4, 2015
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Зам. генерального
директора – директор
«МЦФЭР Образование»
МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ
Коммерческий директор
Межанский М.А.
Дулинов М.В.
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР
Директор Гирихиди В.П.
Главный редактор
ШКОЛА
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Анишина Т.П. –
ведущий эксперт «МЦФЭР Образование»
Богданова Е.В. –
главный редактор Издательского дома МЦФЭР
Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В.
директора
Директор по развитию
Богданова Е.В.
Макарова С.М.
образовательных и региональных
проектов
Ответственный редактор
Слепушенко О.А.
Объединенная редакция «Образование»
Главный редактор
Редактор Пятикрестовская Е.А.
Выпускающий редактор
Секретарь редакции
тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный)
Адрес редакции: 127287, г. Москва,
ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80
www.resobr.ru
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru
Интернет-магазин: www.profl it.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 80804 (полугодовой)
«Пресса России» – 44949 (полугодовой)
«Почта России» – 12607 (полугодовой)
Отдел продвижения
тел.: 8 (495) 937-90-80
(многоканальный) Кондрашова Ю.О.
Полтева Н.Ю.
Размещение рекламы
тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru
Синицина Н.Ю.
Служба клиентской поддержки
тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22;
факс: 8 (495) 933-52-62
e-mail: ap@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru
Редакция не несет ответственности за содержание
рекламных материалов. Мнение редакции может
не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов,
опубликованных в журнале, допускается только
с письменного согласия редакции
На обложке использована фотография Fotolia/PhotoXPress
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
Подписано в печать 23.03.2015. Формат 70 Ч 108 1/16
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7
Тираж 7000 экз. Изд. № 6935. Заказ № 2998
Дата выхода в свет 10.04.2015
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20
Цена свободная
Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия»
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр-т И. Яковлева, д. 13
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
9 772221 507156
Владимирова А.С.
Бодякина Т.П.
Папова Т.А.
Дизайн Сутемьева О.А.
Верстка Першина Н.Е.
Шатуха М.В.
Брыкова Е.В.
Венгер А.Л. –
д-р психол. наук, профессор кафедры психологии
Международного университета «Дубна»
Виноградова А.В. –
главный редактор журнала
«Здоровье школьника»
Зиновьева М.В. –
канд. психол. наук, доцент факультета психологии
НОУ ВПО МПСУ
Романова Е.С. –
д-р психол. наук, директор Института психологии,
социологии и социальных отношений
ГОУ ВПО МГПУ
Тараданова И.И. –
заместитель директора Департамента государственной
политики в сфере общего образования
Минобрнауки России
Хухлаева О.В. –
д-р пед. наук, канд. психол. наук,
руководитель психологической службы
АНО «Школа “Президент”»
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Адмиральская И.С. –
психолог, специалист по семейному
консультированию
Николаева Е.И. –
д-р биол. наук, проф. кафедры психологии
и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ
им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Чепракова Е.А. –
канд. психол. наук, руководитель
психологической службы ГБОУ гимназия
№ 1748 «Вертикаль», г. Москва
ISSN 2221-5077
04
Стр.3
2
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ
4 Узянова И.М., Шиянова И.В.
Оценка портфеля достижений учащегося 4-го класса,
завершившего уровень начального общего образования
Основные положения оценки портфеля достижений учащегося. Сводная таблица
результатов оценки портфеля достижений учащихся 4-х классов, завершивших
уровень начального общего образования: оценка результатов по критериям,
характер динамики развития результатов, вывод об уровне освоения ООП НОО.
Опыт МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
12 Запольская Е.Л., Истомина М.И.
Комплекс диагностических методик сопровождения
младших школьников
Методики психолого-педагогического сопровождения детского общественного
объединения «Маленькая страна Чудетство». Опыт МБОУ НШ «Перспектива»
г. Сургута
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
23 Корчагина Ю.В.
Подросток в семье: время трех кризисов
Первый кризис – принятие факта вступления ребенка в подростковый возраст,
необходимость приспособиться к его взрослению. Второй кризис – индивидуальный
возрастной кризис каждого из супругов. Третий кризис – кризис супружеской
жизни, по времени часто совпадающий с двумя вышеописанными
КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
34 Соловьева Д.Ю.
Программа групповых практических занятий «Мы выбираем
жизнь!» для детей с суицидальным поведением
Тренинг уверенности в себе «Я смогу, я сделаю». Тренинг коммуникативных навыков
«Среди людей»
45 Роженко В.А.
Подготовка младших школьников к переходу на уровень
основного общего образования
Окончание материала. Программа коррекционно-развивающих занятий «Первый
раз в пятый класс». Конспекты занятий 13–20
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.4
№4, 2015
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
58 Смирнова Е.О.
Игры младшего школьника
Игры, развивающие умственную деятельность: игры-лабиринты, игры с поворотами.
Игры с карточками. Речевые игры. Игры-задания со словами
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
69 Сидлецкая О.А.
