Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник педагога-психолога. Детский сад

Справочник педагога-психолога. Детский сад №8 2014 (162,25 руб.)

0   0
Страниц84
ID313049
АннотацияВ журнале диагностируются и анализируются психологические особенности детей. Журнал знакомит с коррекционной и развивающей работой, с новыми методиками и программами по всем направлениям психолого-педагогической деятельности в ДОО.
Справочник педагога-психолога. Детский сад .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №8 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313049 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.resobr.ru 8, 2014 Аттестация педагогических работников в новейшей истории России Диагностика детскородительских отношений Как ответить ребенку на вопрос, где его папа Развитие профессиональной компетентности младших воспитателей ДЕТСКИЙ САД Отличное дополнение Во II полугодии 2014 года: «Оценка качества деятельности педагога ДОО» Подходы к общественно-профессиональной экспертизе в ДОО. <...> Аттестация педагогических работников в новейшей истории России История законодательства, регламентирующего проведение аттестации педагогических работников в России с 1970-х гг. до наших дней ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Губайдуллина А.З. <...> Как ответить ребенку на вопрос, где его папа Рекомендации по выстраиванию диалога с детьми до 5 лет и старшими дошкольниками в ситуациях, когда взрослые находятся в процессе развода, разведены, когда семья изначально включала только маму и ребенка КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 34 49 Фазлетдинова А.А. <...> Коррекция эмоционального состояния детей 4–7 лет в условиях сенсорной комнаты Программа «Волшебная комната». <...> Диагностика степени позитивного и негативного психического состояния – методика «Паровозик» (С.В. Велиева). <...> Использование тактильной книги в работе педагога-психолога Инструкция по созданию книги своими руками. <...> Варианты заданий, игр и упражнений для детей 3–7 лет с применением книги: «На что это похоже?», «Синяя история», «Что это было?», «Опиши свой страх», «Портрет радости» 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ Сметанина С.М. <...> 55 Развитие профессиональной компетентности младших воспитателей ДОО Результаты исследования уровня подготовленности младших воспитателей и их соответствия занимаемой должности, проведенное на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 60» г. Череповца Вологодской обл. <...> Организация работы Школы младших воспитателей: положение о Школе (нормативные документы, состав и руководство, права участников, предполагаемые результаты и критерии их <...>
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№8_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№8_2014.pdf
: 8, 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Голубева Т.Н. Художник Сайкова Н.В. Верстка Жафярова Г.Х. тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80821 (полугодовой) «Пресса России» – 44950 (полугодовой) «Почта России» – 12606 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Владимирова А.С. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Отдел по работе с клиентами тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использованы фотографии Fotolia/PhotoXPress, Брыковой Екатерины Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 01.07.2014. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6267. Заказ 702-ОП Дата выхода в свет 21.07.2014 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15. Тел. +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87 www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 9 772221 508146 ISSN 2221-5085 08 Шатуха М.В. Брыкова Е.В. ДЕТСКИЙ САД РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Бондарева С.К. – канд. пед. наук, профессор, ректор НОУ ВПО МПСУ Бурлакова И.А. – зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования ГОУ ВПО МГППУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии НОУ ВПО МПСУ Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования Министерства образования и науки Челябинской области Николаева Е.И. – проф. кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена Романова Е.С. – директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель руководителя Департамента общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ГОУ ВПО МГППУ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Агуреева Т.Н. – шеф-редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Чепракова Е.А. – руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва
Стр.3
