ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОВРЕМЕННАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
КАРТА
МИРА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
СУРГУТ 2014
1
Стр.1
УДК 327(07)
ББК 66.2(0)я73
С 56
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Рецензенты:
Ерохин В.Н., доктор исторических наук, профессор
Нижневартовского государственного университета
Милевский О.А., доктор исторических наук, профессор
С 56
Сургутского государственного педагогического университета
Современная политическая карта мира : учеб. пособие /
Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО –
Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; авт.-сост. Е.П. Шульга. – Сургут
: РИО СурГПУ, 2014. – 153, [1] с.
Пособие представляет собой комплект учебных и методических
материалов (планы семинарских, лекционных, практических
занятий, учебные материалы к ним, вопросы для самостоятельной
работы и рубежного контроля по модулям
и т. д.). При написании пособия, использован опыт преподавания
данного курса в СурГПУ, учтены особенности подготовки
и багажа знаний студентов первого и второго курсов
обучения. Использование студентами и преподавателями
предлагаемого учебного пособия позволит рационально организовать
учебный процесс, самостоятельную работу и поэтому
может во многом облегчить сам процесс обучения.
Предназначено для студентов 1–2-го курсов, изучающих
данную дисциплину.
УДК 327(07)
ББК 66.2(0)я73
Сургутский государственный
педагогический университет, 2014
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ....................................................................................... 4
Учебно-тематический план ................................................................ 7
Часть I. История и методология ..................................................... 8
Основополагающие парадигмы «политической географии»
(лекция) ............................................................................................... 9
Основные теории развития современного мира (семинар) ............. 15
Геополитические модели мира (семинар) ....................................... 22
Формирование современной политической карты мира. 1 часть
(лекция) ............................................................................................... 31
Формирование современной политической карты мира
(Новый этап). 2 часть (семинар) ......................................................... 39
Формирование современной политической карты мира
(Первая мировая война). 3 часть (семинар) ....................................... 51
Формирование современной политической карты мира
(Вторая мировая война). 4 часть (лекция) .......................................... 63
Рубежный контроль .......................................................................... 73
Часть II. Современная карта .......................................................... 77
Формирование современной политической карты мира
(Холодная война и крушение социализма). 5 часть (семинар) .......... 78
Современная политическая карта мира (семинар) .......................... 88
Государственные границы (семинар) .............................................. 94
Пограничные споры и сепаратизм (семинар) .................................. 103
Государственный строй, формы правления, административнотерриториальное
устройство (практическое занятие) ....................... 113
Этно-конфессиональный состав мира (практическое занятие) ...... 124
Глобализация и роль России в современном мире (семинар) ........ 134
Рубежный контроль .......................................................................... 145
Критерии оценки ................................................................................ 148
Темы индивидуальных занятий ......................................................... 149
Темы рефератов .................................................................................. 149
Методические рекомендации для преподавателей
по подготовке и проведению семинарских и практических
занятий ................................................................................................ 151
Заключение ......................................................................................... 153
3
Стр.3
Предисловие
Учебный курс «Современная политическая карта мира»
рассматривает тенденции и особенности современного политического
развития ведущих мировых держав. При его изучении обучающийся
овладеет знаниями, позволяющими ему получить
общее представление о механизмах функционирования современной
системы международных отношений, а также сможет
правильно понимать и оценивать механизмы выработки и принятия
политических решений в наиболее значимых для России государствах
мира.
Цель дисциплины: научить определять роль человека, роль
России в современной мировой политической организации общества.
Задачи
дисциплины:
1. Научить определять сущность современных мировых политических
процессов.
2. Научить характеризовать основные процессы, происходящие
во внутриполитическом и внешнеполитическом пространстве
современного общества и роль человека в них.
3. Научить использовать навыки поиска, анализа и систематизации
информации по изучаемым проблемам современной мировой
политики.
Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Современная политическая карта мира» относится
к вариативной части гуманитарного, социального и экономического
цикла (Б.1. В.).
Для освоения дисциплины «Современная политическая
карта мира» обучающиеся используют знания, умения, навыки,
способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения
дисциплин «История», «История ХМАО», ОМК.
Освоение курса является необходимой основой для последующего
изучения дисциплин по выбору студентов, а также прохождения
практики в области культурно-просветительской деятельности.
4
Стр.4
Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование
следующих компетенций:
1) способность использовать основные положения и методы
социальных, гуманитарных и экономических наук при решении
социальных и профессиональных задач; способен анализировать
социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
2) готовность к толерантному восприятию социальных и
культурных различий, уважительному и бережному отношению к
историческому наследию и культурным традициям (ОК-10).
знать:
В результате изучения дисциплины студент должен
– сущность современных мировых процессов и понимать
специфику их проявления на национальном, региональном и глобальном
уровнях;
– принципы формирования и функционирования политических
систем ведущих мировых держав;
– сущность геополитики и основные геополитические
концепции;
– историческую природу и взаимосвязь современных экономических,
социокультурных, политико-правовых явлений и
процессов;
– основные процессы, происходящие в идеологическом
пространстве современного общества и роль человека в них;
– актуальные концепции постиндустриального и информационного
общества;
уметь:
анализировать современный миропорядок и роль человека
в нем;
объяснять (интерпретировать) актуальные политикоправовые,
экономические, социокультурные явления в контексте
процессов современной модернизации, а также процесса становления
информационного общества;
различать и классифицировать современные политические
системы;
определять ключевые факторы и основные этапы развития
современной системы международных отношений;
применять навыки комплексного поиска, анализа и систематизации
информации по изучаемым проблемам, использовать
для получения информации исторические источники, учеб5
Стр.5
ную, научную и справочную литературу, материалы периодической
печати и сети Интернет;
владеть:
приемами критического и самостоятельного мышления,
мировоззренческой рефлексии при анализе проблем современной
политической истории;
способностью соотносить собственные мировоззренческие
установки и гражданскую позицию с поведенческими моделями
и ценностными ориентациями, сложившимися в современном
обществе;
средствами конструктивного диалога, толерантного отношения
к иным точкам зрения, способностью формулировать и
корректировать свою позицию.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные
единицы.
Основными формами организации учебного процесса по
данному курсу являются лекции, семинары и практические занятия.
Основные формы самостоятельной работы – анализ литературы,
выполнение творческих работ (рефератов, проектов и т. д.),
подготовка интеллектуальных игр и т. д.
6
Стр.6
Учебно-тематический план
Название темы
Часть I. История и методология
Основополагающие парадигмы «политической
географии»
Основные теории развития современного
мира
Геополитические модели мира
Формирование политической карты мира.
1 часть
Формирование современной политической
карты мира. (Новый этап). 2 часть
Формирование современной политической
карты мира. (Первая мировая). 3 часть
Формирование современной политической
карты мира. (Вторая мировая). 4 часть
Рубежный контроль
Часть II. Современная карта
Формирование современной политической
карты мира. (Холодная война и крушение
социализма). 5 часть
Современная политическая карта мира
Государственные границы
Пограничные споры и сепаратизм
Государственный строй, формы правления,
административно-территориальное
устройство и международные организации
Этно-конфессиональный состав мира
Глобализация и роль России в современном
мире
Рубежный контроль
4
6
4
4
6
6
4
2
2
6 8
6 2
6
6
4 2
4
4
4
2
10 4
2
2
2
2
2
4
2
2
2 4
2 4
2
2
Всего: 72 4 20 4 40 4
7
2
2
2
2
2
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2
Трудоёмкость
Лекций
Семинаров
Практических
СРС
КСР
Стр.7