Программа релаксационных занятий «Сбрось усталость»
Описание программы, реализующейся в течение года. Конспекты занятий для
детей младшего школьного возраста
3
Читайте в ближайших номерах
Обзор коррекционно-развивающих
программ для детей школьного
возраста
Банк психодиагностических методик
для оценивания уровня сформированности
УУД у учащихся 1–4-х классов
Методическая
неделя в образовательной
организации: роль педагога-психолога
Стр.5
4
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ
Оценка портфеля
достижений учащегося
4-го класса, завершившего
уровень начального общего
образования
И.М. Узянова,
педагог-психолог МБОУ – лицей № 10,
г. Белгород
И.В. Шиянова,
заместитель директора МБОУ – лицей № 10,
г. Белгород
ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ
ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМОЙ НАКОПИТЕЛЬНОЙ
ОЦЕНКИ НЕ ТОЛЬКО
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ
ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТАМ,
НО И ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ,
ПРОГРАММ ИХ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ
способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных
достижений учащихся в определенный период
обучения по уровням образования с 1-го по 11-й классы. При этом
портфель достижений учащегося является формой накопительной
оценки не только результатов освоения
учебных программ по предметам,
но и программ развития универсальных
учебных действий (далее – УУД)
учащихся, программ их воспитания
и социализации.
Портфель достижений учащегося
Д
дополняет традиционные контрольнооценочные
средства и позволяет
учитывать результаты, достигнутые
учащимися в разных видах деятельности
на каждом уровне образования: учебной, творческой, социальной,
коммуникативной и других.
ля отражения личностных, предметных и метапредметных
результатов освоения основной образовательной программы
служит портфель достижений учащегося. Это
Стр.6
№4, 2015
Данную форму работы рекомендуется использовать для
отслеживания личностных (готовность и способность к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетенции, личностные
качества) и метапредметных (освоенные УУД [познавательные,
регулятивные и коммуникативные], обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
умения учиться) результатов образования, которые не подлежат
оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников
в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных
учебных предметов.
Необходимо отметить, что портфель достижений является
подтверждением становления личностных характеристик учащихся,
обозначенных в «портрете выпускника» начальной*, средней
и старшей школ. Он играет важную роль при переходе ребенка
в 5-й или 10-й класс для определения вектора его дальнейшего
развития и обучения.
В нормативных документах, в частности в Федеральном законе
ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КАК СРЕДСТВО
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ВЫПУСКНИКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
а также в примерной основной образовательной программе
начального общего образования** подчеркивается, что в портфеле
достижений должны находиться документы, подтверждающие формирование
у учащегося совокупности компетентностей, представленных
в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных
программ (по каждому уровню обучения). В этом
случае портфель достижений учащегося
используется как средство педагогической
диагностики для изучения сформированности
компетентностей выпускника
образовательной организации.
Формирование портфеля достижений
учащегося имеет следующие задачи:
*
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России
от 06.10.2009 № 373). Раздел I, п. 8.
** Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа / Составитель Е.С. Савинов. 4-е изд., перераб.
М.: Просвещение, 2012.
5
Стр.7
6
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ
1) поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
2) поощрять их активность и самостоятельность, расширять
возможности обучения и самообучения;
3) развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной)
деятельности учащихся;
4) формировать умение учиться: ставить цели, планировать
и организовывать собственную учебную деятельность;
5) содействовать индивидуализации (персонализации) образования
учащихся;
6) закладывать дополнительные предпосылки и возможности
для успешной социализации;
7) обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса
учащихся в широком образовательном контексте, демонстрировать
его способности практически применять приобретенные
знания и умения;
8) формировать отчет об индивидуальных образовательных
достижениях учащихся;
9) обеспечивать комплексную оценку планируемых результатов
освоения основных образовательных программ.
Важно
Оценка портфеля достижений учащегося вызывает много споров,
т. к. механизм оценки портфеля не установлен нормативными документами,
есть лишь общее указание о необходимости его оценивания.
Поэтому каждая образовательная организация обязана
разработать локальный акт, в котором должна прописать структуру
и содержание, порядок формирования и оценку материалов
портфеля достижений учащегося.
В МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода для реализации требований
к портфелю достижений учащегося рабочей группой, в состав
которой вошел и педагог-психолог, разработаны локальный
акт «Положение о портфеле достижений учащегося» и система
оценивания портфеля достижений. При этом рабочая группа
руководствовалась следующими нормативными документами
и локальными актами:
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373
(далее – ФГОС НОО);
Стр.8
№4, 2015
• приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
• приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений
в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 г. № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования”»;
•
основная образовательная программа уровня начального общего образования
(далее – ООП НОО) МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода.
При создании системы оценки портфеля достижений учащихся
исходили из обязательного требования, предъявляемого
к оценке: оценка тех или иных достижений или результатов, входящих
в портфель достижений, может быть только качественной.
Основные
положения оценки портфеля достижений учащегося
1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих
портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения
планируемых результатов с учетом основных результатов начального,
основного и среднего общего образования, устанавливаемых
требованиями ФГОС общего образования.
2. Оценка как отдельных составляющих портфеля достижений
учащегося, так и в целом, ведется на критериальной основе
с применением уровневого подхода к построению измерителей
и представлению результатов.
3. Все составляющие портфеля достижений учащегося оцениваются
только качественно. Оценка индивидуальных образовательных
достижений ведется методом сложения, при котором фиксируется
достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет
поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные
траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
4. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных
составляющих портфеля достижений целесообразно соотносить
результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
• зачет/незачет, т. е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы
знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач,
построенных на опорном учебном материале;
7
Стр.9