Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Справочник музыкального руководителя

Справочник музыкального руководителя №3 2015 (214,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID313080
АннотацияЖурнал об эффективном музыкально-художественном воспитании.Издание освещает вопросы музыкального развития детей, организации музыкально-художественной деятельности, а также предлагает материалы для современного репертуара детского сада: сценарии праздников и развлечений, хореографические постановки, песенную коллекцию, нотный фонд.
Справочник музыкального руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №3 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313080 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СПРАВОЧНИК Открыта подписка на II полугодие 2015 года План мероприятий, посвящённых Дню космонавтики музыкального РУКОВОДИТЕЛЯ www.resobr.ru Музыкальный сценарий «Лунёнок приглашает в гости» №3 Слушаем музыкальную классику «Почему печальна кукла?» <...> Песенная коллекция «Я артисткой стать хочу» март 2015 Оцените преимущества электронного журнала! <...> Желаем больше приятных женских мелочей Нежных слов Сладких поздравлений ISSN 2226-4043 03 №3 МАРТ 2015 9 772226 404153 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Заместитель генерального директора, директор «МЦФЭР Образование» Межанский М.А. <...> Директор по развитию образовательных и региональных проектов Объединённая редакция «Образование» Главный редактор Редакция Ответственный редактор Выпускающий редактор РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Слепушенко О.А. <...> Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. <...> М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса», г. Москва Кузнецова Г.В. ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Радынова О.П. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Цапенко М.М. заместитель начальника управления организации обучения и воспитания в общем образовании департамента образования г. Москвы Циркова Н.П. методист, ст. преп. каф. педагогики и методики дошкольного образования <...>
Справочник_музыкального_руководителя_№3_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_музыкального_руководителя_№3_2015.pdf
ISSN 2226-4043 03 №3 МАРТ 2015 9 772226 404153 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Заместитель генерального директора, директор «МЦФЭР Образование» Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор МЦФЭР Образование Коммерческий директор Богданова Е.В. Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов Объединённая редакция «Образование» Главный редактор Редакция Ответственный редактор Выпускающий редактор РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Слепушенко О.А. Бодякина Т.П. Анишина Т.П. Семёнова В.В. Редактор Кашкина С.Ю. Иллюстратор Муравски М.А. Дизайн Лузенинова Н.Н., Семёнова В.В. Вёрстка Титова С.Ю. Секретарь редакции Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9 e-mail: muz@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 70439 (годовой), 84541 (полугодовой) «Почта России» – 31408 (годовой), 24379 (полугодовой) «Пресса России» – 41265 (годовой), 43656 (полугодовой) Отдел продвижения Владимирова А.С. Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Размещение рекламы Тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45) e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 933-63-22, 8 (495) 937-90-82 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство: ПИ № ФС77-47365 от 18.11.2011. Подписано в печать 12.02.2015. Выход в свет 03.03.2015. Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,4. Тираж 8000 экз. Изд. № 6869. Заказ № 25 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15 Тел.: +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87 www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2015 Синицина Н.Ю. Калганова Н.Н. Гилевич Л.Г. гл. спец. Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Комарова Т.С. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса», г. Москва Кузнецова Г.В. ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Радынова О.П. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Цапенко М.М. заместитель начальника управления организации обучения и воспитания в общем образовании департамента образования г. Москвы Циркова Н.П. методист, ст. преп. каф. педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, куратор курсов повышения квалификации музыкальных руководителей г. Москвы Фадеева С.А. д-р пед. наук, зав. каф. теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Богданова В.