Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Справочник педагога-психолога. Детский сад

Справочник педагога-психолога. Детский сад №7 2015 (236,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID313060
АннотацияВ журнале диагностируются и анализируются психологические особенности детей. Журнал знакомит с коррекционной и развивающей работой, с новыми методиками и программами по всем направлениям психолого-педагогической деятельности в ДОО.
Справочник педагога-психолога. Детский сад .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №7 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313060 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.menobr.ru 7, 2015 Формирование готовности педагогов к инклюзии детей с ЗПР Развитие восприятия у детей с различными нарушениями Профилактика агрессивного поведения у дошкольников Методы и приемы стимулирования детей дошкольного возраста ДЕТСКИЙ САД Как сделать свою работу ярче и интереснее? <...> Главный редактор ДЕТСКИЙ САД РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. <...> Формирование готовности педагогов ДОО к инклюзии детей с задержкой психического развития Мероприятия, направленные на приобретение системы знаний в области инклюзивного образования детей с ЗПР и личностный рост педагогов в рамках организации работы с ними. <...> Из опыта работы МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 101 г. Калининграда Калининградской обл. <...> Чемоданчик практических методик и техник в работе с семьей Упражнения для создания атмосферы доверия и безопасности в ходе психологического консультирования, диагностики отношений в детско-родительской паре, уточнения первичного запроса КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 31 Командирова В.М., Калмыкова О.П. <...> Использование возможностей сенсорной комнаты для развития восприятия у детей с различными нарушениями Значение восприятия для развития ребенка. <...> Применение различных методов и пособий при организации работы педагога-психолога в сенсорной комнате. <...> Из практики МБДОУ детский сад № 45 г. Белгорода 44 Кабалина Е.А. <...> Нейропсихологическое сопровождение развития ребенка Диагностирование «неравномерного развития». <...> Краткий обзор возрастной динамики наиболее важных психологических факторов. <...> Программы нейропсихологического развития на основе метода замещающего онтогенеза СОДЕРЖАНИЕ №7, 2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 55 Асташова И.К. <...> Методы и приемы стимулирования детей дошкольного возраста Понятие <...>
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№7_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№7_2015.pdf
7, 2015 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор ДЕТСКИЙ САД РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80821 (полугодовой) «Пресса России» – 44950 (полугодовой) «Почта России» – 12606 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Владимирова А.С. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Служба клиентской поддержки тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использована фотография О.В. Домахиной Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 02.06.2015. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 7127. Заказ № К-3627 Дата выхода в свет 23.06.2015 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 9 772221 508153 Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Сутемьева О.А. Верстка Жафярова Г.Х. Шатуха М.В. Брыкова Е.В. Бурлакова И.А. – канд. психол. наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования ГБОУ ВПО МГППУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, проф. кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии ОАНО ВО МПСУ Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования Министерства образования и науки Челябинской области Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена Романова Е.С. – д-р психол. наук, проф., директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВО МГПУ Тараданова И.И. – зам. руководителя Департамента общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, руководитель психологической службы АНО «Школа “Президент”», Московская обл. ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Агуреева Т.Н. – шеф-редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва ISSN 2221-5085 07
Стр.3
2 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 4 Михайловская В.В., Макарова О.М. Формирование готовности педагогов ДОО к инклюзии детей с задержкой психического развития Мероприятия, направленные на приобретение системы знаний в области инклюзивного образования детей с ЗПР и личностный рост педагогов в рамках организации работы с ними. Из опыта работы МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 101 г. Калининграда Калининградской обл. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 16 Войтенко Г.П. Как сделать ребенка стрессоустойчивым? Что такое стресс, стрессоустойчивость. Условия формирования стрессоустойчивости. Способы развития стрессоустойчивости у ребенка. Игры и упражнения, повышающие уровень стрессоустойчивости детей 23 Шутова Д.А. Чемоданчик практических методик и техник в работе с семьей Упражнения для создания атмосферы доверия и безопасности в ходе психологического консультирования, диагностики отношений в детско-родительской паре, уточнения первичного запроса КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 31 Командирова В.М., Калмыкова О.П. Использование возможностей сенсорной комнаты для развития восприятия у детей с различными нарушениями Значение восприятия для развития ребенка. Организация пространства сенсорной комнаты. Релаксационный и активационный блоки сенсорной комнаты. Применение различных методов и пособий при организации работы педагога-психолога в сенсорной комнате. Из практики МБДОУ детский сад № 45 г. Белгорода 44 Кабалина Е.А. Нейропсихологическое сопровождение развития ребенка Диагностирование «неравномерного развития». Краткий обзор возрастной динамики наиболее важных психологических факторов. Нейропсихологические направления коррекционно-развивающей работы. Программы нейропсихологического развития на основе метода замещающего онтогенеза СОДЕРЖАНИЕ
Стр.4
