Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник педагога-психолога. Детский сад

Справочник педагога-психолога. Детский сад №2 2015 (236,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID313055
АннотацияВ журнале диагностируются и анализируются психологические особенности детей. Журнал знакомит с коррекционной и развивающей работой, с новыми методиками и программами по всем направлениям психолого-педагогической деятельности в ДОО.
Справочник педагога-психолога. Детский сад .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №2 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313055 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.menobr.ru 2, 2015 Деятельность ПМПК в рамках инклюзивного образования Методы оценки привязанности ребенка к родителям Использование изотерапии на стекле в коррекционноразвивающей работе Способы развития сенсомоторных компонентов психической деятельности ребенка ДЕТСКИЙ САД Реклама Fotolia/PhotoXPress.ru Не успеваете отслеживать все законодательные нововведения? <...> Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК Опыт работы ПМПК Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 14 Иноземцев Д.В. <...> Психодиагностические методы оценки привязанности ребенка к родителям Анализ методики «Незнакомая ситуация» (М. <...> Эйнсворт) и ее модификации, разработанной М.А. Васильевой КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 19 Сорин А.В. <...> Взаимодействие с ребенком в ситуации развода родителей Является ли развод травмой для ребенка? <...> Как говорить с детьми на трудные темы, или Моя мама пьет Как выстроить работу с ребенком пьющей мамы, что и как рассказывать ему о болезни, какую помощь оказать семье в целом и маме конкретно КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 34 Фоминова М.Н. <...> Программа «На пороге школы» для детско-родительской группы Продолжение. <...> Использование изотерапии на стекле в коррекционноразвивающей работе с дошкольниками Интегрированная художественно-творческая деятельность «Зимнее настроение» для старших дошкольников. <...> Конспект деятельности СОДЕРЖАНИЕ №2, 2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 60 Николаева Е.П. <...> Способы развития сенсомоторных компонентов психической деятельности ребенка Материал для информационно-делового оснащения «Что такое сенсорное развитие детей? <...> Использование стихотворных форм для сенсомоторного развития ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 71 Игнатова Е.М. <...> Методическая разработка «Зарядка для ума» Комплексы упражнений, включающие телесно-ориентированные и дыхательные техники, для улучшения психофизического здоровья дошкольников, повышения общего жизненного тонуса <...>
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№2_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№2_2015.pdf
2, 2015 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор ДЕТСКИЙ САД РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80821 (полугодовой) «Пресса России» – 44950 (полугодовой) «Почта России» – 12606 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Владимирова А.С. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Служба клиентской поддержки тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использована фотография Fotolia/PhotoXPress Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 22.12.2015. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6732. Заказ № К-2429 Дата выхода в свет 20.01.2015 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 9 772221 508153 Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Сутемьева О.А. Верстка Жафярова Г.Х. Шатуха М.В. Брыкова Е.В. Бурлакова И.А. – канд. психол. наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования ГОУ ВПО МГППУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, проф. кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии НОУ ВПО МПСУ Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования Министерства образования и науки Челябинской области Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена Романова Е.С. – д-р психол. наук, проф., директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – зам. руководителя Департамента общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, руководитель психологической службы АНО «Школа “Президент”», Московская обл. ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Агуреева Т.Н. – шеф-редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва ISSN 2221-5085 02
Стр.3
2 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 4 Козина Г.П., Кобазова Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК Опыт работы ПМПК Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 14 Иноземцев Д.В. Психодиагностические методы оценки привязанности ребенка к родителям Анализ методики «Незнакомая ситуация» (М. Эйнсворт) и ее модификации, разработанной М.А. Васильевой КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 19 Сорин А.В. Взаимодействие с ребенком в ситуации развода родителей Является ли развод травмой для ребенка? Детские невротические реакции, сопровождающие развод родителей. Как родителям сообщить ребенку о разводе, что делать после него. Консультирование дошкольника и родителей в рамках ДОО 26 Корчагина Ю.В. Как говорить с детьми на трудные темы, или Моя мама пьет Как выстроить работу с ребенком пьющей мамы, что и как рассказывать ему о болезни, какую помощь оказать семье в целом и маме конкретно КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 34 Фоминова М.Н. Программа «На пороге школы» для детско-родительской группы Продолжение. Формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу. Сценарии встреч 5–9 51 Курченко Н.М., Косова Н.В. Использование изотерапии на стекле в коррекционноразвивающей работе с дошкольниками Интегрированная художественно-творческая деятельность «Зимнее настроение» для старших дошкольников. Конспект деятельности СОДЕРЖАНИЕ
Стр.4
№2, 2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 60 Николаева Е.П. Способы развития сенсомоторных компонентов психической деятельности ребенка Материал для информационно-делового оснащения «Что такое сенсорное развитие детей?». Развиваем слуховое восприятие, моторику, зрительное восприятие, обонятельные и вкусовые ощущения. Использование стихотворных форм для сенсомоторного развития ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 71 Игнатова Е.М. Методическая разработка «Зарядка для ума» Комплексы упражнений, включающие телесно-ориентированные и дыхательные техники, для улучшения психофизического здоровья дошкольников, повышения общего жизненного тонуса, предупреждения патологических состояний, оптимизации функционального статуса глубинных образований мозга, формирования базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием методики 3 Читайте в ближайших номерах Формирование устной речи дошкольников через развитие эмоционального интеллекта в соответствии с ФГОС ДО Куклы-монстры в детском пространстве Работа психологической службы детского сада в рамках адаптированной образовательной программы Тренинги для педагогов по установлению контакта с родителями с помощью техник активного слушания
