Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Справочник педагога-психолога. Школа

Справочник педагога-психолога. Школа №3 2015 (236,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID313032
АннотацияПсихокоррекционная и развивающая работа, рекомендации по планированию, организации и координации деятельности педагога-психолога в школе, а также новые методики и программы по всем направлениям психолого-педагогической работы с трудными детьми – об этом и многом другом читайте на страницах журнала.
Справочник педагога-психолога. Школа .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №3 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313032 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Изменения в законодательстве Использование таблиц в работе педагогапсихолога Программа «Мы выбираем жизнь!» для детей с суицидальным поведением Как психологически готовиться к экзаменам Открыта подписка на II полугодие 2015 года ШКОЛА Не забывайте, быть женщиной – это прекрасно! <...> Желаем больше приятных женских мелочей Счастливых мгновений Любви и гармонии 3, 2015 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. <...> Главный редактор ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. <...> Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент факультета психологии НОУ ВПО МПСУ Романова Е.С. – д-р психол. наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, руководитель психологической службы АНО «Школа “Президент”» ISSN 2221-5077 03 2 АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА 4 Чернов С.В. <...> Основание отстранения работника от работы РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 12 Балабанова Е.А. <...> Использование таблиц в работе педагога-психолога Составление и примеры таблиц по разным направлениям: работа со слабоуспевающими учащимися 4-го класса по развитию мотивации и познавательной активности через проектную деятельность; психологическая подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ; работа по диагностическому направлению, по профориентации и др. <...> Диагностика эмоциональных нарушений с применением арт-терапевтических методик <...>
Справочник_педагога-психолога._Школа_№3_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Школа_№3_2015.pdf
3, 2015 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80804 (полугодовой) «Пресса России» – 44949 (полугодовой) «Почта России» – 12607 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Служба клиентской поддержки тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использована фотография Fotolia/PhotoXPress Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 16.02.2015. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6850. Заказ № 2767 Дата выхода в свет 10.03.2015 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 9 772221 507156 Владимирова А.С. ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», г. Москва Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Сутемьева О.А. Верстка Першина Н.Е. Шатуха М.В. Брыкова Е.В. Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент факультета психологии НОУ ВПО МПСУ Романова Е.С. – д-р психол. наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, руководитель психологической службы АНО «Школа “Президент”» ISSN 2221-5077 03
Стр.3
2 АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА 4 Чернов С.В. Запрет на занятие педагогической деятельностью. Изменения в законодательстве Необходимость изменений. Обоснованность абсолютного и бессрочного запрета. Позиция Конституционного Суда РФ. Последние изменения в Трудовом кодексе РФ. Основание отстранения работника от работы РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 12 Балабанова Е.А. Использование таблиц в работе педагога-психолога Составление и примеры таблиц по разным направлениям: работа со слабоуспевающими учащимися 4-го класса по развитию мотивации и познавательной активности через проектную деятельность; психологическая подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ; работа по диагностическому направлению, по профориентации и др. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 20 Кунафеева Г.Ю. Диагностика эмоциональных нарушений с применением арт-терапевтических методик Методика Р. Сильвер «Нарисуй историю». Содержание, процедура проведения, интерпретация результатов, шкалы «Эмоциональное содержание рисунка», «Оценка образа “Я”» КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 32 Сунтеева Ж.В. Психологическая помощь тревожному ребенку Причины появления тревожности. Способы и средства оказания помощи. Памятка для родителей «Как общаться с тревожным ребенком». Упражнения на снижение уровня тревожности КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 41 Соловьева Д.Ю. Программа групповых практических занятий «Мы выбираем жизнь!» для детей с суицидальным поведением Задачи и направления коррекционно-развивающей работы в рамках программы по профилактике суицидального поведения детей и подростков. Конспект тренинга личностного роста «Познай себя». Конспект тренинга развития эмоций «Мои эмоции» СОДЕРЖАНИЕ
Стр.4
№3, 2015 54 Роженко В.А. Подготовка младших школьников к переходу на уровень основного общего образования Продолжение материала. Конспекты коррекционно-развивающих занятий по программе подготовки младших школьников к переходу на уровень основного общего образования «Первый раз в пятый класс» (№ 5–11) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 70 Хухлаева О.В., Кядикова Е.А., Кривцова А.С. Как психологически готовиться к экзаменам Влияние экзаменов на психологическое состояние школьников. Приемы эмоциональной саморегуляции: контроль и регуляция тонуса мимических мышц, мышечной системы, темпа движений и речи; выполнение специальных дыхательных упражнений; визуализация; самовнушение. Примеры упражнений ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА 77 Корчагина Ю.В. Пятый ребенок 3 Читайте в ближайших номерах Доверительный разговор с подростками о проблемах буллинга Оценка портфеля достижений учащегося 4-го класса, завершившего уровень начального общего образования Выступление на педагогическом собрании «Кризисы родителей старшеклассников»
Стр.5
