Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник педагога-психолога. Школа

Справочник педагога-психолога. Школа №4 2015 (236,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID313033
АннотацияПсихокоррекционная и развивающая работа, рекомендации по планированию, организации и координации деятельности педагога-психолога в школе, а также новые методики и программы по всем направлениям психолого-педагогической работы с трудными детьми – об этом и многом другом читайте на страницах журнала.
Справочник педагога-психолога. Школа .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №4 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313033 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.menobr.ru 4, 2015 Комплекс диагностических методик сопровождения младших школьников Оценка портфеля достижений учащегося 4-го класса Подросток в семье: время трех кризисов Программа релаксационных занятий «Сбрось усталость» для детей ШКОЛА Открыта подписка на II полугодие 2015 года Журнал «Справочник педагога-психолога. <...> : 8 (495) 937-9082; e-mail: ap@mcfr.ru Реклама 4, 2015 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. <...> Главный редактор ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. <...> Оценка портфеля достижений учащегося 4-го класса, завершившего уровень начального общего образования Основные положения оценки портфеля достижений учащегося. <...> Сводная таблица результатов оценки портфеля достижений учащихся 4-х классов, завершивших уровень начального общего образования: оценка результатов по критериям, характер динамики развития результатов, вывод об уровне освоения ООП НОО. <...> Опыт МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 12 Запольская Е.Л., Истомина М.И. <...> Комплекс диагностических методик сопровождения младших школьников Методики психолого-педагогического сопровождения детского общественного объединения «Маленькая страна Чудетство». <...> Опыт МБОУ НШ «Перспектива» г. Сургута КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 23 Корчагина Ю.В. <...> Подросток в семье: время трех кризисов Первый кризис – принятие факта вступления ребенка в подростковый возраст, необходимость приспособиться к его взрослению. <...> Второй кризисиндивидуальный возрастной кризис каждого из супругов. <...> Третий кризискризис супружеской жизни, по времени часто совпадающий с двумя вышеописанными КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 34 Соловьева Д.Ю. <...> Подготовка младших <...>
Справочник_педагога-психолога._Школа_№4_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Школа_№4_2015.pdf
4, 2015 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80804 (полугодовой) «Пресса России» – 44949 (полугодовой) «Почта России» – 12607 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Служба клиентской поддержки тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использована фотография Fotolia/PhotoXPress Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 23.03.2015. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6935. Заказ № 2998 Дата выхода в свет 10.04.2015 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 9 772221 507156 Владимирова А.С. Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Сутемьева О.А. Верстка Першина Н.Е. Шатуха М.В. Брыкова Е.В. Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент факультета психологии НОУ ВПО МПСУ Романова Е.С. – д-р психол. наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, руководитель психологической службы АНО «Школа “Президент”» ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», г. Москва ISSN 2221-5077 04
Стр.3
2 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 4 Узянова И.М., Шиянова И.В. Оценка портфеля достижений учащегося 4-го класса, завершившего уровень начального общего образования Основные положения оценки портфеля достижений учащегося. Сводная таблица результатов оценки портфеля достижений учащихся 4-х классов, завершивших уровень начального общего образования: оценка результатов по критериям, характер динамики развития результатов, вывод об уровне освоения ООП НОО. Опыт МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 12 Запольская Е.Л., Истомина М.И. Комплекс диагностических методик сопровождения младших школьников Методики психолого-педагогического сопровождения детского общественного объединения «Маленькая страна Чудетство». Опыт МБОУ НШ «Перспектива» г. Сургута КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 23 Корчагина Ю.В. Подросток в семье: время трех кризисов Первый кризис – принятие факта вступления ребенка в подростковый возраст, необходимость приспособиться к его взрослению. Второй кризис – индивидуальный возрастной кризис каждого из супругов. Третий кризис – кризис супружеской жизни, по времени часто совпадающий с двумя вышеописанными КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 34 Соловьева Д.Ю. Программа групповых практических занятий «Мы выбираем жизнь!» для детей с суицидальным поведением Тренинг уверенности в себе «Я смогу, я сделаю». Тренинг коммуникативных навыков «Среди людей» 45 Роженко В.А. Подготовка младших школьников к переходу на уровень основного общего образования Окончание материала. Программа коррекционно-развивающих занятий «Первый раз в пятый класс». Конспекты занятий 13–20 СОДЕРЖАНИЕ
Стр.4
№4, 2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 58 Смирнова Е.О. Игры младшего школьника Игры, развивающие умственную деятельность: игры-лабиринты, игры с поворотами. Игры с карточками. Речевые игры. Игры-задания со словами ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 69 Сидлецкая О.А. Программа релаксационных занятий «Сбрось усталость» Описание программы, реализующейся в течение года. Конспекты занятий для детей младшего школьного возраста 3 Читайте в ближайших номерах Обзор коррекционно-развивающих программ для детей школьного возраста Банк психодиагностических методик для оценивания уровня сформированности УУД у учащихся 1–4-х классов Методическая неделя в образовательной организации: роль педагога-психолога