Стр.5
4 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Представляем вашему вниманию опыт психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Нерюнгринского района, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) пo сопровождению внедрения и реализации инклюзивного образования в рамках эффективно работающей модели. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК Г.П. Козина, директор МБУ ПМПК Нерюнгринского района, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) Ю.В. Кобазова, канд. психол. наук, доцент кафедры ПиМНО СВГУ им. М.К. Амосова, заместитель директора МБУ ПМПК Нерюнгринского района, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) и детей-инвалидов с учетом условий, необходимых для обеспечения их развития, получения ими качественного образования, адаптации и интеграции в социум. В рамках реализации основных положений Федерального П закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) (ст. 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных еред педагогическим сообществом стоит задача повышения эффективности и качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
Стр.6
№2, 2015 программ, развитии и социальной адаптации») центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи, психологомедико-педагогические комиссии (ПМПК) осуществляют: • помощь организациям, которые ведут образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучащихся; • психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательных программ; • помощь в разработке образовательных программ; в выборе оптимальных методов обучения и воспитания детей, испытывающих трудности в освоении образовательных программ; в выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению; • мониторинг эффективности организаций, которые ведут образовательную деятельность, психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации. Сфера деятельности территориальной ПМПК Нерюнгринского района ПМПК работает с психолого-медико-педагогическими консилиумами 64 образовательных организаций (далее – ОО), учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения, Республиканским центром реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ» (г. Нерюнгри), Центром реабилитации детей с нарушением психики и ДЦП, детской поликлиникой, комиссией по делам несовершеннолетних, психоневрологическим диспансером, медико-социальной экспертизой и др. Задачи ПМПК, связанные непосредственно с опытом инклюзивной практики: • оценка возможности быть включенным в инклюзивную среду ОО; • выбор организационной формы инклюзивного образования; К сведению педагога-психолога Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082). 5
Стр.7
6 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ • выбор оптимального уровня включения ребенка с ОВЗ в среду обычных сверст ников; • определение условий и срока (в том числе диагностического) включения ребенка в среду обычных сверстников; • оценка динамики его обучения и уровня социальной адаптации в процессе интеграции (инклюзии) в ОО; • просветительская деятельность, направленная на повышение психологопедагогической культуры и принятие инклюзивных ценностей. В рамках своей деятельности ПМПК своевременно выявляет К сведению детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) с отклонениями в поведении, проводит их комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, по результатам которого разрабатываются рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания. С 2002 по 2014 г. обследование в ПМПК Нерюнгринского района прошел 3501 ребенок в возрасте от 0 до 18 лет. Модель психолого-педагогического сопровождения ПМПК инклюзивного образования С 2010 г. ПМПК Нерюнгринского района осуществляет инновационно-экспериментальную деятельность в рамках республиканской экспериментальной площадки по теме «Модель сопровождения ПМПК инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Результат этой деятельности – разработка модели психолого-педагогического сопровождения психолого-медико-педагогической комиссией внедрения и реализации инклюзивного образования в Нерюнгринском районе. Инклюзивное образование в Законе № 273ФЗ понимается как обеспечение равного доступа к образованию всем обучающимся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В группу детей с ОВЗ входят те, у кого наблюдаются различные нарушения в развитии слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, задержка психомоторного развития и комплексные нарушения развития. Методической базой инновационно-экспериментальной деятельности служат теоретические и экспериментальные исследо
Стр.8
№2, 2015 вания, в которых рассматриваются проблемы реформирования системы воспитания и обучения в части инклюзии (Н.Н. Малофеев, М.М. Маркович, Н.Д. Шматко), а также результаты исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте изучения интеграционных процессов, инклюзивного подхода к дошкольному и общему образованию (Е.Л. Гончарова, С.В. Алехина, О.И. Кукушкина, Т.Н. Князева, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова, Н.В. Шутова, Л.М. Шипицына, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и др.). При этом особую значимость приобретают учет возрастных особенностей и выявление механизмов и функций компенсаторных психических образований, которые, на наш взгляд, определяют задачи и принципы психологического сопровождения детей, позволяют более дифференцированно воздействовать на их потенциальные возможности (Л.С. Выготский, Г.В. Грибанова, Е.Е. Дмитриева, С.Д. Забрамная и др.). Анализ системы образования в Нерюнгринском районе позволил выделить ряд проблем, среди которых основными являются следующие: • на уровне ПМПК и ОО недостаточно развиты координирующие механизмы по организации инклюзивного образовательного процесса, обеспечивающего высокий уровень социализации детей-инвалидов в обществе; • не созданы определенные условия для возникновения предпосылок к смене потребности и определенных содержательных мотивов педагогических кадров; • не существует законченной технологии педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования; • не разработана система психолого-педагогического мониторинга детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Обозначенные проблемы формируют противоречие между Проблема интеграцией детей с ОВЗ в современное общество и невозможностью удовлетворить в полной мере их образовательные потребности, а также между стремлением предотвратить дискриминацию в отношении детей с ОВЗ в части равноправного положения с членами своих сообществ и общества в целом и невозможностью обеспечить это по причине несовершенства сложившейся образовательно-воспитательной системы. 7
Стр.9