4 АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА Наступление 2015 г. ознаменовалось новыми изменениями в законодательстве. В частности, изменения были внесены в положения, устанавливающие запрет на занятие педагогической деятельностью для определенных категорий лиц. Запрет на занятие педагогической деятельностью. Изменения в законодательстве С.В. Чернов, юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Р оссийское законодательство, регулирующее право на занятие педагогической деятельностью, находится в постоянной динамике. С течением времени изменяется отношение общества и государства к некоторым деяниям. Отдельные статьи Уголовного кодекса РФ* (далее – УК РФ) утрачивают силу и становятся историей. При этом новые составы преступлений, свойственные современному этапу развития общества, пополняют уголовный закон. Вместе с уголовным законодательством изменяется и трудовое законодательство в части установления запрета на занятие педагогической деятельностью определенным категориям граждан. В зависимости от трансформации законодательства первоначальный текст ст. 331 ТК РФ в части, регулирующей право на занятие педагогической деятельностью, значительно изменился. * «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу 23.01.2015)
Стр.6
№3, 2015 Неизменным остались требования о запрете допуска к педагогической деятельности для лиц, которым такой запрет прямо установлен решением суда, и лиц, имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления. Другие нормы, устанавливающие такие требования, претерпели значительные изменения. Необходимость изменений. Обоснованность абсолютного и бессрочного запрета Анализируя положения ст. 331 и 351.1 ТК РФ становится понятно, что нормами указанных статей устанавливается абсолютный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью для некоторых категорий лиц. А именно для лиц, когда-либо совершивших преступления из установленных групп преступлений. Учитывая тот факт, что среди установленных статьями ТК РФ групп преступлений, немалую часть составляют преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, то при действующем подходе определить, представляет лицо опасность для развития несовершеннолетних или нет, фактически не представляется возможным. Установленный до 31.12.2014 подход абсолютно запрещал всем лицам, имевшим когда-либо судимость за определенные преступления, заниматься педагогической деятельностью и трудовой деятельностью, связанной с несовершеннолетними. Невозможно было при определении «годности» лица к занятию педагогической деятельностью в среде несовершеннолетних К сведению педагога-психолога Для лучшего понимания следует пояснить, что особенная часть УК РФ (часть, в которой собраны составы конкретных преступлений) состоит из разделов. Разделы состоят из глав. В главах собраны составы преступлений определенной направленности. Так, например, в главе 17 УК РФ предусмотрены преступления против свободы, чести и достоинства личности. В указанную главу входят преступления, предусмотренные: • ст. 127.1. Торговля людьми... и др. В абзаце 2 ст. 331 ТК РФ собраны названия глав УК РФ. Таким образом лицо, совершившее преступление, которое предусмотрено статьей, входящей в главу УК РФ, которая, в свою очередь, предусмотрена абз. 2 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, лишается права на занятие педагогической деятельностью. • ст. 126. Похищение человека; • ст. 127. Незаконное лишение свободы; 5
Стр.7
6 АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА учесть такие немаловажные факты, как давность совершения деяния, тяжесть преступления, поведение лица после понесенного наказания и др. Немаловажным является и тот факт, что запрет распространялся не только на вновь поступающих на работу лиц, но и на лиц, уже работавших в образовательных организациях. Трудовые договоры с такими лицами подлежали расторжению. При расторжении трудового договора лицо лишалось льгот, предоставляемых педагогическим работникам. Нередко за несколько лет до получения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной для педагогических работников, руководители образовательных организаций вынуждены были прекращать трудовые договоры с работниками, совершившими когда-либо преступления. Учитывая тот факт, что статьи ТК РФ (как и УК РФ) периодически изменяются и пополняются, все работники, когда-либо привлекавшиеся к уголовной ответственности, не могли иметь уверенности в том, что они смогут доработать до «льготной» пенсии. В любой момент законодатель мог включить очередную группу преступлений в статьи ТК РФ, и работник лишался бы не только любимой работы и профессии, но и возможности выработать необходимый для пенсии стаж. При таких обстоятельствах терял свою ценность и уже приобретенный педагогический стаж, т. к. при установленном запрете отсутствовала возможность выработать необходимый педагогический стаж в полном объеме. Позиция Конституционного Суда РФ По делу о проверке конституционности п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ в Конституционный Суд РФ (далее – КС РФ) обратилась группа граждан. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ* оспариваемые законоположения. В результате рассмотрения данного дела КС РФ выразил свою позицию в постановлении КС РФ от 18.07.2013 № 19-п «По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Тру* Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993.
Стр.8
№3, 2015 дового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы». В итоге КС РФ признал, что: 1. Абсолютный и бессрочный запрет сохраняется для: • имеющих судимость за совершение указанных в абзаце третьем части второй ст. 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации преступлений; • лиц, имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; • лиц, имевших судимость за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении указанных в данных законоположениях преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям постольку, поскольку на основе оценки опасности таких лиц для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних обеспечивается соразмерность введенного ограничения целям государственной защиты прав несовершеннолетних. 2. За совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности установление бессрочного и абсолютного запрета признано неконституционным. КС РФ обязал законодателя внести соответствующие изменения в ТК РФ. Последние изменения в ТК РФ Во исполнение постановления КС РФ были подготовлены и вступили в силу с 01.01.2015 изменения в ТК РФ. Данные изменения были внесены Федеральным законом от 31.12.2014 № 489-ФЗ и коснулись редакций ст. 331 и 351.1 ТК РФ. Действующая с 01.01.2015 редакция ч. 2 ст. 331 ТК РФ стала выглядеть следующим образом. К педагогической деятельности не допускаются лица: • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; • имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против 7
Стр.9