8, 2014 4 СОДЕРЖАНИЕ АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА Гулидов П.В. Аттестация педагогических работников в новейшей истории России История законодательства, регламентирующего проведение аттестации педагогических работников в России с 1970-х гг. до наших дней ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Губайдуллина А.З. 16 Диагностика детско-родительских отношений: проективный тест «Три дерева» Содержание методики, процедура проведения, рекомендации. Интерпретация результатов: анализ деталей рисунка, цветового фона КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 26 Адмиральская И.С. Как ответить ребенку на вопрос, где его папа Рекомендации по выстраиванию диалога с детьми до 5 лет и старшими дошкольниками в ситуациях, когда взрослые находятся в процессе развода, разведены, когда семья изначально включала только маму и ребенка КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 34 49 Фазлетдинова А.А. Коррекция эмоционального состояния детей 4–7 лет в условиях сенсорной комнаты Программа «Волшебная комната». Содержание, структура и организация игровых сеансов, противопоказания. Диагностика степени позитивного и негативного психического состояния – методика «Паровозик» (С.В. Велиева). Конспекты игровых сеансов: «У водопада», «Под дождем», «Ручей», «Радуга», «Полет к своей звезде» Решетова А.В. Использование тактильной книги в работе педагога-психолога Инструкция по созданию книги своими руками. Содержание, материалы, советы по оформлению. Варианты заданий, игр и упражнений для детей 3–7 лет с применением книги: «На что это похоже?», «Синяя история», «Что это было?», «Опиши свой страх», «Портрет радости» 2
Стр.4
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ Сметанина С.М. 55 Развитие профессиональной компетентности младших воспитателей ДОО Результаты исследования уровня подготовленности младших воспитателей и их соответствия занимаемой должности, проведенное на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 60» г. Череповца Вологодской обл. Образец анкеты. Организация работы Школы младших воспитателей: положение о Школе (нормативные документы, состав и руководство, права участников, предполагаемые результаты и критерии их оценки), план работы на год Мокляк И.Г. 71 Дети с СДВГ, или «Неудобные дети» Анализ причин формирования СДВГ. Питание как один из факторов, влияющих на гиперактивность. Таблица витаминов и микроэлементов, важных для развития ребенка. Три основных симптомокомплекса. Памятка для родителей «Что нужно знать, общаясь с ребенком с СДВГ» ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ Участие педагога-психолога в профессио нальных конкурсах Модель взаимодействия педагогапсихолога и специалистов ДОУ Модификация использования методики «Страна эмоций» Методические рекомендации по организации консультативной работы педагога-психолога с родителями 3
Стр.5
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА Аттестация педагогических работников в новейшей истории России П.В. Гулидов, эксперт «МЦФЭР Образование» В последние годы аттестация педагогических работников в России носит системный характер: в соответствии с действующим законодательством она проводится регулярно, является обязательной, охватывает всех работников образовательных организаций, которые занимаются педагогичеВПЕРВЫЕ АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ В СССР БЫЛА ЗАКОНОДАТЕЛЬНО УСТАНОВЛЕНА В 1936 Г. ЕЕ ПРОВОДИЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ (ОСОБЫЕ) АТТЕСТАЦИОННЫЕ КОМИССИИ. ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГУ ПРИСВАИВАЛОСЬ ЗВАНИЕ ской деятельностью. Сама процедура аттестации четко регламентирована. Между тем такая ситуация сущеУЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ, КОТОРОЕ ЯВЛЯЛОСЬ ПЕРСОНАЛЬНЫМ И ПОЖИЗНЕННЫМ ствовала в нашей стране не всегда. Так, в середине прошлого века в СССР (в состав которого входила и территория современной России) аттестация педагогических работников проводилась лишь в отношении отдельных лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, – преимущественно работников высших учебных заведений и ученых. 1970-е гг. В 1970-е гг. советское государство обратило внимание на учителей общеобразовательных школ, поскольку именно от их квалификации и педагогического таланта зависело правильное (с точки зрения советской идеологии) обучение и воспитание подрастающего поколения. В результате постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.06.1972 № 463 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразова4
Стр.6
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА тельной школы» была введена систематическая аттестация учителей. Цитирую документ: «Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют: <…> Для стимулирования постоянного роста квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы преподавательских кадров ввести систематическую аттестацию учителей общеобразовательных школ. Учредить при министерствах просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевых, областных, Московском и Ленинградском городских отделах народного образования аттестационные комиссии. Наиболее отличившимся учителям по результатам аттестации присваивать звание “старший учитель” и “учитель-методист”. Министерству просвещения СССР совместно с ВЦСПС и Советами Министров союзных республик в течение 1972 года разработать и внести в Совет Министров СССР предложения об аттестационных комиссиях, порядке присвоения званий и мерах морального поощрения работы учителей». Сам порядок проведения аттестации учителей был установлен постановлением Совмина СССР от 16.04.1974 № 273 «Об аттестации учителей общеобразовательных школ». Согласно данному документу аттестация учителей проводилась один раз в пять лет. Аттестационные комиссии создавались при министерствах просвещения (народного образования) союзных (не имеющих областного деления) и автономных республик, краевых, областных, городских (Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик) отделах народного образования. Персональный состав комиссий ут«ЦЕЛЕСООБРАЗНО, ЧТОБЫ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ ПО ВОПРОСАМ УВОЛЬНЕНИЯ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМУЛИРОВКИ ПРИЧИН УВОЛЬНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ПРИЗНАННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ АТТЕСТАЦИИ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ, РАССМАТРИВАЛИСЬ ВЫШЕСТОЯЩИМИ В ПОРЯДКЕ ПОДЧИНЕННОСТИ ОРГАНАМИ». П. 