Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Справочник педагога-психолога. Детский сад

Справочник педагога-психолога. Детский сад №11 2014 (162,25 руб.)

0   0
Страниц84
ID313052
АннотацияВ журнале диагностируются и анализируются психологические особенности детей. Журнал знакомит с коррекционной и развивающей работой, с новыми методиками и программами по всем направлениям психолого-педагогической деятельности в ДОО.
Справочник педагога-психолога. Детский сад .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №11 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313052 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.resobr.ru 11, 2014 Основы проектной деятельности педагога-психолога Серийное рисование с детьми с заиканием Игры и упражнения для проведения в темной сенсорной комнате Оптимизация психологического микроклимата в ДОО ДЕТСКИЙ САД Как сделать свою работу ярче и интереснее? <...> Подпишитесь на комплект «Образцовый детский сад» Соберите серию полезных плакатов, с которыми удобно и приятно работать каждый день! <...> Основы проектной деятельности педагога-психолога Компоненты и структура проектной деятельности. <...> Серийное рисование с детьми с заиканием Исследование эмоциональной сферы ребенка (особенно из группы риска) путем рисования ребенком мандалы. <...> Как помочь застенчивому ребенку Что чувствует застенчивый ребенок. <...> Памятка для воспитателей «Формирование взаимодействия с застенчивым ребенком» 2 КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 41 Кулакова З.А. <...> Оптимизация психологического микроклимата в ДОО План мероприятий Недели психологии в НДОУ «Детский сад № 214 ОАО "РЖД"» г. Черемхово Иркутской обл. <...> Конспект малой психологической игры «Удивительное путешествие друзей в Зазеркалье». <...> Памятки для родителей ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 70 Самойлович Е.Р., Богун О.В. <...> Игры и упражнения для проведения в темной сенсорной комнате На снятие эмоционального и нервно-психического напряжения, коррекцию негативизма и агрессивного поведения; сплочение группы детей, развитие коммуникативных навыков, формирование мотивации к общению со сверстниками, преодоление негативных эмоций по отношению к ним; развитие воображения, восприятия, оригинальности и гибкости мышления; коррекцию страха темноты, пауков; развитие тактильных ощущений; повышение самооценки, уверенности в себе и др. <...> ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ Структурирование работы педагогапсихолога в соответствии с профессиональным стандартом Организация Дня спонтанного проявления доброты в ДОУ Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями <...>
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№11_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№11_2014.pdf
11, 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор ДЕТСКИЙ САД РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Голубева Т.Н. Художник Сайкова Н.В. Верстка Жафярова Г.Х. Брыкова Е.В. тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80821 (полугодовой) «Пресса России» – 44950 (полугодовой) «Почта России» – 12606 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Служба клиентской поддержки тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использованы фотографии Fotolia/PhotoXPress, М.Н. Асатовой, Марии Вальсовой Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 30.09.2014. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6589. Заказ № 965-ОП Дата выхода в свет 20.10.2014 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, 15. Тел. +7(8352) 28-77-98, 57-01-87 www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 2221-5085 11 Владимирова А.С. Шатуха М.В. Бурлакова И.А. – канд. психол. наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования ГБОУ ВПО МГППУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии НОУ ВПО МПСУ Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования Министерства образования и науки Челябинской области Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена Романова Е.С. – д-р психол. наук, проф., директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – зам. руководителя Департамента общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, проф. факультета социальной психологии ГБОУ ВПО МГППУ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Агуреева Т.Н. – шеф-редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Чепракова Е.А. – руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва 9 772221 508146
Стр.3
