Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник педагога-психолога. Детский сад

Справочник педагога-психолога. Детский сад №1 2015 (236,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID313054
АннотацияВ журнале диагностируются и анализируются психологические особенности детей. Журнал знакомит с коррекционной и развивающей работой, с новыми методиками и программами по всем направлениям психолого-педагогической деятельности в ДОО.
Справочник педагога-психолога. Детский сад .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №1 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313054 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.menobr.ru 1, 2015 Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды Диагностика мотивационной сферы у старших дошкольников Программа «На пороге школы» для детскородительской группы Как не оказаться в «ловушке наказаний» ДЕТСКИЙ САД Дорогие коллеги! <...> 4 Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО Из опыта работы МДОУ детский сад комбинированного вида № 2 «Радуга» г. Заозерска Мурманской области ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Кремлякова А.Ю. <...> 13 Диагностика мотивационной сферы у старших дошкольников Методики «Беседа о школе», «Экспериментальная беседа», «Сказка», «Исследование мотивации учения», «Выбери место», «Школа зверей», «Что мне нравится в школе? <...> Как не оказаться в «ловушке наказаний» Оппозиционно-вызывающее расстройство поведения. <...> 40 54 Программа «На пороге школы» для детско-родительской группы Формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу. <...> Проект «Здоровая едаздоров и весел я всегда». <...> Содержание четырех мини-проектов в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО. <...> Консультация для педагогов «Репрезентативная система» Материал для проведения группового краткосрочного психологического консультирования с элементами практической деятельности: понятие репрезентативной системы, характеристики ее типов, модель «Ключи глазного доступа», тест на выявление ведущего канала восприятия информации, задания для закрепления и рефлексии ПСИХОПРОФИЛАКТИКА Терехова Ж.В. <...> 74 Игровое взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста «Театр открывается – сказка начинается» Эмоциональный интеллект как составляющая психологического здоровья ребенка. <...> Задачи игрового взаимодействия в рамках образовательных областей ФГОС ДО. <...> Конспект мероприятия 3 Читайте в ближайших номерах Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми Психодиагностические <...>
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№1_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№1_2015.pdf
1, 2015 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор ДЕТСКИЙ САД РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80821 (полугодовой) «Пресса России» – 44950 (полугодовой) «Почта России» – 12606 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 Размещение рекламы (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Владимирова А.С. тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Служба клиентской поддержки тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использована фотография Габовой Т.О. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 01.12.2014. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6714. Заказ № К-2413 Дата выхода в свет 19.12.2014 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ГУП ЧР «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Сутемьева О.А. Верстка Жафярова Г.Х. Шатуха М.В. Брыкова Е.В. Бурлакова И.А. – канд. психол. наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования ГОУ ВПО МГППУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, проф. кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии НОУ ВПО МПСУ Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования Министерства образования и науки Челябинской области Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена Романова Е.С. – д-р психол. наук, проф., директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – зам. руководителя Департамента общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, руководитель психологической службы АНО «Школа “Президент”», Московская обл. ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Агуреева Т.Н. – шеф-редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва ISSN 2221-5085 01 9 772221 508153
Стр.3
2 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Архипова А.А. 4 Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО Из опыта работы МДОУ детский сад комбинированного вида № 2 «Радуга» г. Заозерска Мурманской области ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Кремлякова А.Ю. 13 Диагностика мотивационной сферы у старших дошкольников Методики «Беседа о школе», «Экспериментальная беседа», «Сказка», «Исследование мотивации учения», «Выбери место», «Школа зверей», «Что мне нравится в школе?» КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 26 СОДЕРЖАНИЕ Осин Е.К. Как не оказаться в «ловушке наказаний» Оппозиционно-вызывающее расстройство поведения. Что такое «ловушка наказаний». Положительное противоположное как альтернатива традиционным наказаниям. Чудесная сила похвалы. Факторы, обусловливающие плохое поведение ребенка. Обучение родителей как метод лечения поведенческих нарушений. Памятка для родителей «Что делать вместо наказаний?» КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Фоминова М.Н. 40 54 Программа «На пороге школы» для детско-родительской группы Формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей. Сценарии встреч 1–4 Сермягина В.Ю. Организация проектной деятельности с детьми с ОНР Возможности и основные принципы проектной деятельности. Проект «Здоровая еда – здоров и весел я всегда». Содержание четырех мини-проектов в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО. Конспект мини-проекта «Стол без медов, что песня без слов» для детей 5–7 лет с ОНР
Стр.4
№1, 2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 64 Сивенкова Е.М. Консультация для педагогов «Репрезентативная система» Материал для проведения группового краткосрочного психологического консультирования с элементами практической деятельности: понятие репрезентативной системы, характеристики ее типов, модель «Ключи глазного доступа», тест на выявление ведущего канала восприятия информации, задания для закрепления и рефлексии ПСИХОПРОФИЛАКТИКА Терехова Ж.В. 74 Игровое взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста «Театр открывается – сказка начинается» Эмоциональный интеллект как составляющая психологического здоровья ребенка. Задачи игрового взаимодействия в рамках образовательных областей ФГОС ДО. Конспект мероприятия 3 Читайте в ближайших номерах Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми Психодиагностические методы оценки привязанности ребенка к родителям Гармонизация личности детей 7 лет с помощью сказкотерапии Родительское собрание «Значение игрушки в жизни ребенка»
Стр.5
4 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО А.А. Архипова, педагог-психолог МДОУ детский сад комбинированного вида № 2 «Радуга», г. Заозерск, Мурманская обл. Структурные компоненты психологической безопасности ПОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОНИМАЕТСЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОТ УГРОЗ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ, УНИЖЕНИЯ И ОСКОРБЛЕНИЯ, ОТ ТОГО, ЧТО ЗАСТАВЛЯЮТ ДЕЛАТЬ ПРОТИВ ЖЕЛАНИЯ, ОТ ЗАБРОШЕННОСТИ, ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОГО И НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Рассматривая актуальность данной темы в глобальном масштабе, хотелось бы подчеркнуть ее приоритетность в рамках дошкольной образовательной организации (ДОО). Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Обеспечение такого развития предполагает решение основной задачи ДОО – охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОО по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка. При постановке задач такого рода психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов. Под психологической безо пасностью понимается защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.