В. 4 | Взаимосвязь музыки и цвета: комплексное влияние на эстетическое развитие детей Критерии оценки уровня развития цветомузыкального восприятия у старших дошкольников. Содержание программы «Музыкальная палитра». Основные темы занятий 25 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ 11 | Анкета для родителей по вопросам художественноэстетического развития детей Выявление потребностей родителей в получении помощи от специалистов в приемлемых для них формах РЕГЛАМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 14 | Планирование мероприятий ко Дню космонавтики в детском саду Примерный план подготовки и проведения мероприятий, посвященных Дню космонавтики. Перечень мероприятий, их содержание ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ Кичатян Е.Ю. 16 | Поём и играем в театре кукол Представление в кукольном театре. Спектакль первоклассников для малышей 2 32 | 19 | Коренблит С.С., Слуцкий М.Г., Шакарова М.А., Волосовец Т.В. Азбука: обучение алфавиту с помощью песен Ноты и слова песен «Буквы У, Ф, Х, Ц» ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сиряк Л.Ю. Игровые модели детского фольклора Приобщение детей к истокам народной культуры. Образцы детского фольклора. Игровое занятие «Репка» для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет Никитина Н.А., Богомазова С.В. Подвижные народные игры Описание правил подвижных народных игр для детей среднего дошкольного возраста 35 | Анестратенко М.В. Друзья-зверята Песенный цикл для детей 4–5 лет. Цели и задачи цикла занятий. Ноты и слова песен: «Гуси» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной); «Зайцы и волк» (обработка Б. Тобис, слова Л. Думовой) НОТНЫЙ ФОНД: КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ Ярцева Е.С. 38 | 42 | 43 | 44 | О чём рассказала музыка Цикл занимательных уроков. Урок второй «Почему печальна кукла?» П.И. Чайковский. «Новая кукла» П.И. Чайковский. «Болезнь куклы» А. Рюигрок «Горе куклы» СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.4
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ СЦЕНАРИИ 45 | Иванова Н.В. Лунёнок приглашает в гости Музыкально-поэтическая композиция для детей средних и старших групп детского сада, учащихся начальной и средней школы, групп продлённого дня, кружков и развивающих центров. Материалы могут стать основой для сценария праздника ко Дню космонавтики и др. ТАНЦКЛАСС 54 | Агабекян Д.С. Менуэт Хореографическая композиция лауреата московского городского фестиваля «В мире классической музыки» в номинации «Танцевальное творчество». Музыкальное сопровождение: И.С. Бах «Менуэт» из Оркестровой Сюиты № 2 си-минор КАТАЛОГ СТИХОВ 56 | Маленькое происшествие Подборка произведений Натальи Карповой 62 | ПЕСЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ Я артисткой стать хочу Дмитрий Воскресенский: «Разноцветная песенка»; «Очень простая песенка». Станислав Сучков: «Весёлая страна»; «Горластые певицы»; «Пой, малышка»; Александр Штейнгауэр, Светлана Пестерева: «Чудесный концерт». Татьяна Бурцева: «Певунья». Александр Комаров, Елена Кравченко: Цветомузыка»; «Евровидение – не шутка» А ТАКЖЕ 24 | ВАШЕ ПРАВО Установлено право работников самостоятельно выбирать банк для перечисления зарплаты № 3 март 2015 с. 45 с. 14 Преимущества электронного журнала «Справочник музыкального руководителя» № 3-2015: с. 6 с. 12 Презентация «Мир цветовых эмоций» к программе «Музыкальная палитра» Анкета для родителей по вопросам художественноэстетического развития детей в удобном формате Примерный план подготовки и проведения мероприятий, посвященных Дню космонавтики. Скачайте, внесите необходимые изменения – и план готов! с. 16 Подборка песен из цикла «Поём и играем в театре кукол». Не нужно искать ноты в архиве – один клик, и все произведения у Вас! Анимированная иллюстрация ко Дню космонавтики, которая понравится малышам с. 62 Минусовки песен «Разноцветная песенка», «Очень простая песенка», «Певунья» Если у Вас возникли технические трудности при работе с электронным журналом, звоните в редакцию. Контактное лицо: Семёнова Василина, тел.: 8(495)937-90-80 (доб. 50-13); e-mail: vsemenova@mcfr.ru Оформите подписку на сайте www.profl it.ru/edu или по телефону 8 (495) 937-9082 3 Кликни на иконку в электронном журнале «Справочник музыкального руководителя» и скачай дополнительные материалы
Стр.5
