний по физико-математическому профилю.
Дисциплина изучается после освоения курса «Физика» базовой
части математического и естественнонаучного цикла, а также дисциплин
«Введение в географию» и «Землеведение» модуля «География»
базовой части профессионального цикла, одновременно с
освоением дисциплин «Математика» и «Информатика» базовой части
математического и естественнонаучного цикла.
Изучение дисциплины ориентировано на последующее изучение
«Геодезии», всего блока дисциплин базовой части профессионального
цикла модулей «Основы картографии», «Геоинформатика»,
«Геоинформационное картографирование», «Географическое картографирование»
и «Дистанционное зондирование в картографии»,
а также дисциплин вариативной части математического и естественнонаучного
цикла, таких как «Физическая география мира и
России» и «Экономическая география мира и России».
Компетенции, формируемые
№
в результате освоения дисциплины
Содержание компетенции
Профессиональные компетенции
1 Способность работать с топографическими картами,
геодезическим и другим полевым оборудованием в
проектно-производственной деятельности; осуществлять
сбор пространственных данных с помощью систем
спутникового позиционирования
4
Шифр
ПК-11
Стр.4
Профессионально-производственные компетенции
1 Владение навыками работы с топографическими картами,
системами спутникового позиционирования, геодезическим
и другим полевым оборудованием в проектно-производственной
деятельности
2 Способность осуществлять сбор пространственных
данных, выполнять топографические съемки местности
ППК4
ППК5
Курс
закладывает основополагающие знания по производству
съёмок на местности и по построению планов и карт.
Настоящее учебное пособие позволяет успешно закреплять теоретические
знания, полученные на лекциях, и тем самым получить
хорошую профессиональную подготовку.
В результате освоения дисциплины «Топография», обучающийся
должен:
знать:
- форму и размеры Земли, без чего невозможно создание топографических
карт и решение многочисленных задач на земной поверхности;
-
свойства топографической карты и плана, математические и
геодезические основы карт;
- устройство геодезических приборов, применяемых при топографических
съемках местности;
- традиционные методы топографических съёмок и составления
карт и планов;
- современные дистанционные методы изучения поверхности
Земли по аэрокосмическим снимкам;
уметь:
- решать различные задачи по топографической карте;
- осуществлять сбор пространственных данных, выполнять топографические
съемки местности;
- обрабатывать результаты полевых топографических работ;
- использовать современную измерительную и вычислительную
технику для определения площадей;
5
Стр.5