11, 2014 СОДЕРЖАНИЕ АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА 4 Психологическая поддержка детей, прибывающих с территории Украины Извлечения из методических рекомендаций по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины. Памятка по психологической поддержке детей, прибывающих с территории Украины. Комментарий кандидата психологических наук, доцента кафедры возрастной психологии НОУ ВПО МПСУ М.В. Зиновьевой РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 12 Кадникова С.Ю. Основы проектной деятельности педагога-психолога Компоненты и структура проектной деятельности. Виды проектов. Основные этапы и паспорт проектной деятельности. Формы продуктов проектной деятельности ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 18 Кремлякова А.Ю. Серийное рисование с детьми с заиканием Исследование эмоциональной сферы ребенка (особенно из группы риска) путем рисования ребенком мандалы. Процедура проведения диагностики. Интерпретация результатов. Основные стадии серийного рисования. Результаты применения метода на практике КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 24 Безруких М.М. Как развивается ребенок в возрасте от года до трех лет Особенности физического развития. Двигательная активность. Развитие речи и внимания. Игровая и познавательная деятельность. Эмоциональное развитие 35 Павлова А.Б. Как помочь застенчивому ребенку Что чувствует застенчивый ребенок. Причины детской застенчивости. Рекомендации родителям застенчивого ребенка. Памятка для воспитателей «Формирование взаимодействия с застенчивым ребенком» 2
Стр.4
КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 41 Кулакова З.А. Программа по развитию и коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы детей дошкольного возраста «Понимайка» Учебно-тематический план программы. Конспекты коррекционно-развивающих занятий для детей 3–5, 5–6 и 6–7 лет. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 56 Жагарина М.А. Оптимизация психологического микроклимата в ДОО План мероприятий Недели психологии в НДОУ «Детский сад № 214 ОАО "РЖД"» г. Черемхово Иркутской обл. Общие рекомендации к подготовке мероприятия. Конспект малой психологической игры «Удивительное путешествие друзей в Зазеркалье». Шуточный тест для родителей «Скажи мне, кто…». Памятки для родителей ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 70 Самойлович Е.Р., Богун О.В. Игры и упражнения для проведения в темной сенсорной комнате На снятие эмоционального и нервно-психического напряжения, коррекцию негативизма и агрессивного поведения; сплочение группы детей, развитие коммуникативных навыков, формирование мотивации к общению со сверстниками, преодоление негативных эмоций по отношению к ним; развитие воображения, восприятия, оригинальности и гибкости мышления; коррекцию страха темноты, пауков; развитие тактильных ощущений; повышение самооценки, уверенности в себе и др. ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ Структурирование работы педагогапсихолога в соответствии с профессиональным стандартом Организация Дня спонтанного проявления доброты в ДОУ Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями» Как развивается ребенок в возрасте от 3 до 6 лет 3
Стр.5
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА Обойти стороной тему, обсуждаемую всем миром, будет некорректно и тем более непрофессионально, учитывая, что появляются нормативные документы, связанные с деятельностью педагога-психолога, в частности, письмо Минобрнауки России от 14.08.2014 № 08-1081 «О направлении методических рекомендаций по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины». Прокомментировать данное письмо мы попросили канд. психол. наук, доцента кафедры возрастной психологии Московского психолого-социального университета Марину Владимировну Зиновьеву. Психологическая поддержка детей, прибывающих с территории Украины С началом учебного года в образовательные организации России поступают дети, которые были вынуждены покинуть территорию Украины. Практически все они нуждаются в перво очередной и неотложной психологической помощи, т. к. переживают утрату привычного окружения и уклада жизни. Минобрнауки России направило в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, письмо с методическими рекомендациями, где большое внимание уделено проблемам психологической поддержки детей, прибывающих с территории Украины. Как организовать эффективную помощь этим детям и сделать это так, чтобы она не была формальной и нарочито навязчивой? В первую очередь педагогу-психологу нужно наладить контакт с родителями детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. При этом необходимо помнить о том, что у людей, переживших серьезное психотравмирующее воздействие, может быть значитель4
Стр.6