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВМИНА СССР ОТ 16.04.1974 № 273 «ОБ АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ» верждался руководителями указанных органов народного образования. В них входили также представители партийных, профсоюзных и комсомольских органов. Комиссии рассматривали аттестационные материалы на учителей общеобразовательных школ независимо от их ведомственной подчиненности, определяли соответствие аттестуемых лиц 5
Стр.7
8, 2014 занимаемым должностям, давали оценку их деятельности, вносили в установленном порядке предложения о присвоении лучшим учителям званий «старший учитель» и «учитель-методист», а также о лишении этих званий. Решения по результатам аттестации в отношении каждого работника (поощрение, перевод на другую работу, освобождение от занимаемой должности и др.) принимались руководителями соответствующих органов народного образования с соблюдением действующего на тот момент трудового законо - дательства. Кроме того, допускалась досрочная аттестация учителей, которые не справлялись со своими обязанностями и не повышали свою квалификацию. 1980-е гг. Спустя десятилетие постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 12.04.1984 № 318 «О повышении заработной платы учителей и других работников народного образования» была установлена аттестация для воспитателей и старших пионерских вожатых. Данным документом было предписано присваивать по результатам аттестации воспитателям общеобразовательных школ, школ-интернатов и детских домов всех типов и наименований, профессионально-технических учебных заведений, детских дошкольных учреждений звание воспитателя-методиста. При этом Минпросу СССР, Минвузу СССР и Госпрофобру СССР было поручено определить совместно с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС порядок проведения аттестации указанных работников. Впоследствии письмом Минпроса СССР от 12.05.1985 № 26-М/42 были направлены Рекомендации-разъяснения по аттестации учителей, воспитателей, старших пионервожатых общеобразовательных школ, школ-интернатов и детских домов, воспитателей детских дошкольных учреждений (далее – Рекомендации-разъяснения по аттестации учителей, воспитателей, старших пионервожатых общеобразовательных школ). В соответствии с ними аттестации подлежали: • учителя, воспитатели, старшие пионервожатые (по должности) начальных, девятилетних (восьмилетних), средних общеобразовательных школ и школинтернатов всех типов и наименований (школ с продленным днем, вечерних (сменных) средних школ, школ с очно-заочной формой обучения, заочных 6
Стр.8
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА школ, средних школ с углубленным изучением отдельных предметов, школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, школ для детей с недостатками умственного и физического развития, школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, санаторно-лесных школ, школ при детских домах и др.); • воспитатели интернатов при сельских общеобразовательных школах; • воспитатели и старшие пионервожатые детских домов всех типов и наименований; • воспитатели детских дошкольных учреждений независимо от их ведомственной подчиненности. В то же время документ предусматОт аттестации освобождаются: учителя, воспитатели, старшие пионервожатые, находящиеся на длительном излечении; в течение первых трех лет работы учителя, воспитатели, старшие пионервожатые, окончившие заочно высшие и средние специальные учебные заведения и ранее не работавшие в учебно-воспитательных учреждениях; педагогические работники – совместители. П. 3 Рекомендаций-разъяснений по аттестации учителей, воспитателей, старших пионервожатых общеобразовательных школ ривал несколько категорий педагогических работников, которые освобождались от прохождения обязательной аттестации. Аттестация учителей, воспитателей, старших пионервожатых проводилась аттестационными комиссиями, создаваемыми при министерствах просвещения союзных (не имеющих областного деления) и автономных республик, главных управлениях (управлениях) народного образования, краевых, областных, городских (столицах союзных республик) отделах народного образования. В связи с введением аттестации воспитателей и старших пионервожатых в состав аттестационных комиссий дополнительно включались руководители детских домов, детских дошкольных учреждений, лучшие воспитатели, старшие пионервожатые, представители министерств и ведомств, в подчинении которых находились школы-интернаты, детские дома всех типов и на именований, детские дошкольные учреждения. В необходимых случаях для дополнительного выяснения вопросов по оценке деятельности аттестуемых при аттестационной комиссии создавалась экспертная группа из числа методистов, инспекторов, работников педагогических учебных заведений и других специалистов. Состав экспертной группы утверждался решением аттестационной комиссии. 7
Стр.9