№7, 2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 55 Асташова И.К. Методы и приемы стимулирования детей дошкольного возраста Понятие и анализ групп методов стимулирования поведения и деятельности дошкольников. Методы словесно-эмоционального воздействия: разъяснение, увещевание, поощрение, одобрение и проч. Метод наглядно-практического воздействия – наглядные пособия «Паспорт воспитанника», «Времена года», «Оценочные карты» 62 Смирнова Е.О. Игры, развивающие общительность у дошкольников Содержание, особенности проведения, значение и анализ игр: «Солнышко и дождик», «Раздувайся, пузырь!», «Карусели», «Куклы пляшут», «Подарки» ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 75 Фазлетдинова А.А. Профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста Конспект психологического занятия «Добрые сердцем, сильные духом!» 3 Читайте в спецвыпуске «Работа педагога-психолога с педколлективом» План психологического сопровождения педагогической деятельности на учебный год Семинар для воспитателей «Конфликты. Пути их разрешения» Тренинги для педагогов по установлению контакта с родителями с помощью техник активного слушания Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Стр.5
4 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ В сентябре 2013 г. в МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 101 г. Калининграда среди вновь поступивших воспитанников были выявлены пять детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые находились в разных возрастных группах. Дети были отправлены на ПМПК, где им была определена дальнейшая программа обучения. Таким образом, в МАДОУ произошла стихийная инклюзия детей с ЗПР в общеобразовательные группы. Как помочь педагогам организовать работу с такими воспитанниками? Какие трудности они испытывают и как их избежать? Формирование готовности педагогов ДОО к инклюзии детей с задержкой психического развития В.В. Михайловская, заведующий МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 101, г. Калининград, Калининградская обл. О.М. Макарова, педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 101, г. Калининград, Калининградская обл. Актуальность проблемы Исследования, проводимые последние 30 лет сотрудниками Института дефектологии АПН СССР (в настоящее время это Институт коррекционной педагогики РАО РФ), доказывают, что основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразователь
Стр.6
№7, 2015 ных школ составляют дети с ЗПР. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, введенном приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников ДОО, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), к которым также относятся дети с ЗПР. Однако какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Поэтому непосредственное включение детей с ЗПР в общеобразовательные группы ложится на ДОО и, в частности, на плечи педагогического коллектива. Готов ли педагогический коллектив к таким переменам? Как помочь педагогам организовать работу с детьми, имеющими ЗПР? Как показало исследование, проведенное в МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 101 г. Калининграда (далее – МАДОУ) с помощью анкетирования (приложение 1), на сентябрь 2013 г. 65% педагогов (всего в исследовании приняли участие 27 человек) не имели опыта работы с детьми с ЗПР и испытывали трудности в работе с такими воспитанниками. Они не могли назвать основные типологические особенности детей с ЗПР; не понимали специфики работы с такими детьми, не знали, какие методы и приемы использовать в работе с ними; не понимали, как строить работу с их родителями. В целом исследование показало недостаточную информированность и осведомленность педагогов относительно инклюзии в образовании. Некоторые из них считали, что такие дети должны находиться в специализированных детских садах. Таким образом, стала очевидной организация подготовки педагогов к работе с детьми, имеющими ЗПР, а также повышение квалификации в области инклюзивного образования этой категории воспитанников. Организация подготовки педагогов к работе с детьми с ЗПР Условно данный процесс можно разделить на три этапа: • подготовительный (октябрь – декабрь); • основной (январь – апрель); •итоговый (май). На каждом из этапов решаются определенные задачи и проводятся соответствующие им мероприятия. Рассмотрим содержание каждого этапа. 5
Стр.7
6 Подготовительный этап Цель – формирование положительной мотивации к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования, приобретение системы знаний, необходимых для ее осуществления. Важно Задачи: 1. Изучение нормативно-правовой базы. Нормативно-правовая база инклюзивного образования • Конституция РФ; • Конвенция о правах ребенка; • Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006); • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.); • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 02.12.2013); • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.); • федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155; • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» (с изм. от 04.04.2014); • приказ Минобрнауки России от 29.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»; • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». 2. Создание предметно-развивающей среды для работы с детьми с ЗПР. РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ
Стр.8
№7, 2015 3. Ознакомление с типологическими особенностями детей с ЗПР. Изучение методов и приемов коррекционной работы с детьми с ЗПР. Для реализации задач подготовительного этапа педагогомпсихологом совместно с методистом ДОО проводится курс мероприятий (табл. 1). Кроме этого, педагоги МАДОУ проходят курс лекций «Помощь детям с ОВЗ в условиях ДОО» (16 часов) по модулю «Особенности обучения и воспитания детей с ЗПР», разработанный специалиТаблица 1 Мероприятия подготовительного этапа, направленные на приобретение системы знаний в области инклюзивного образования детей с ЗПР Количе№Раздел, тема 1 Актуальные проблемы инклюзивного образования в России. Опыт реализации инклюзивного образования в международной практике. Модели реализации инклюзивного образования 2 Нормативные документы, определяющие организацию инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ЗПР 3 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в обеспечении индивидуализации обучения и воспитания детей с ОВЗ 4 Типологические особенности развития дошкольников с ЗПР 5 Создание предметно-развивающей среды в группе комбинированной направленности 6 Социализация детей с ЗПР в группе комбинированной направленности 7 Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ЗПР ПМПк ДОО. Взаимодействие специалистов 8 Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ЗПР в группе комбинированной направленности 9 Особенности диагностики детей с ЗПР 10 Психологические особенности семей, имеющих детей с ЗПР ство часов проведения Ответственный Форма I. Инклюзивное образование: научные основания и практическая актуальность 2Круглый стол 2Семинарпрактикум 2Семинарпрактикум II. Инклюзивное образование детей с ЗПР в условиях ДОО 2Консультация 2Консультация 2Круглый стол 2Семинарпрактикум 2Семинарпрактикум 2 Консультация 2Консультация Педагог-психолог, учитель-логопед Педагог-психолог, методист ДОО Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Методист ДОО 7
Стр.9