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА но снижен кредит доверия к психологу. Следовательно, при организации психологического консультирования нельзя оказывать давление. На первых этапах сотрудничества наиболее эффективной является групповая работа с родителями всего класса (группы) , например, проведение встреч в родительских клубах, гостиных и т. п. То есть нужно выбирать те виды психологического сопровождения, которые носят неформальный характер и предполагают эмоциональное общение участников мероприятия. Это поможет педагогу- психологу наладить взаимопонимание с родителями и обеспечить их готовность к дальнейшему сотрудничеству. Непосредственная психологическая поддержка детей должна включать целый комплекс мероприятий. Прежде всего необходимо организовать проведение занятий по адаптации к новым условиям образования – это обеспечит интеграцию детей в коллектив сверстников. В данных целях можно использовать программы таких авторов, как М.Р. Битянова, О.В. Хухлаева, И.В. Вачков, Г.У. Солдатова и др. Подобные занятия предполагают максимальное использование игровых техник. Также важно изучить особенности психологического статуса ребенка, для того чтобы выявить его индивидуальные образовательные потребности и убедиться в актуальности оказания ему коррекционно-развивающей помощи. При проведении диагностических мероприятий педагогу-психологу следует быть максимально корректным, деликатным и тактичным, опираться на результаты наблюдения за ребенком в учебных и внеучебных ситуациях. По результатам диагностики может быть выявлена потребность в специализированной психологической и психотерапевтической помощи, которая реализуется на основе специально разработанных программ, направленных на преодоление страхов, последствий психотравмирующего в оздействия, переживания потерь и проч. Такие занятия должны проводить специалисты, имеющие соответствующую подготовку. Для оказания детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, эффективной психологической поддержки, существенное значение имеет развитие психолого-педагогической компетентности педагогов. Педагогу-психологу образовательной организации целесообразно провести для педагогического коллектива цикл за5
Стр.7
11, 2014 нятий, на которых он может помочь с выбором наиболее конструктивной стратегии взаимодействия с детьми и их родителями, а также обсудить трудности, возникающие при непосредственном общении с ними. Эффективность психологической поддержки детей, прибывающих с территории Украины, во многом зависит от степени профессионализма оказываемой им психологической помощи, тесного взаимодействия и неравнодушия всех участников этого процесса. Письмо Минобрнауки России от 14.08.2014 № 08-1081 О направлении методических рекомендаций по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины (извлечения) В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 19 июля 2014 г. № ДМ-П8-5449р Министерство образования и науки Российской Федерации направляет методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины (далее – методические рекомендации), разработанные совместно с федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования», для использования при приеме детей, прибывающих с территории Украины (в том числе детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства) в организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам. В методические рекомендации включены: • памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территории Украины; • памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территории Украины; • памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территории Украины, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования; 6
Стр.8
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА • памятка по психологической поддержке детей, прибывающих с территории Украины. Минобрнауки России просит довести данную информацию до организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и рекомендовать разместить указанные методические рекомендации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на информационных стендах организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам. Директор Департамента А.В. Зырянова Памятка по психологической поддержке детей, прибывающих с территории Украины 1. О психическом и психологическом состоянии детей, прибывающих с территории Украины На долю вашей семьи выпало немало испытаний. Вам пришлось пережить утрату дома, родины, гибель близких людей, эмиграцию. Вы были вынуждены начинать жизнь заново в России. Ваши дети с раннего возраста знают, что такое лишения, несправедливость и страх. Помните, что детская душа особенно хрупка и уязвима. Ребенку труднее справляться с тяжелыми переживаниями, чем взрослому, и это может отразиться на его психическом и психологическом здоровье. Папы и мамы! Присмотритесь внимательнее к своим детям. Возможно, Вы сами заметите у них признаки душевного неблагополучия и сумеете оказать необходимую поддержку. Дети ждут ее в первую очередь не от учителей и врачей, а от самых близких и дорогих им людей – от своих родителей. Важно помнить, что «запас прочности» и сил у ребенка намного меньше, чем у взрослого. Некоторые детские проблемы часто кажутся взрослым несерьезными, однако для ребенка они важны и значимы. Взрослые и не подозревают, как легко можно ранить ребенка. У детей слишком мало возможностей рассказать о том, что их мучает и беспокоит – им самим это не вполне ясно. Иногда ребенок не рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их огорчать и расстраивать. Как же взрослым узнать о том, что ребенок испытывает душевное страдание? Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так, они могут проявляться в виде: 7
Стр.9