Развитие профессиональных компетенций В.В. Богданова, канд. пед. наук, доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, г. Москва ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЦВЕТА: КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ1 Критерии оценки уровня развития цветомузыкального восприятия у старших дошкольников Разработка критериев оценки уровня развития цветомузыкального восприятия связана с необходимостью определить показатели способности детей к соотнесению эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета. Особенности цветовосприятия, уровень владения техникой гуаши является показателем умения детей смешивать цвета, получая новые оттенки, умения радоваться цветам и ощущать изменение «настроения цвета». Также оцениваются индивидуальные особенности колорита, аккуратность в работе, композиционные особенности. 1 1 Эмоциональная отзывчивость на музыку, способность к сопереживанию, навыки слушания музыки и уровень развития воображения, способность к различению музыкальной формы (умение отслеживать изменения характера звучащей музыки и умение реагировать на них); 2 Показатели уровня развития представлений детей об эмоциональности цвета, такие, как способность детей фантазировать на тему «Настроение цвета», создавать разнохарактерные непредметные цветовые композиции, а также ряд технических умений и навыков. Продолжение. Начало см.: Справочник музыкального руководителя. 2015. № 1. С. 5; № 2. С. 4. – Примеч. ред. 4 СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 2 КОМПОНЕНТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ К СООТНЕСЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ ЦВЕТА:
Стр.6
Развитие профессиональных компетенций Такой критерий, как степень адекватности цветовых предпочтений заявленному ребёнком настроению, должен оцениваться с учётом многих дополнительных показателей. Рекомендуется учитывать только внешнюю адекватность, например, изображение произвольных положительных эмоциональных состояний любыми хроматическими цветами, т. к. иногда ребёнок из-за невнимания, не вникнув в суть задания, может сказать о «хорошем настроении», изображённом на рисунке чёрного цвета. Таким образом, это критерий оценки скорее понимания требований педагога, проявления интереса к занятию, чем характеристика особенности выбора ребёнком того или иного цвета. На занятии по слушанию музыки оценивается такой показатель, как длительность слушания, когда не наблюдается переключения на другой вид деятельности, отмечается устойчивость внимания, ограничение деятельности, не относящейся к процессу слушания музыки. Замеры длительности производятся по секундомеру таким образом, чтобы дети не догадывались о том, что за ними ведётся наблюдение, и у них была возможность вести себя естественно. Особенности эмоционального отклика на музыку, различение музыкальной формы оцениваются по рекомендациям Н.А. Ветлугиной и О.П. Радыновой и включают в себя такие показатели, как способность к различению трёхчастной музыкальной формы и к соотнесению разных по характеру частей с цветом (тестовое задание «подбери цветные квадратики»); особенности высказываний детей о музыке; внешние проявления (эмоциональные); желание прослушать произведение ещё раз. Содержание программы «Музыкальная палитра» Ознакомление дошкольников с новым для них видом деятельности – рисованием абстрактных цветовых композиций – начинается с трёх 5 вступительных занятий, содержанием которых является: • беседа по рисункам, выявление цветовых предпочтений и ассоциаций на основе высказываний детей о «настроении» и «характере» цвета; • выявление уровня владения техникой гуаши (способности смешивать цвета, пользоваться палитрой); • способность детей фантазировать на тему «нарисуй настроение» в процессе рисования непредметных цветовых композиций. Содержание последующих занятий представлено в основных разделах Программы (см. Приложение). 5 1 2 3 4 ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ: Успешность выполнения усложняющихся заданий: последовательный переход от простой одночастной формы к восприятию и изображению формы рондо и сонатного аллегро. Оперативность реагирования на изменяющиеся условия: необходимость быстрого переключения на другой тип рисования при изображении более сложной музыкальной формы. Тонкая дифференциация воспринимаемых объектов: умение различать изменение характера звучащей музыки и соответственно изменять цветокомпозиционные варианты изображения. Мотивация к соответствующему виду деятельности: повышение интереса к занятиям, увеличение длительности занятий и проявление эмоционально-оценочного отношения к деятельности. Поиск и нахождение новых, оригинальных подходов к решению проблемы: самостоятельность в выборе выразительных средств рисования. № 3 март 2015 5
Стр.7