Стр.6
№1, 2015 Исходя из изложенного можно выделить структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая безо пасность» и непосредственно влияют на нее. В свою очередь, структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить на две системы: • систему организации режима жизнедеятельности воспитанников; • систему организации межличностных отношений в ДОО. Система организации режима жизнедеятельности воспитанников: • установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима); • создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т. д.; • организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности). Система организации межличностных отношений в ДОО: • влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); • психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников); • психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера). В заозерском детском саду № 2 «Радуга» выстроена система работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО. Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО. Задачи: 1) создание условий, способствующих эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОО; 5
Стр.7
6 Этапы работы Рассмотрим содержание этапов работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды. 1. Диагностический этап. На данном этапе анализируются: • отношение детей к ДОО, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе; • психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса; • специфика организации воспитательно-образовательного процесса; • степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых; • психологический климат педагогического коллектива. 2. Организационно-практический этап. В группах ДОО регулярно проводится работа по обеспечеСловарь педагога-психолога Психологизация образовательной среды – это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса с целью успешной модернизации национальной системы образования. нию безопасной и психологически комфортной образовательной среды: • Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание в ДОО безопасных условий; защита от всех форм дискриминации. • Повышение профессионального уровня педагогов и создание необходимых условий для их личностного роста, что подразумевает проведение методических мероприятий для педагогов: индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов, направленных на оптимизацию процесса организации рационального режима дня (распределение физических и интеллектуальных нагрузок, организацию питания, сна и предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям психологической безопасности; использование в работе приемов аутотренинга и релаксации). • Организация коррекционно-раз вивающих занятий с детьми, направленных на создание условий для их естественного психологического развития, развитие РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 2) создание условий для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.
Стр.8
№1, 2015 эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений, включающую психотехнические методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастику, аутогенную тренировку, снятие психомышечного напряжения, релаксацию и пр.). В течение учебного года с детьми проводятся коррекционно-развивающие занятия по следующим программам (таблица). Программы коррекционно-развивающих занятий с детьми Цель Название программы / автор (составитель) / целевая аудитория Программа групповых игровых сеансов по социализации ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Автор-составитель – А.А. Архипова*. Целевая аудитория: воспитанники первых младших групп Создание условий для обеспечения психологического благополучия и позитивной социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия Задачи 12 3 • Вызвать у ребенка интерес к сверстникам – партнерам по взаимодействию; • облегчить процесс адаптации вновь набранных детей; • сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками; • научить выполнять одновременно одинаковые игровые действия, достигая общего игрового результата, а также наблюдать за игрой других детей; • сформировать благоприятный климат в группе; • стимулировать подражание взрослым в выражении эмоциональной отзывчивости; • научить слушать взрослого и действовать по его инструкции; • сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком; • сформировать доверительные отношения; • снизить психофизическую и эмоциональную напряженность; • развивать познавательную активность и речь; • развивать сенсомоторные навыки Программа психолого-педагогических занятий по интеллектуальному, эмоциональному и волевому развитию дошкольников «Цветик-семицветик». Создание условий для естественного психологического развития ребенка • Развить эмоциональную сферу, ввести ребенка в мир человеческих эмоций; • развить коммуникативные умения, необходимые для успешного общения; • развить волевую сферу – произвольность психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе; * Содержание программы см.: «Справочник педагога-психолога. Детский сад». 2013. № 6. С. 66–74. 7
Стр.9