Стр.5
4 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Оценка портфеля достижений учащегося 4-го класса, завершившего уровень начального общего образования И.М. Узянова, педагог-психолог МБОУ – лицей № 10, г. Белгород И.В. Шиянова, заместитель директора МБОУ – лицей № 10, г. Белгород ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМОЙ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НЕ ТОЛЬКО РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТАМ, НО И ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ, ПРОГРАММ ИХ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся в определенный период обучения по уровням образования с 1-го по 11-й классы. При этом портфель достижений учащегося является формой накопительной оценки не только результатов освоения учебных программ по предметам, но и программ развития универсальных учебных действий (далее – УУД) учащихся, программ их воспитания и социализации. Портфель достижений учащегося Д дополняет традиционные контрольнооценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в разных видах деятельности на каждом уровне образования: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других. ля отражения личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы служит портфель достижений учащегося. Это
Стр.6
№4, 2015 Данную форму работы рекомендуется использовать для отслеживания личностных (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества) и метапредметных (освоенные УУД [познавательные, регулятивные и коммуникативные], обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) результатов образования, которые не подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов. Необходимо отметить, что портфель достижений является подтверждением становления личностных характеристик учащихся, обозначенных в «портрете выпускника» начальной*, средней и старшей школ. Он играет важную роль при переходе ребенка в 5-й или 10-й класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. В нормативных документах, в частности в Федеральном законе ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ВЫПУСКНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, а также в примерной основной образовательной программе начального общего образования** подчеркивается, что в портфеле достижений должны находиться документы, подтверждающие формирование у учащегося совокупности компетентностей, представленных в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ (по каждому уровню обучения). В этом случае портфель достижений учащегося используется как средство педагогической диагностики для изучения сформированности компетентностей выпускника образовательной организации. Формирование портфеля достижений учащегося имеет следующие задачи: * Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373). Раздел I, п. 8. ** Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Составитель Е.С. Савинов. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2012. 5
Стр.7
6 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 1) поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся; 2) поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; 3) развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; 4) формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; 5) содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся; 6) закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации; 7) обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса учащихся в широком образовательном контексте, демонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения; 8) формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях учащихся; 9) обеспечивать комплексную оценку планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Важно Оценка портфеля достижений учащегося вызывает много споров, т. к. механизм оценки портфеля не установлен нормативными документами, есть лишь общее указание о необходимости его оценивания. Поэтому каждая образовательная организация обязана разработать локальный акт, в котором должна прописать структуру и содержание, порядок формирования и оценку материалов портфеля достижений учащегося. В МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода для реализации требований к портфелю достижений учащегося рабочей группой, в состав которой вошел и педагог-психолог, разработаны локальный акт «Положение о портфеле достижений учащегося» и система оценивания портфеля достижений. При этом рабочая группа руководствовалась следующими нормативными документами и локальными актами: • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);
Стр.8
№4, 2015 • приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; • приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”»; • основная образовательная программа уровня начального общего образования (далее – ООП НОО) МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода. При создании системы оценки портфеля достижений учащихся исходили из обязательного требования, предъявляемого к оценке: оценка тех или иных достижений или результатов, входящих в портфель достижений, может быть только качественной. Основные положения оценки портфеля достижений учащегося 1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального, основного и среднего общего образования, устанавливаемых требованиями ФГОС общего образования. 2. Оценка как отдельных составляющих портфеля достижений учащегося, так и в целом, ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов. 3. Все составляющие портфеля достижений учащегося оцениваются только качественно. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется методом сложения, при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития. 4. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфеля достижений целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: • зачет/незачет, т. е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале; 7
Стр.9