Развитие профессиональных компетенций Приложение Программа «Музыкальная палитра» РАЗДЕЛ «РИСУЕМ ЦВЕТОМ» ТЕМА 1. МИР ЦВЕТА Тема реализуется в процессе рисования на шаблонах и палитре абстрактных цветовых пятен и включает в себя два задания непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД): 1. «Яркие бабочки»; 2. «Цвета улыбаются, хмурятся, беседуют». Проведение занятий возможно в форме досуга или в свободное время. Цель занятий – дать детям возможность смешивать краски, не добиваясь полноценного результата в виде законченной работы с определённым сюжетом. Цветовые композиции, полученные в ходе свободного экспериментирования, дадут материал для изучения, последующего спектрального анализа и диагностики. Основная задача, стоящая перед детьми, – не рисовать чистым цветом, взятым прямо из банок, а смешивать на палитре оттенки. Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8–10, карандаши простые, шаблоны в форме бабочек, листы бумаги с начерченными квадратами со стороной 14 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, педагогические эскизы (абстракции). ТЕМА 2. МИР ЦВЕТОВЫХ ЭМОЦИЙ Рекомендуется не менее трёх заданий НОД, в которых будет осуществлён переход от контрастных эмоциональных состояний к более тонким: «Рисуем радость, страх»; «Рисуем ласку, тревогу»; «Рисуем покой, грусть». Целью занятий этого блока является обогащение представлений детей о выразительных особенностях цвета, развитие интереса и желания использовать богатство оттенков для передачи эмоций, совершенствование техники смешения цветов. В предварительной работе рекомендуется знакомить детей с произведениями живописи, колорит Кликни и скачай презентацию к теме «Мир цветовых эмоций» которых передаёт анализируемое настроение (список прилагается), а также расширять и уточнять словарь эмоций детей и представления о нюансах эмоциональных состояний. 1. «Рисуем радость, страх». Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8–10, карандаши простые, листы бумаги с двумя начерченными квадратами 5 Ч 5 см, бумага для палитры, салфетки для кистей. Репродукции: 1) А. Матисс. «Вид Колиура», 1906 (цвета – составляющие радости). 2) П. Боннар. «Средиземное море. Триптих», 1911 (тёплая радость погожего дня, лень от жары, улыбка). 3) И.К. Айвазовский. «Утро на море», 1849 (радость, улыбка, приветствие утра, ожидание встречи). 4) К. Моне. «Регата в Аржантее», 1872 (радость, веселье, приподнятое настроение, радостное ожидание праздника, свежесть). 5) Дж. Сарджент. Акварели, 1908 (радость и полнота жизни). 6 СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.8
Развитие профессиональных компетенций 6) В. Васнецов. Иллюстрации к сказкам «Хрустальная гора» («Битва Ивана со змеем», 1918) (страшный, злой) и «Баба яга» («Похищение девочки», 1917) (страшный, таинственный, пугающий). 7) К. Брюллов «Последний день Помпеи», 1833 (страх, отчаяние, бегство). 2. «Рисуем ласку, тревогу». Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8–10, карандаши простые, листы бумаги с двумя начерченными квадратами 5 Ч 5 см, бумага для палитры, салфетки для кистей. Репродукции: 1) В. Борисов-Мусатов «Сон божества», 1905 (нежность, ласка). 2) А. Дерен «Стволы деревьев», 1912 (тревога, предгрозовое напряжение). 3) А. Дерен «Тропинка в лесу Фонтенбло», 1912. 3. «Рисуем покой, грусть». Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8–10, карандаши простые, листы бумаги с двумя начерченными квадратами 5 Ч 5 см, бумага для палитры, салфетки для кистей. Репродукции: 1) З.Е. Серебрякова. «Озими», 1910 (спокойное раздолье). 2) В.Г. Чернецов. «Вид Саратова при закате», 1860 (умиротворение). 3) А. Куинджи. «Ночь на Днепре», 1882 (спокойная темнота, сон). 4) И. Глазунов. «Петербург Ф.М. Достоевского», 1956 (грустный, хмурый, тоскливый). 5) В. Ван-Гог. «Натюрморт с бутылками», 1884 (грустное ожидание). 6) Микеланджело Меризи де Караваджо. «Смерть Марии», XVII в. (грусть, скорбь, отчаяние). 7) М. Чюрлёнис. «Соната весны. Скерцо», 1910 (светлая грусть, надежда). РАЗДЕЛ «РИСУЕМ МУЗЫКУ» На всех занятиях этого блока используется следующая схема: 1. В самом начале дети с закрытыми глазами слушают музыкальный фрагмент, пытаясь представить («увидеть»), какие цвета переливаются перед их мысленным взором, и минуту помечтать, какой бы краской нарисовать эту музыку. 2. Потом педагог предлагает открыть глаза и начать работу с палитрой. По желанию можно начинать с квадратов, нарисовав простым карандашом ориентировочные линии, которые помогли бы в композиционном освоении пространства листа. 3. Музыку необходимо повторять до тех пор, пока последний ребёнок не закончит работу, но после первых 2–3 повторений надо спрашивать, хотят ли дети прослушать ещё раз. Средней длительности произведение (5–6 мин) возможно повторять 6–7 раз по просьбе детей. 4. Кто заканчивает раньше, может уйти играть в соседнюю комнату. Рисование выполняется на квадратах 14 Ч 14 см. Название занятий может подсказать педагогу, с помощью каких слов или невербальных подсказок активизировать внимание детей перед началом занятия и настроить их на внимательное слушание музыки. Педагог может сам выбрать определения доминирующего настроения на занятии, но описывать музыку, ещё не начавшую звучать, не рекомендуется. Обсуждение должно проводиться по окончании занятия или перед началом следующего. № 3 март 2015 7
Стр.9